ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 1994 года по МПК F02C7/26 F01D19/00 

Описание патента на изобретение RU2008481C1

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в пусковых системах газотурбинных двигателей (ГТД).

Целью изобретения является сокращение продолжительности запуска.

На чертеже представлена схема устройства двухвального двигателя, конструктивное исполнение которого содержит ротор высокого давления, который состоит из двух групп рабочих колес компрессора высокого давления - первой 1 и второй 2, жестко соединенной с валом 3 турбины 4. Пусковое устройство 5 подключено к валу 3 ротора высокого давления. Группы 1 и 2 рабочих колес компрессора высокого давления соединены между собой сцепляющим устройством, которое, например, включает в себя удерживаемые в утопленном положении пружинами 6 толкатели 7, что обеспечивает на начальном этапе запуска ГТД свободное вращение первой группы 1 рабочих колес. Дополнительно двигатель содержит вал 8 ротора низкого давления, состоящего из компрессора и турбины низкого давления, и устройство 9 соединения валов 8 и 3.

ГТД в процессе запуска работает следующим образом.

По мере раскрутки пусковым устройством 5 вала 3 ротора высокого давления совместно с последней группой 2 рабочих колес компрессора высокого давления происходит под действием центробежных сил выдвижения толкателей 7, преодолевающих усилие пружин 6. Это обеспечивает фрикционное сцепление последней группы 2 рабочих колес компрессора высокого давления с первой, находящейся в режиме свободного вращения (авторотирующей).

Последующий процесс запуска организуется путем соединения устройством 9 валов 3 и 8.

Сцепление групп ступеней должно производиться устройствами, предотвращающими возникновение недопустимых ударных и тепловых нагрузок, например кинематическими или фрикционными.

По мере раскрутки пусковым устройством 5 последней группы 2 рабочих колес компрессора высокого давления, жестко соединенной с валом 3, происходит снижение запаса газодинамической устойчивости рабочих колес этой группы. Для обеспечения газодинамической устойчивости последней группы 2 рабочих колес необходимо при определенной частоте вращения вала 3 произвести сцепление этой группы рабочих колес с авторотирующей (находящейся в режиме свободного вращения) первой группой 1 рабочих колес.

Выбор частоты вращения вала 3, соответствующей моменту сцепления групп 1 и 2 рабочих колес, производится из условия обеспечения потребного запаса газодинамической устойчивости последней группы 2. Момент сцепления групп 1 и 2 рабочих колес обеспечивается характеристиками сцепляющих устройств, например подбором масс толкателей 7, их количества и усилий пружин 6. (56) Котляр И. В. Переходные процессы в газотурбинных установках. Л. : Машиностроение, 1973, с. 175-182.

Похожие патенты RU2008481C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ЗАПУСКЕ 1991
  • Хвостов А.П.
RU2013620C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ В ТУРБИНЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ЗАПУСКЕ 1990
  • Хвостов А.П.
RU2011874C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ВЫХОДНОГО ВАЛА НАГРУЗКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1989
  • Кохан А.А.
RU2013621C1
Электроэнергетическая установка 1989
  • Кохан Анатолий Андреевич
  • Бем Александр Сергеевич
SU1778325A1
ГАЗОТУРБИННАЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 1989
  • Кохан А.А.
  • Васильев А.К.
  • Терещенко Ф.П.
RU2022140C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1995
  • Черенков С.В.
  • Сушенцов В.М.
  • Власов К.В.
  • Березин Г.В.
  • Халутин А.В.
  • Бармин О.В.
RU2118809C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ГАЗОТУРБОВОЗА 2006
  • Болотин Николай Борисович
RU2312239C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ЛОКОМОТИВА НА БАЗЕ ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Болотин Николай Борисович
RU2308383C1
Система стабилизации зазоров в турбинах газотурбинных двигателей 1990
  • Хвостов Анатолий Прокопьевич
SU1815369A1
СПОСОБ ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ МНОГОДВИГАТЕЛЬНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2004
  • Быстров Валентин Васильевич
  • Гойхенберг Михаил Михайлович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
RU2277179C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 008 481 C1

Реферат патента 1994 года ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Использование: в пусковых системах газотурбинных двигателей. Сущность изобретения: рабочие колеса компрессора высокого давления разбиты по крайней мере на две группы и соединены между собой дополнительным сцепляющим устройством, причем первая группа установлена с возможностью свободного вращения, а вторая жестко соединена с вторым валом. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 008 481 C1

ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, содержащий компрессор низкого давления, соединенный посредством вала с турбиной низкого давления, компрессор высокого давления с рабочими колесами, соединенный вторым валом с турбиной высокого давления, пусковое устройство, подключенное к второму валу, и устройство соединения обоих валов, отличающийся тем, что, с целью сокращения продолжительности запуска, двигатель снабжен сцепляющим устройством, рабочие колеса компрессора высокого давления разбиты по крайней мере на две группы, соединены между собой сцепляющим устройством, причем первая по ходу рабочего потока группа рабочих колес установлена с возможностью свободного вращения, а вторая жестко соединена с вторым валом.

RU 2 008 481 C1

Авторы

Хвостов А.П.

Даты

1994-02-28Публикация

1990-08-13Подача