Изобретение относится к строительству насыпей и может быть использовано при возведении железных дорог на вечномерзлых и пучинистых грунтах.
Известны конструкции насыпей на вечномерзлом грунте, содержащие теплоизоляционные слои, которые позволяют сохранить вечномерзлый грунт от протаивания [1] .
Однако теплоизоляционные элементы этой конструкции имеют малую собственную теплоемкость, что обуславливает протаивание грунта основания насыпи в летний период.
Известна также насыпь на вечномерзлых грунтах, включающая охлаждающую систему в виде одного ряда труб для подачи хладагента. Однако такая конструкция энергоемка и ненадежна в эксплуатации, т. к. требует постоянную эксплуатацию холодильной установки, выход из строя которой может привести к растеплению основания насыпи [2] .
Цель изобретения - повышение надежности насыпи путем предотвращения деградации мерзлоты в ее основание.
Поставленная цель достигается тем, что посредством устройства системы охлаждающих труб в нижней части насыпи укрепляется ее основание за счет сохранения многолетнемерзлого состояния грунтов и понижения их температуры. При этом отпадает необходимость в дополнительных противодеформационных мероприятиях, возрастают надежность, пропускная способность линии и сроки службы элементов пути.
На фиг. 1 изображен поперечный разрез насыпи с охлаждающей системой; на фиг. 2 - охлаждающая система.
Охлаждающая система, расположенная в основании насыпи, состоит из одного или нескольких рядов охлаждающих труб 1, уложенных поперек насыпи, через которые продувается хладагент (холодный или охлажденный воздух, воздушно-газовая смесь) путем естественной или принудительной вентиляции. Диаметр труб, шаг их укладки и количество рядов определяются с помощью теплотехнического расчета по общепринятой методике. Вентиляция осуществляется с помощью магистральных труб 2, входного 3 и выходного 4 патрубков. Для повышения эффективности естественной вентиляции отверстия входных и выходных патрубков расположены на разных уровнях. Этому же способствует укладка труб с наклоном i в низовую сторону насыпи или применение труб 1 конической формы. В случае применения принудительной вентиляции дополнительно предусматривается включение в охлаждающую систему вентилятора 5.
Изобретение имеет ряд преимуществ в механизме сохранения грунтов основания и тела насыпи в многолетнемерзлом состоянии и отвечают критерию "Новизна". Охлаждающее устройство расположено непосредственно на границе насыпи и подстилающих пород. При этом происходит объемное промораживание и охлаждение насыпи и стабилизации грунтов основания в мерзлом состоянии. Совокупность ряда признаков (отверстия входных и выходных патрубков расположены на разных уровнях, а трубы наклонены или расширены к основанию насыпи) позволяют повысить эффективность работы охлаждающей системы без дополнительных энергозатрат, что не предусмотрено в известной охлаждающей системе. Таким образом, предложенное техническое решение соответствует критерию "Существенные отличия".
Использование изобретения позволяет отказаться от энергоемких и ненадежных в эксплуатации холодильных установок, что снижает стоимость возведения и эксплуатации насыпи до 50% .
Изобретение предполагается применять при проектировании и строительстве насыпей в районах распространения вечномерзлых грунтов, в первую очередь высокотемпературных и льдистых, например линии Томмот-Якутск, а также для ремонта действующих и деформирующихся в процессе эксплуатации насыпей, строящихся и действующих магистралей в аналогичных условиях, в частности БАМ. Может быть использовано и на автомобильных дорогах, земляных дамбах.
(56) Авторское свидетельство СССР N 555196, кл. E 01 C 3/06, 1977.
Авторское свидетельство СССР N 160110, кл. E 01 C 3/06, 1964.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ | 2022 |
|
RU2780999C1 |
ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ | 2018 |
|
RU2705656C1 |
Комбинированное устройство предварительного подогрева приточного воздуха | 2018 |
|
RU2714869C1 |
АВТОНОМНОЕ ОХЛАЖДАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 2022 |
|
RU2792466C1 |
НАСЫПЬ НА СИЛЬНОЛЬДИСТЫХ ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ | 2011 |
|
RU2487213C1 |
НАСЫПЬ НА МЕРЗЛОМ ГРУНТЕ | 2008 |
|
RU2379405C1 |
ГИДРОУЗЕЛ НА ВОДОТОКЕ СЕЗОННОГО ДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТОВ | 2010 |
|
RU2424397C1 |
ГИДРОУЗЕЛ НА ВОДОТОКЕ СЕЗОННОГО ДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТОВ, ОХЛАЖДАЮЩАЯ УСТАНОВКА И СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГИДРОУЗЛА | 2010 |
|
RU2418134C1 |
ТРЁХКОНТУРНАЯ СИСТЕМА ВСЕСЕЗОННОЙ ТЕРМОСТАБИЛИЗАЦИИ МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТОВ ОСНОВАНИЙ | 2021 |
|
RU2768247C1 |
ЗЕМЛЯНОЕ СООРУЖЕНИЕ НА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ И СПОСОБ ЕГО ВОЗВЕДЕНИЯ С УКРЕПЛЕНИЕМ ОСНОВАНИЯ В РАЙОНАХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ | 2010 |
|
RU2443828C1 |
Использование: относится к строительству железных дорог в условиях вечномерзлых грунтов. Сущность изобретения: насыпь на сильнольдинистых вечномерзлых грунтах содержит тело насыпи в виде насыпного грунта, и охлаждающую систему в виде, по меньшей мере, одного ряда труб для подачи хладагента. Охлаждающая система расположена в нижней части насыпи. Отверстия входных и выходных патрубков расположены на разных уровнях, а трубы наклонены или расширены к основанию насыпи. 2 з. п. ф-лы, 2 ил.
Авторы
Даты
1994-04-15—Публикация
1991-07-26—Подача