Изобретение относится к мебели, а именно к механизмам преобразования мягкой мебели из положения "диван" в положение "кровать" и обратно.
Известен механизм трансформации мягкой мебели, содержащий два кронштейна-щеки, которые закреплены соответственно на спинке и сиденьи и шарнирно соединены между собой, планку, устанавливаемую на основании мебели с шарнирно закрепленными на ней рычагами, и фиксирующий палец, взаимодействующий с защелкой, смонтированной на щеке спинки (авт.св. СССР N 482163, кл. A 47 C 17/16, 1973). Указанный механизм снабжен противовесом, шарнирно установленным на щеке спинки, и двумя тягами, закрепленными на щеках сиденья и спинки. Для трансформации мебели из положения "диван" в положение "кровать" сиденье вместе со спинкой поворачивают так, чтобы фиксирующий палец выходил из зацепления с защелкой, а противовес разворачивался, не препятствуя перемещению тяг и соответственно раскладыванию мебели.
Сходную с вышеуказанной конструкцией принципиальную схему имеют механизмы трансформации мебели для сидения и лежания, позволяющие поворачивать сиденье и спинку относительно друг друга вокруг общего центра вращения, образованного кронштейнами-скобами (авт.св. СССР N 1657140, кл. A 47 C 17/17, 1986). В указанном устройстве угол между сиденьем и спинкой определяется рычагом, смонтированным на раме сиденья, и фасонной деталью, поворотно опертой на пластину, которая закреплена на раме спинки. Пластина нагружена пружиной растяжения, при этом рычаг и фасонная деталь опираются друг на друга с геометрическим замыканием противолежащими сторонами. Эти стороны рычага и фасонной детали имеют ступени, что обеспечивает фиксирование в двух или нескольких положениях в зависимости от угла между сиденьем и спинкой. Самопроизвольное движение сиденья и спинки предотвращается с помощью стопорного рычага и стопорной защелки.
Несмотря на конструктивные отличия упомянутых выше механизмов, они обладают общими недостатками. Так, они имеют сложную кинематику (за счет большого количества рычагов в авт. св. N 482163 и пружин в авт.св. N 1657140) и, как следствие, сложны в изготовлении и эксплуатации.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является механизм трансформации для мягкой мебели (Каталог мебельной фурнитуры, выпуск 6-84, часть 1, М. , 1987, с.156), содержащий защитную планку и шарнирно соединенные изогнутые кронштейны, имеющие одинаковой длины плечи, причем первый кронштейн жестко связан с защитной планкой и закреплен на рамке сиденья посредством установки крепежных деталей в отверстия а и б, а второй кронштейн выполнен заодно с двухпозиционным кулачком и закреплен на рамке спинки. Защитная планка и первый кронштейн имеют совпадающие профилированные прорези в, в которых установлен подпружиненный пружиной палец, взаимодействующий с кулачком. Пружина расположена над первым кронштейном, что потребовало применить для соединения кронштейнов с двояковыгнутой опорой две изогнутые тяги. Опора закреплена на основании дивана. Для перевода спинки из положения "диван" в положение "кровать" палец переводится из одной позиции кулачка в другую, перемещаясь по прорези в под действием пружины, при этом благодаря шарнирному соединению кронштейнов с опорой сиденье и спинка занимают горизонтальное положение.
В этом механизме кронштейны имеют одинаковые плечи, в нем не предусмотрена возможность изменения положения спинки, а сиденье и спинка выполнены одинаковыми по ширине. Исходя из такой конструкции, в положении "кровать" достигается оптимальная площадь спальной поверхности. Однако при переводе механизма в положение "диван" широкая спинка возвышается над сиденьем, делая конструкцию громоздкой. Вследствие этого ухудшается внешний вид изделия и снижаются его потребительские качества, так как оптимальный вариант эстетичности требует, чтобы высота спинки была на 15-20% меньше ширины сиденья.
Чтобы избежать громоздкости, можно, не меняя конструкции механизма трансформации, спинку выполнять по размеру меньше ширины сиденья, но в этом случае уменьшается полезная площадь диван-кровати в разложенном положении последней. Поэтому предложено, чтобы одним механизмом трансформации можно было при необходимости получить как высокую спинку, так и низкую за счет опускания последней без изменения в сторону уменьшения ширины спального места в положении "кровать". Тем самым расширяются функциональные возможности предложенной конструкции.
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей механизма без ухудшения потребительских качеств мягкой мебели.
Цель достигается тем, что плечи кронштейнов сиденья и спинки выполнены разной длины, при этом кронштейн сиденья снабжен дополнительными отверстиями, последние смещены параллельно основным в направлении к свободному концу указанного плеча кронштейна, а расстояние между каждой парой основных и соответствующих им дополнительных отверстий определяют из соотношения
l= мм , где l - расстояние между парой основных и дополнительных отверстий, мм;
Н - высота опускания спинки относительно плоскости сиденья, мм;
К - конструктивно-технологический коэффициент, зависящий от заматрасовки сиденья и спинки, К = 1,2-1,6.
Одновременно пружина пальца расположена над плоскостью защитной планки со стороны, обращенной к мягким элементам сиденья и спинки.
