СПОСОБ РЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ МОТОРНОЙ АФАЗИИ У ВЗРОСЛЫХ Российский патент 1994 года по МПК A61B5/11 A61N5/06 

Описание патента на изобретение RU2012229C1

Изобретение относится к медицине, а именно к реабилитации речевых нарушений (моторных афазий) при патологии коры головного мозга.

Известен способ мелодико-интонационной терапии речи, когда при восстановлении экспрессивной речи короткие (обходные) фразы вводятся в простую мелодию. При произнесении фраз больной производит рукой отстукивание ритма фразы.

Недостатком данного способа является относительная низкая эффективность реабилитации ук взрослых, особенно при лечении в поздние сроки с начала заболевания.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является выбранный в качестве прототипа метод ритмико-мелодической структуры речи, когда при восстановлении речевых нарушений используется ритм мелодии, стихотворения, который воспроизводится больным (постукивание пальцами кисти по плоскости) одновременно с произнесением текста.

Однако данный способ-прототип имеет следующие недостатки:
при корковой патологии возможно нарушение генерации и воспроизведения темпоритмов;
относительно низкая эффективность реабилитации, особенно при лечении в поздние сроки с начала заболевания.

Цель предполагаемого изобретения - повышение эффективности реабилитации.

Поставленная цель достигается тем, что в качестве организующего и стимулирующего воздействия при речевой реабилитации используется экзогенно предъявляемый светозвуковой темпоритм. Светозвуковая стимуляция производится посредством работы стандартного фото-фоностимулятора при аппарате ЭЭГ 8S (ф. "Медикор"). Первоначальная частота стимуляции составляет 1 Гц. В темпе предъявляемой стимуляции больной читает специально приготовленные тексты (автобиографические, стихотворения и т. д. ), ведет диалог с врачом.

После нескольких дней занятий, при усвоении ритма частотой 1 Гц, используется частота экзогенной стимуляции, равная собственной частоте циклических движений кисти больного, выполняемых в произвольном темпе. Собственная частота циклических движений кисти (теппинг в произвольном темпе) определяется методом функционального анализа репродуктивного теппинга: больной в произвольном темпе наносит серию ударов ладонью по плоскости, параллельно регистрируется электромиограмма движения. При известной скорости движения ленты электромиографа рассчитывается средняя продолжительность отдельного двигательного цикла и частота следования циклов в последовательности. Полученная таким образом частота (обычно в интеравале от 0,5 до 1,5 Гц) подается больному посредством светозвуковой стимуляции при реабилитации. Продолжительность одного занятия 30 - 40 мин (при большей продолжительности занятия обычно наступает утомление). Занятия проводятся ежедневно, кроме этого больной каждый день занимается самостоятельно - отрабатывает чтение текстов в светозвуковом темпоритме.

Продолжительность курса лечения в целом - до полной ликвидации дефекта (обычно значительное улучшение наступает в течении 4-5 недель).

Сопоставительный анализ заявляемого изобретения с прототипом показывает, что заявляемый способ отличается от известного тем, что при восстановлении моторных афазий (проговаривание слов, словосочетаний, чтение текстов, беседа) в качестве организующего и стимулирущего воздействия на центральную нервную систему используется светозвуковая стимуляция с начальной частотой 1 Гц и последующим использованием частоты собственного двигательного ритма (от 0,5 до 1,5 Гц). Таким образом, заявляемый способ соответствует критерию изобретения "новизна". Известно техническое решение, в котором пир восстановлении речевых нарушений используется ритм мелодии, стихотворения, воспроизводимый больным (нанесением ударов кисти по плоскости) одновременно с произнесением текста, что, однако, не позволяет добиться достаточно эффективной реабилитации, особенно при лечении в поздние сроки от начала заболевания, что достигается в заявляемом техническом решении. Это позволяет сделать вывод о его соответствии критерию "существенные отличия".

П р и м е р конкретного применения способа: Больная К. , 32 г, история болезни N 44, поступила в клинику нервных болезней ЕнЦББ 08.01.91г.

Диагноз: последствия острого нарушения мозгового кровообращения в бассейне левой средней мозговой артерии с синдромом моторной афазии, правостроннего спастического гемипареза.

Из анамнеза: в 1986 году перенесла острое нарушение мозгового кровообращения (на фоне аневризмы левой средней мозговой артерии).

При беседе у больной выявляется картина грубой моторной афазии - понимает обращенную речь, инструкции выполняет. В разговорной речи больной употребляются только междометрия, слова-эмболы (ну. . . , вот. . . , тридцать. . . , Наташа. . . ).

