Изобретение относится к электроракетной технике и может быть использовано в системах питания электроракетных плазменных двигателей (ЭРПД), плазменных ускорителях, генераторов плазмы.
Известен способ электропитания генераторов плазмы (ускорителей, электроракетных двигателей), характеризующихся значительными пусковыми токами и наличием аномальных, близких к короткому замыканию режимов, заключающийся в том, что питание генераторов осуществляют от источника с повышенной установленной мощностью, которую получают суммированием токов маломощных источников напряжения [1] , обеспечивающих необходимую суммарную мощность источника питания генератора плазмы при работе его как в номинальном, так и в пусковом и аномальном режимах.
Известен также способ электропитания электроракетного плазменного двигателя, принятый в качестве прототипа, заключающийся в том, что питание двигателей осуществляют от источника напряжения ограниченной мощности, напряжение которого через несколько миллисекунд после возникновения аномального режима проводимости в канале плазмы скачком снижают до нуля, после некоторой паузы, определяемой временем восстановления межэлектродной проводимости двигателя, вновь скачком повышают и повторяют запуск двигателя. Этот способ реализован в двигательной установке [2] .
Недостаток способа заключается в том, что прерывание разрядного тока работающего двигателя производят после возникновения аномальной проводимости, поэтому не исключается полностью возможность перегрузки элементов источника питания, а остановка и повторный запуск двигателя приводит к дополнительному расходованию рабочего вещества и к сокращению ресурса двигательной установки (ЭРПДУ).
Цель изобретения - повышение надежности и ресурса ЭРПДУ путем формирования режимов питания ЭРПД, обеспечивающих рациональное для элементов ЭРПДУ протекание переходных процессов в цепях питания, ограничивающих длительные пусковые и аномальные токи ЭРПД, позволяющих устранять причины аномальной проводимости прожигом плазменного промежутка двигателя, благодаря чему обеспечивающих также бесперебойный режим работы двигателя и сокращение потерь рабочего вещества.
Поставленная цель достигается тем, что в способе электропитания электроракетных плазменных двигателей, включающем электропитание двигателей от преобразователя напряжения, выходы которого подключены к электродам двигателей, прерывание разрядного тока в цепи электропитания работающего двигателя при возникновении в его межэлектродном промежутке аномальной проводимости и после устранения причин перегрузки осуществление повторного запуска двигателя, при запуске двигателей или возникновении аномальной проводимости в межэлектродном промежутке работающего двигателя осуществляют последовательное формирование ступеней тока в цепи электропитания двигателя, при этом первую максимальную по амплитуде ступень тока формируют суммированием токов преобразователя напряжения, который переводят в режим источника тока, и емкостного накопителя энергии, подключенного к межэлектродному промежутку двигателя, который предварительно заряжают от преобразователя напряжения с ограничением зарядного тока при подаче напряжения на электроды двигателя и поддерживают в заряженном состоянии, после импульсного воздействия на межэлектродный промежуток током первой ступени при сохранении его повышенной проводимости формируют ток второй ступени, равный величине выходного тока, преобразователя напряжения, работающего в режиме источника тока. Если после этого повышенная проводимость межэлектродного промежутка сохраняется, то осуществляют прерывание выходного тока преобразователя и через промежуток времени, достаточный для устранения причин перегрузки, осуществляют повторный запуск двигателя. При этом, если после формирования и воздействия тока второй ступени проводимость межэлектродного промежутка не превышает номинальный уровень, формируют третью ступень тока двигателя путем перевода преобразователя в режим источника напряжения. Ограничение зарядного тока емкостного накопителя энергии осуществляют на уровне второй ступени тока, величину которого устанавливают в прямо пропорциональной зависимости, а продолжительность его действия - в обратно пропорциональной зависимости от величины проводимости межэлектродного промежутка двигателя.
На фиг. 1 показана характеризующая предложенный способ диаграмма тока зарядки емкостного накопителя энергии (а), тока двигателя при запуске с избытком рабочего вещества в межэлектродном промежутке (б), тока двигателя при возникновении аномальной проводимости, близкой к короткому замыканию в межэлектродном промежутке (в); на фиг. 2 - блок-схема системы электропитания для осуществления предложенного способа электропитания электроракетного плазменного двигателя (Для простоты пояснения способа показана система электропитания одного ЭРПД с одним катодом, обычно количество двигателей в установке не менее двух и по два катода в каждом двигателе).
