Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может найти применение при создании двигателя с внешним подводом теплоты небольшой мощности и массы, способного использовать различные источники теплоты, в том числе термальные, солнечные, радиоизотопные.
Известен двигатель с внешним подводом теплоты (патент Великобритании N 1413438, кл. Е 10, 1978), содержащий корпус с цилиндром, в котором размещен регенератор, делящий его полость на "холодный" и "горячий" переменные объемы при помощи сильфонных поршней, соединенных с цилиндром, а также через перепускные клапаны друг с другом. Торцовые части цилиндра и сильфонные поршни охватывают теплопередающие кожухи, заполненные теплоаккумулирующей жидкостью.
Недостатками такой конструкции двигателя являются сложность устройства и малая частота колебаний поршней из-за значительного сопротивления аккумулирующей жидкости и низкий КПД при значительной массе двигателя.
Наиболее близким к предлагаемому является двигатель с внешним подводом теплоты (авт. св. N 1134754, кл. F 02 G 1/04), содержащий теплопередающие кожухи и размещенные в них "горячие" и меньшие по диаметру "холодные" сильфоны, внутренние переменные объемы которых образуют две "горячих" и две "холодных" полости двигателя, сообщенные друг с другом через регенераторы и перепускные каналы, выполненные в штоке, центральная часть которых выполнена в виде золотникового перепускного устройства, при этом оппозитно расположенные крышки "холодных" сильфонов жестко закреплены на концах общего штока.
Недостатками такой конструкции двигателя являются его динамическая несбалансированность, сложная конструкция золотникового распределения и наличие трущихся пар, работающих при повышенных температурах в режиме "неуплотненного поршня", а также большие габариты двигателя, вследствие расположения золотникового устройства между крышками "горячих" сильфонов, наличия значительных по объему паразитных полостей, образуемых крышками сильфонов, и расположения регенераторов между крышками "холодных" и "горячих" сильфонов.
Целью изобретения является упрощение конструкции газораспределительной системы, сокращение габаритов, повышение надежности и обеспечение сбалансированности работы двигателя.
Для этого регенераторы размещены в сопряженных полостях "холодных" и "горячих" сильфонов, расположенных в герметичных теплопередающих кожухах, а плоские крышки "холодных" сильфонов, работающих в противофазе, жестко соединены друг с другом посредством штока, в центральной части которого образован двухсторонний газораспределительный клапан, выполненный с возможностью взаимодействия с клапанным седлом, образованным в плоской диафрагме, разделяющей две "горячих" полости сильфона, работающих в противофазе.
Отбор мощности в двигателе и его сбалансирование осуществлены посредством сдвоенного кривошипного механизма, управляющего также и работой газораспределительного канала.
На фиг. 1 изображен предлагаемый двигатель с внешним подводом теплоты, разрез, в позиции верхней "мертвой" точки; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Двигатель содержит два "горячих" сильфона 1 и 2, разделенных плоской диафрагмой 3 с наружным диаметром, большим диаметра сильфонов, но меньшим внутреннего диаметра кожуха, и расположенных в теплоподводящем кожухе 4, и два "холодных" сильфона 5 и 6 с диаметром, меньшим, чем у "горячих", расположенных соответственно в теплоотводящих кожухах 7 и 8, сообщенных друг с другом через холодильник 9. Противоположные концы теплоподводящего кожуха 4 сообщены через трубчатый подогреватель 10, расположенный в корпусе подогревателя 11, установленном на теплоподводящем кожухе. Верхний рабочий объем образуют внутренние полости "холостого" сильфона 5 и "горячего" сильфона 1, постоянно сообщенные друг с другом через регенератор 12. Нижний рабочий объем образуют внутренние полости "горячего" сильфона 2 и "холодного" сильфона 6, постоянно сообщенные друг с другом через регенератор 13. Шток 14 жестко соединяет крышки "холодных" сильфонов 5 и 6, в средней части он снабжен двухсторонним клапаном 15, а диафрагма 3 снабжена клапанным гнездом 16. В нижнем теплоотводящем кожухе 8 расположен сбалансированный силовой механизм, выполненный в виде спаренных кривошипов 17 с синхронизирующими зубчатыми колесами 18 и шатунов 19, кинематически связанных со штоком 14 двигателя. По меньшей мере один кривошип снабжен валом 20 отбора мощности (фиг. 2). Переменные рабочие объемы "холодных" и "горячих" сильфонов заполнены под избыточным давлением газообразным рабочим телом (р. т. ) с высокой теплопроводимостью и теплоемкостью, например гелием. Таким же газом в качестве промежуточного теплоносителя под таким же избыточным давлением заполнены и полости теплопередающих кожухов.
В предлагаемом двигателе с внешним подводом теплоты рабочий цикл осуществляют следующим образом (см. фиг. 1).