В неврологическом статусе: сглаженность правой носогубной складки, девиация языка вправо. Гипертонус правых конечностей. Снижение мышечной силы в правой руке от 3 (проксимальные отделы) до 1,5 баллов (кисть), в правой ноге снижение мышечной силы до 3 баллов. Сухожильные рефлексы d > S, справа патологические рефлексы Бабинского, Оппенгейма. Расстройств чувствительности нет. ПНП, КПП слева выполняет уверенно, справа не может выполнить из-за слабости и высокого тонуса. В позе Ромберга пошатывание без преобладания сторон.

Глазное дно: диски зрительных нервов с нечеткими контурами, бледные.

Реоэнцефалограмма от 11.01.91г. - межполушарная асимметрия, снижение кровотока слева, справа на нижней границе нормы.

ЭЭГ от 11.01.91г. Картина дезорганизации корковой ритмики. Выявляется межполушарная асимметрия: основные ритмы слева ( α, β) ниже по амплитуде на 20% . Отмечается дисфункция стволовых структур. Эпиактивности не зарегистрировано.

В течении 2 месяцев больная проходила лечение по описанной методике:
Первая неделя:
проговаривание под темпоритм фото-фоностимулятора (частота стимуляции 1 Гц) словосочетаний типа: кот, тигр, рысь; щит, меч, шлем и т. д. ;
проговаривание в экзогенном темпоритме (частота стимуляции 1 Гц) коротких предложений типа: Меня зовут Наташа. У меня двое детей и др.

Вторая неделя:
определение частоты собственного двигательного ритма в здоровой (левой) руке, для чего электрод электромиографа ("Медикор") накладывался на m. Exstensor disitorum левого предплечья, записывалась электромиограмма движений кисти, производимых (нанесение серии ударов ладонью по плоскости) в произвольном темпе. Скорость движения ленты электромиографа 25 мм/с. Для обсчета брались 12 последовательно записанных на электромиограмме двигательных циклов. Средняя продолжительность двигательного цикла 31,2 ± 0,8 т. е. частота собственного двигательного ритма 1,25 Гц. В дальнейшем частота экзогенной светозвуковой стимуляции во всех случаях составляла 1,25 Гц;
отработка словосочетаний, используемых в первую неделю реабилитации, в экзогенном темпоритме (1,25 Гц);
чтение в экзогенном теморитме (1,25 Гц) простых, составленных врачом текстов из 6-8 предложений;
пересказ прочитанных текстов в темпе экзогенно предъявляемой светозвуковой стимуляции (1,25 Гц).

Третья неделя:
работа по программе второй недели с постепенным усложнением текстов для чтения и пересказа;
ведение свободной беседы (в основном, ответы на вопросы), частота стимуляции 1,25 Гц. В дальнейшем для чтения, пересказа подбирались все более сложные тексты (стихи, статьи), расширялись темы и объем свободной беседы, производимой в темпоритме экзогенной свето-звуковой стимуляции с частотой 1,25 Гц. Занятия проводились ежедневно, кроме этого, больная самостоятельно готовила задания (читала и пересказывала тексты в темпоритме экзогенной светозвуковой стимуляции с частотой 1,25 Гц).

В результате 2-месячного лечения больная хорошо читает приготовленные ею тексты, ведет свободную беседу (предложения короткие, из 3-4 слов), из речи практически исчезли слова-эмболы. Речь намного свободнее при разговоре в темпоритме экзогенной светозвуковой стимуляции с частотой 1-1,25 Гц.

С помощью данного способа пролечено 15 больных: 10 мужчин и 5 женщин в возрасте от 20 до 50 лет с остаточными явлениями травматической и сосудистой патологии: 7 больных с выраженной моторной афазией, больные общаются междометиями, словами-эмболами; 8 больных с умеренно выраженной моторной афазией, в общении которых преобладают междометия, слова-эмболы, предложения из 2-3 слов. Срок давности от начала заболевания 0,5 - 5 лет.

Реабилитационные сеансы проводились от 3 недель до 2 месяцев. Хороший эффект от лечения отмечается у 6 больных (все больные с умеренно выраженной афазией): больные могут свободно общаться, вести беседу, самостоятельно составляют предложения из 3-5 слов, хорошо читать тексты (у 4 из них явления афазии регрессировали полностью). Удовлетворительный эффект отмечается у 7 больных (1 больной с умеренно выраженной и 6 с выраженной моторной афазией): больные могут общаться короткими предложениями из 2-3 слов, хорошо читают подготовленные тексты. У 2 больных эффекта от лечения практически нет в силу снижения волевых процессов, отсутствия желания заниматься, вследствие более глубокого поражения мозговых структур и наличия энцефалопатии.