Система электропитания содержит преобразователь 1 напряжения, который может быть единым или состоящим из отдельных (по количеству выходов) преобразователей, вход преобразователя подключен к клеммам питания Uпит, к основному выходу преобразователя подключен ЭРПД 2, содержащий анод А, катод К, электрод поджига П, нагреватель Н, между анодом и катодом включен емкостный накопитель 3, в цепи питания двигателя включен датчик 4 тока анода, подсоединенный одним выводом непосредственно к одному из основных выводов преобразователя, вторым - к общей точке накопителя и двигателя, второй выход преобразователя подключен к выводам нагревателя катода, в цепь питания нагревателя катода включен датчик 5 тока накала, выход которого соединен с регулятором 6 тока накала, второй вход которого соединен с выходом порогового устройства 7, входом соединенный с выходом датчика тока анода и регулятором 8 тока анода, выходы регуляторов тока анода и накала подсоединены к управляющим выходам преобразователя напряжения, к третьему выходу которого подключено устройство 9 поджига, выходом соединенное с электродом поджига П двигателя, управляющий вход устройства поджига соединен с блоком 10 управления (блоком команд), второй управляющий выход которого подключен к управляемому входу преобразователя, а вход соединен с выходом устройства 11 выдержки времени действия тока прожига, вход которого подключен к второму выходу регулятора тока 8.
Предложенный способ реализуют следующим образом.
По каналу управления, связывающему преобразователь 1 напряжения и блок 10 управления поступает сигнал, включающий преобразователь напряжения, на выходах которого появляются токи, обусловленные в анодной цепи высокой проводимостью емкостного накопителя энергии в незаряженном состоянии, а в цепи нагревателя малым сопротивлением его в холодном состоянии. Ограничение бросков тока в цепи накала и анода (фиг. 1, а) обеспечивается с помощью датчиков тока анода 4, накала 5 и соответствующих регуляторов 8 и 6, которые переводят преобразователь напряжения в режим источника тока. До момента t1 преобразователь работает в режиме ограничения зарядного тока накопителя, с момента t1, когда емкостный накопитель зарядится до напряжения Uс = Iогр t1/C, преобразователь автоматически переводится в режим источника напряжения и продолжается свободный без ограничения процесс зарядки накопителя до значения напряжения анода. В момент t2 с блока 10 управления выдается команда на включение устройства 9 поджига, которое запускает двигатель 2. При запуске в пространство между анодом и катодом предварительно подается некоторое избыточное количество рабочего вещества, в результате чего проводимость межэлектродного промежутка, ионизированного поджигающим устройством 9, превышает проводимость рабочего режима двигателя. Для повышения надежности запуска и ускорения выхода двигателя на рабочий режим необходимо обеспечить "прожиг" двигателя, между анодом и катодом которого помимо избытка рабочего вещества в момент запуска могут содержаться еще и "загрязняющие" примеси, эта задача решается с помощью предложенного способа токового питания двигателя: в первый момент - импульсного ударного с последующим переходом на режим источника (ограничителя) тока, если проводимость промежутка анод-катод не установилась, равной номинальной.
В момент поджига t2 в результате перехода двигателя из непроводящего состояния в состояние повышенной проводимости емкостный накопитель 3 разряжается на двигатель с амплитудой ударного тока, пропорциональной проводимости промежутка анод-катод (1-я ступень тока). При спадании разрядного тока накопителя до значения Iогр, если проводимость не установилась равной номинальному значению, то с момента t3 прожиг двигателя продолжается ограниченным током Iогр (2-я ступень тока), генерируемым преобразователем напряжения, работающим при этом в режиме источника или ограничителя тока, формируемого с помощью датчика 4 и регулятора 8 тока анода, при появлении которого срабатывает пороговое устройство 7 и отключает ток в нагревателе катода. Ток второй ступени Iогр, который с помощью регулятора 8, например, широтно-импульсного может быть стабильным или зависимым прямо пропорционально от проводимости межэлектродного промежутка, сохраняется до момента t4, который также может зависеть обратно пропорционально от проводимости межэлектродного промежутка и определяется устройством 11 выдержки времени действия прожига.