Через трубчатый подогреватель 10 теплоту постоянно передают "горячим" сильфонам 1 и 2 через промежуточный теплоноситель, заполняющий теплоподводящий кожух 4, а через холодильник 9 отбирают избыточное тепло от "холодных" сильфонов 5 и 6 через промежуточный теплоноситель, заполняющий теплоотводящие кожухи 7 и 8. На фиг. 1 изображен момент достижения верхней "мертвой" точки, когда диафрагма 3 упирается в заплечики теплоподводящего кожуха 4, а шток 14 шатунами 19 поднят в верхнее крайнее положение, вследствие чего клапан 15 открывает клапанное гнездо 16 и сообщает между собой верхний рабочий объем сильфонов 5 и 1 с нижним оппозитным рабочим объемом сильфонов 2 и 6. В результате происходит газообмен и давление рабочего тела во всех переменных объемах становится равным но, так как в верхнем рабочем объеме большая часть р. т. находится в "холодном" сильфоне 5, а в нижнем рабочем объеме - в "горячем" сильфоне 2, то большее весовое количество р. т. находится в верхнем рабочем объеме. Сразу же после выравнивания давления р. т. , упругие силы сильфонов 1 и 2 опускают диафрагму 3 и седло садится на нижний конус клапана 15, разобщая верхний и нижний рабочие объемы друг от друга. При высоте кривошипно-шатунного механизма из верхней "мертвой" точки начинается рабочий ход, так как шток 14 движется вниз и "холодный" сильфон 5 вытесняет р. т. через регенератор 12, от которого оно отбирает ранее запасенное тепло в "горячий" сильфон 1, где его температура достигает максимального значения. Одновременно в оппозитном объеме "горячий" сильфон 2 вытесняет р. т. через регенератор 13, которому оно отдает свою теплоту, в "холодный" сильфон 6, где его температура понижается до минимального значения. Вследствие вышеизложенного в процессе опускания штока 14, давление в верхнем рабочем объеме растет, а в нижнем - падает. Газовая составляющая сила, возникшая вследствие этого, опускает шток 14 и приводит во вращение кривошип 17 силового механизма. По достижении нижней "мертвой" точки диафрагма 3 упирается в нижние заплечики теплопроводящего кожуха 4, а шток 14 с клапаном 15 опускается до крайнего нижнего положения, открывая клапанное гнездо 16, в результате чего вновь происходит газообмен и давление в нижнем и верхнем рабочих объемах становится одинаковым, т. е. повторяется описанный рабочий процесс только при движении штока снизу вверх.
Из изложенного следует, что в предлагаемом двигателе за один оборот вала 20 отбора мощности происходит два рабочих хода: вниз и вверх. При этом знакопеременное перетекание промежуточного теплоносителя в теплоотводящих кожухах 7 и 8 через холодильник 9 и в теплопроводящем кожухе 4 через подогреватель 10 интенсифицирует теплопередачу. Кроме того, расположение регенераторов во внутренних полостях сильфонов и объединение "горячих" сильфонов посредством диафрагмы резко сокращает габариты двигателя, а клапанное газораспределение снижает гидравлические потери.
Такое решение поставленной задачи позволит создать компактный, легкий и "всеядный" двигатель с высоким КПД.
(56) Авторское свидетельство СССР N 1134754, кл. F 02 G 1/04, 1983.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАГРЕВА И ОХЛАЖДЕНИЯ ВОЗДУХА | 1993 |
|
RU2085813C1 |
ДВИГАТЕЛЬ С ВНЕШНИМ ПОДВОДОМ ТЕПЛОТЫ | 1993 |
|
RU2050457C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ТЕПЛА И ХОЛОДА | 1993 |
|
RU2106582C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАГРЕВА И ОХЛАЖДЕНИЯ ВОЗДУХА | 1996 |
|
RU2118766C1 |
ГАЗОВАЯ ХОЛОДИЛЬНАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2053461C1 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ АНДРЕЕВА | 2000 |
|
RU2189480C2 |
ДВИГАТЕЛЬ СТИРЛИНГА С ЧАШЕОБРАЗНЫМ ПОРШНЕМ-ВЫТЕСНИТЕЛЕМ | 2017 |
|
RU2674839C1 |
Двигатель с внешним подводом теплоты | 1983 |
|
SU1134754A1 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ АНДРЕЕВА | 2000 |
|
RU2189481C2 |
Двигатель внешнего сгорания | 1971 |
|
SU454366A1 |
Использование: автономные энергетические установки и транспортные устройства. Сущность изобретения: двигатель содержит теплопередающие кожухи 4, 7 и 8, выполненные герметично и заполненные промежуточным теплоносителем, расположенные в них "холодные" 5, 6 и более крупные по размеру "горячие" 1 сильфоны, сообщенные друг с другом регенераторами 9, 10 и газораспределительным устройством, которое выполнено в виде клапанного гнезда 16, установленного в центре диафрагмы 3, разделяющей сильфоны, и двухстороннего клапана 15, выполненного на штоке 14, концы которого жестко закреплены на плоских крышках "холодных" сильфонов, и кинематически связанного с силовым механизмом двигателя 17 - 19. 3 з. п. ф-лы, 2 ил.
Авторы
Даты
1994-01-30—Публикация
1992-06-15—Подача