Использование предлагаемого способа речевой реабилитации при моторных афазиях у взрослых по сравнению с существующими способами имеет следующие преимущества:
а) повышение эффективности реабилитации у больных, особенно при лечении в поздние сроки от начала заболевания;
б) возможность индивидуального выбора темпа экзогенной свето-звуковой стимуляции, соответствующего частоте "собственного" двигательного ритма больного. (56) Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. М. : Просвещение, 1988, с. 75.

Похожие патенты RU2012229C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ СЕНСОРНОЙ АФАЗИИ 1993
  • Руднев Вячеслав Александрович
  • Прокопенко Семен Владимирович
  • Похабов Дмитрий Владимирович
RU2092199C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА РЕФЕРЕНТНОЙ БИОАДАПТАЦИИ 1996
  • Руднев В.А.
  • Прокопенко С.В.
  • Епихин А.М.
  • Похабов Д.В.
  • Никольская О.Н.
RU2144806C1
СПОСОБ РЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 2003
  • Слива Сергей Семенович
  • Девликанов Энвер Османович
  • Переяслов Григорий Анатольевич
  • Войнов Иван Дмитриевич
RU2294691C2
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С АФАТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ПУТЕМ СИНХРОНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕМПО-РИТМА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА РЕГИСТРАЦИИ МИКРОАРТИКУЛЯЦИИ ЯЗЫКА 2010
  • Народова Екатерина Андреевна
  • Народова Валерия Вячеславовна
  • Народов Андрей Аркадьевич
  • Ерахтин Евгений Евгеньевич
RU2496415C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПРИ КОМПЛЕКСНОЙ МОТОРНОЙ И ЭФФЕРЕНТНОЙ МОТОРНОЙ АФАЗИЯХ МЕТОДОМ ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ КОРРЕКЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2005
  • Прокопенко Семен Владимирович
  • Никольская Ольга Николаевна
  • Тупичкин Николай Александрович
RU2309717C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ РАЗЛИЧНОГО ГЕНЕЗА 2003
  • Зеленкова И.М.
  • Шевцова Е.Е.
RU2242954C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ У БОЛЬНЫХ ИНСУЛЬТОМ 2004
  • Быков Юрий Николаевич
  • Николайчук Светлана Викторовна
  • Леонтьева Юлия Михайловна
RU2277892C2
СПОСОБ АКТИВАЦИИ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА 2012
  • Константинов Константин Викторович
RU2492839C1
СПОСОБ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПОВРЕЖДЕНИЯ МОЗГОВЫХ СТРУКТУР ПРИ ОРГАНИЧЕСКИХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ 2015
  • Шкловский Виктор Маркович
  • Лукашевич Ирина Павловна
RU2581708C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ У БОЛЬНЫХ С НАРУШЕНИЯМИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ ОЧАГОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА 2015
  • Шкловский Виктор Маркович
  • Репин Владимир Яковлевич
RU2581707C1

Реферат патента 1994 года СПОСОБ РЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ МОТОРНОЙ АФАЗИИ У ВЗРОСЛЫХ

Изобретение относится к медицине, а именно к реабилитации речевых нарушений (моторных афазий) при патологии коры головного мозга. Способ позволяет повысить эффективность реабилитации при лечении моторных афазий у взрослых. Для этого речевые упражнения /проговаривание слов, словосочетаний, чтение и пересказ текстов, ведение свободной беседы/, ведутся в темпе светозвуковой стимуляции, заваемой с первоначальной частотой 1 Гц, а в последующем 0,5 - 1,5 Гц, равной частоте собственного двигательного ритма больного.

Формула изобретения RU 2 012 229 C1

СПОСОБ РЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ МОТОРНОЙ АФАЗИИ У ВЗРОСЛЫХ путем проговаривания слов и текстов в заданном ритме, отличающийся тем, что ритм задают светозвуковой стимуляцией первоначально частотой 1,0 Гц, затем измеряют индивидуальную частоту произвольного темпа движений кисти руки и последующие занятия проводят в ритме найденной частоты в диапазоне 0,5 - 15,0 Гц.

RU 2 012 229 C1

Авторы

Руднев В.А.

Прокопенко С.В.

Похабов Д.В.

Даты

1994-05-15Публикация

1991-06-04Подача