Когда проводимость после воздействия разрядного тока емкостного накопителя 3 энергии, а затем тока второй ступени Iогр, восстанавливается (момент t4) до номинального значения, преобразователь напряжения переводят в режим источника напряжения и в двигателе устанавливается номинальное анодное напряжение и ток (третья ступень), соответствующий рабочему режиму, определяющемуся напряжением анода и нормальной проводимостью плазмы. Рабочий режим может длиться от нескольких минут до десятков и сотен часов. Если в процессе работы двигателя возникла аномальная проводимость (t5) в канале плазмы, например, вследствие отслоения частиц продуктов разложения микроатмосферы со стенок разрядной камеры и попаданием их в плазменный промежуток, то емкостный накопитель, который в процессе работы находится в заряженном ждущем состоянии, разрядным импульсным током выжигает отслоившуюся частицу, проводимость плазменного промежутка восстановится (t6) и двигатель продолжает работать в номинальном режиме, а накопитель автоматически подзаряжается до значения анодного напряжения. Если же энергия накопителя окажется недостаточной для выжигания примеси в плазме, то прожиг двигателя завершается в момент t7 преобразователем напряжения (на фиг. 1, в, показано пунктиром), во время разрядки накопителя сменяющего режим работы в качестве источника напряжения на режим источника тока (ограничителя тока). С момента t7 проводимость канала плазмы устанавливается номинальной, преобразователь напряжения работает в режиме источника напряжения до отключения его по команде с блока управления. (56) Авторское свидетельство СССР N 752664, кл. H 02 M 3/335, 1980.
Арцимович Л. А. и др. Разработка стационарного плазменного двигателя и его испытания на ИСЗ "Метеор". Космические исследования. 1974, т XII, в. 3, с. 451-468.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ИМИТАТОР ЭЛЕКТРОРАКЕТНОЙ ПЛАЗМЕННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ | 2009 |
|
RU2395716C1 |
СИСТЕМА ЗАПУСКА И ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ЭЛЕКТРОРЕАКТИВНОГО ПЛАЗМЕННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1999 |
|
RU2162623C2 |
УСТРОЙСТВО ЗАПУСКА И ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ЭЛЕКТРОРЕАКТИВНОГО ПЛАЗМЕННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2265135C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СТАЦИОНАРНЫМ ПЛАЗМЕННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ | 2016 |
|
RU2647749C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ИМПУЛЬСОВ, ИМИТИРУЮЩИХ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ С ЭЛЕМЕНТОВ ПЛАЗМЕННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2566809C1 |
СПОСОБ ПИТАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ КОРРЕКЦИИ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА | 2013 |
|
RU2549318C2 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЯГИ ЭЛЕКТРОРАКЕТНОГО ПЛАЗМЕННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2206787C2 |
Способ электропитания электроракетного плазменного двигателя и устройство для его осуществления | 2001 |
|
RU2220322C2 |
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ ТЯГИ ЭЛЕКТРОРАКЕТНОГО ПЛАЗМЕННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2324841C1 |
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ ТЯГИ ЭЛЕКТРОРАКЕТНОГО ПЛАЗМЕННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2044926C1 |
Использование: в электроракетных плазменных двигательных установках (ЭРДУ), плазменных ускорительных и генераторных установках. Сущность изобретения: при возникновении аномального режима повышенной проводимости плазмы формируют ступенчатый ток прожига двигателя. Первую ступень тока получают суммированием тока преобразователя напряжения (ПН), переведенного при этом в режим ограничителя тока, и разрядного тока емкостного накопителя энергии, который предварительно заряжают от того же преобразователя с ограничением зарядного тока. Если повышенная проводимость плазмы после разрядки емкостного накопителя сохраняется, то сохраняют и режим ограничителя тока ПН, что соответствует второй ступени тока, величину и длительность действия которого устанавливают в функции проводимости плазмы. При восстановлении нормальной проводимости плазмы ПН переводят в режим источника напряжения и устанавливают номинальный ток, соответствующий третьей ступени. Способ электропитания обеспечивает безостановочный режим работы установки, сокращает количество циклов включения - выключения и расход рабочего вещества, исключаются перегрузки ПН. Способ позволяет повысить надежность и ресурс ЭРДУ путем формирования режимов электропитания, обеспечивающих ускоренное безостановочное восстановление проводимости плазмы. 2 ил.
Авторы
Даты
1994-02-28—Публикация
1992-02-10—Подача