Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам регулирования тяги авиационных газотурбинных двигателей (ГТД).
Известны устройства регулирования тяги авиационных газотурбинных двигателей, например, трехвальный ТРДД "Геррит-эрисерч АТF-3" [1]. Двигатель имеет систему регулирования - электромеханическую с полупроводниковым вычислительным устройством. Главным недостатком данной системы является наличие механических средств изменения расхода компонентов топлива для изменения величины тяги двигателя, что приводит к потерям тяги при регулировании за счет нерасчетных режимов работы.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению следует считать устройство для регулирования тяги ГТД без изменения его числа оборотов [2], содержащее механическое устройство, предназначенное для регулирования тяги газотурбинного двигателя без изменения его числа оборотов. Устройство содержит средство для перепуска части воздуха от выхода компрессора в коллектор, окружающей выхлопное сопло двигателя, и, по мере необходимости, в канал охлаждения турбины с целью кратковременного увеличения расхода газа, используемого для охлаждения турбины. Коллектор содержит вихревые сопла, входы которых сообщаются с коллектором, а выходы - с выхлопным соплом. Перепускаемый поток воздуха подается через вихревые сопла в выхлопное сопло таким образом, что в основном газовом потоке возникает вихрь, и вследствие этого, существенно возрастают потери давления в выхлопном сопле и уменьшается тяга, развиваемая двигателем.
Недостатком данного устройства является уменьшение удельного импульса при регулировании, а также понижение надежности работы двигателя.
Целью настоящего изобретения является устранение указанных недостатков, т. е. повышение эффективного регулирования тяги и надежности работы газотурбинного двигателя.
На чертеже схематически изображено предлагаемое устройство, общий вид в разрезе.
Указанная цель достигается тем, что устройство для регулирования тяги воздушного газотурбинного двигателя (см. чертеж), содержит механическое устройство 11 для перепуска части воздуха от выхода компрессора низкого давления 1 в коллектор 12 для охлаждения рабочих лопаток турбины 10; канал 6 для подачи другой части воздуха через компрессор высокого давления 7, камеру сгорания 9 на лопатки рабочего колеса 10 турбины; лопатки направляющего аппарата 3 и ротора многоступенчатого осевого компрессора низкого давления 4, выполненные из ферромагнитного материала, которые вместе с установленными в корпусе ротора компрессора низкого давления электромагнитами 5 регулируемой напряженности магнитного поля образуют замкнутый контур, воздействующий на воздушный поток, делят его на диамагнитный азот и парамагнитные кислород; электромагнит 8, установленный в начале канала 6, подающего воздух в компрессор высокого давления 7, который создает магнитный поток, дополнительно отделяющий диамагнитный азот из воздуха, идущего в камеру сгорания 9, при изменении величины тока в электромагнитах изменяется величина магнитного потока, содержание кислорода в потоке воздуха, поступающего в камеру сгорания, температура газа, поступающего на лопатки рабочего колеса турбины и, следовательно, тяга двигателя.
Предложенное устройство характеризуется следующими отличительными существенными признаками:
а) часть лопаток или все лопатки направляющего аппарата и рабочего колеса компрессора низкого давления из ферромагнитного материала;
б) в корпусе ротора компрессора низкого давления установлены электромагниты 5, образующие с лопатками направляющего аппарата и ротора компрессора низкого давления замкнутый магнитный контур;
в) на входе в канал, подающий воздух в компрессор высокого давления, установлен электромагнит.
В прототипе отсутствуют перечисленные признаки, следовательно, предлагаемое техническое решение соответствует критерию "новизна". При проведении патентных исследований не обнаружены технические решения, в которых разделение газов, в частности, обогащение воздуха кислородом достигается в замкнутом контуре, образованном лопатками направляющего аппарата и рабочего колеса многоступенчатого осевого компрессора и электромагнитами с регулируемой напряженностью магнитного поля, установленными в корпусе ротора компрессора, а, значит, признаки "а", "б" соответствуют критерию "существенные отличия". Признак "в" является частным существенным признаком, дополняющим признаки "а", "б" и представляет собой один из вариантов устройств для разделения газов.
Следовательно, из трех отличительных от прототипа признаков только первый и второй соответствуют критерию "существенные отличия", что достаточно для вынесения суждения о наличии существенных отличий в предлагаемом техническом решении.
Устройство для регулирования тяги воздушного газотурбинного двигателя работает следующим образом.
При прохождении воздушным потоком газового тракта газотурбинного двигателя в магнитном поле, образованном лопатками направляющего аппарата 3, лопатками 4 рабочего колеса многоступенчатого осевого компрессора низкого давления 1 и электромагнитами 5, регулируемой напряженности магнитного поля на кислород и азот воздуха действуют силы, пропорциональные произведению приложенного магнитного поля на градиент приложенного поля и направленные перпендикулярно движению воздушного потока: для кислорода (парамагнетик) - в сторону электромагнитов 5 (к оси компрессора), для азота (диамагнетик) - в сторону корпуса направляющего аппарата с меньшей напряженностью магнитного поля (от оси компрессора). В магнитном поле, создаваемом электромагнитом 8, установленным на входе в канал 6, подающий воздух в компрессор высокого давления, происходит дополнительное разделение воздуха и поток газа делится на две части: на поток, обогащенный парамагнитным кислородом и идущий через компрессор высокого давления 7 в камеру сгорания 9 и на поток, обедненный кислородом (обогащенный диамагнитным азотом) и идущий в контур 2 охлаждения камеры сгорания и в выхлопное сопло.
Сепарация воздуха до разделения потоков происходит в компрессоре низкого давления и в пространстве газового тракта до компрессора высокого давления и, следовательно, влияние на эффективность разделения газов повышения температуры диабатического сжатия незначительно.
Мольное содержание кислорода в потоке газа, поступающего в камеру сгорания 9 и, следовательно, температура газа, поступающего на лопатки рабочего колеса турбины 10, и тяга двигателя регулируется изменением величины электрического тока в обмотках электромагнитов 5 и 8, которое вызывает изменение магнитного потока.
Регулировка происходит в области до наступления момента насыщения магнитным потоком. Надежность работы двигателя не снижается, так как при форсировании тяги механическое устройство 11 перепускает поток холодного воздуха от компрессора низкого давления в канал охлаждения турбины 10.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ГЛУЗДАКОВА Ю.С. | 1993 |
|
RU2078968C1 |
МИКРОРАЗМЕРНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ МИКРОДВИГАТЕЛЬ | 2008 |
|
RU2386828C1 |
МИКРОРАЗМЕРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2354836C1 |
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2006 |
|
RU2320885C2 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2013 |
|
RU2555933C2 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ АТОМНЫЙ ФОРСАЖНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2008 |
|
RU2391525C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ АТОМНЫЙ ФОРСАЖНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2008 |
|
RU2383763C1 |
ГИПЕРЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ | 2022 |
|
RU2791941C1 |
СПОСОБ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВЫПОЛНЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ | 2013 |
|
RU2544636C1 |
СПОСОБ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ВЫПОЛНЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ | 2013 |
|
RU2545111C1 |
Использование: в авиационной технике. Сущность изобретения: направляющие и рабочие лопатки компрессора выполнены из ферромагнитного материала и связаны с электромагнитами, что позволяет обогатить воздух паромагнитным кислородом путем воздействия на него переменного магнитного поля. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Авторы
Даты
1994-06-15—Публикация
1990-12-29—Подача