На фиг. 1 изображен предлагаемый механизм трансформации в положении "диван", где сплошной линией показано одно из положений механизма, а штрих-пунктирной линией - другое его положение; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1.
Механизм трансформации содержит защитную планку 1 и шарнирно соединенные изогнутые кронштейны 2 и 3, при этом плечо 4 кронштейна 2 может быть выполнено большей длины, чем плечо 5 кронштейна 3. Для закрепления кронштейна 2 на раме 6 сиденья на этом кронштейне предусмотрены две пары отверстий: основные а и б и соответствующие им дополнительные в и г. Дополнительные отверстия смещены параллельно основным к свободному концу плеча 4 кронштейна 2. Расстояние между парами основных и дополнительных отверстий, т.е. между отверстиями а и в, а также между отверстиями б и г, определяется из соотношения (1).
Следует отметить, что под отверстия а,б,в и г на раме 6 сиденья предусмотрена всего одна пара отверстий а' и б', которые совпадают в зависимости от установки механизма трансформации с отверстиями а и б или с отверстиями в и г. Кронштейн 2 и защитная планка 1 имеют совпадающие профилированные прорези д и жестко связаны между собой. Кронштейн 3 выполнен заодно с двухпозиционным кулачком 7 и закреплен на раме 8 спинки. Для этого на плече 5 кронштейна 3 предусмотрена пара отверстий е и ж, а на раме 8 спинки выполнены две пары отверстий е' и ж', а также и и к, при этом расстояние между отверстиями е' и и (ж' и к) равно l и определяется упомянутым выше соотношением, что и для отверстий кронштейна 2. В прорези д установлен подпружиненный пружиной 9 палец 10. Пружина 9 расположена над плоскостью защитной планки 1 со стороны, обращенной к мягким элементам 11 и 12 соответственно спинки и сиденья. Для защиты от возможного попадания мягких элементов 11 и 12 при заматрасовке последних в пружину 9 предусмотрена крышка 13. Установка пружины 9 над плоскостью защитной планки 1 позволяет изготавливать тяги 14 и 15, а также опорную планку 16 без изгибов, что полностью исключает возможность искривления механизма трансформации. Тяги 14 и 15 служат для соединения кронштейнов 2 и 3 с опорной планкой 16, закрепляемой на основании дивана (на фигурах не показан).
Палец 10 имеет возможность взаимодействовать с кулачком 7, при этом одна позиция кулачка 7 соответствует положению "диван", а другая - положению "кровать".
Предварительно в зависимости от требований этот механизм трансформации может быть установлен в одном из двух положений. В первом случае отверстия а и б кронштейна 2 совмещены с отверстиями а' и б' рамы 6 сиденья. При этом отверстия е и ж кронштейна 3 совпадают с отверстиями е' и ж' рамы 8 спинки. Это положение механизма изображено на фиг.1 сплошной линией. Во втором случае отверстия в и г кронштейна 2 совмещены с отверстиями а' и б' рамы 6 сиденья, а отверстия е и ж кронштейна 3 совпадают с отверстиями и и к рамы 8 спинки. При этом спинка опускается на расстояние Н и занимает положение, изображенное штрих-пунктирной линией на фиг.1. Во все совмещенные отверстия как в первом, так и во втором случае устанавливают элементы крепления (на фигурах не показаны).
Для перевода спинки из положения "кровать" в положение "диван" палец 10 подъемом сиденья выводится из зацепления с кулачком 7 и, под действием пружины 9 перемещаясь по прорезями д защитной планки 1 и кронштейна 2, переводится во вторую позицию кулачка 7, соответствующую положению "диван". Благодаря шарнирному соединению кронштейнов 2 и 3 посредством тяг 14 и 15 с планкой 16 поворотом сиденья относительно планки 16 достигается положение "диван". Для возврата из положения "диван" в положение "кровать" аналогичные действия производятся в обратном порядке.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАНСФОРМИРУЕМАЯ МЕБЕЛЬ ДЛЯ СИДЕНИЯ И ЛЕЖАНИЯ | 2004 |
|
RU2266697C1 |
ТРАНСФОРМИРУЕМАЯ МЯГКАЯ МЕБЕЛЬ ДЛЯ СИДЕНИЯ И ЛЕЖАНИЯ И ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО СПИНКИ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ МЯГКОЙ МЕБЕЛИ | 2000 |
|
RU2200448C2 |
Диван-кровать | 1986 |
|
SU1335253A1 |
МЕБЕЛЬ ДЛЯ СИДЕНИЯ И ЛЕЖАНИЯ | 2007 |
|
RU2351269C1 |
Диван-кровать | 1985 |
|
SU1279600A1 |
Диван-кровать | 1983 |
|
SU1194383A1 |
ДИВАН-КРОВАТЬ | 2001 |
|
RU2195850C1 |
СРЕДСТВО ТРАНСФОРМАЦИИ ДЛЯ МЯГКОЙ МЕБЕЛИ | 2006 |
|
RU2352236C2 |
ТРАНСФОРМИРУЕМАЯ МЯГКАЯ МЕБЕЛЬ | 2014 |
|
RU2557734C1 |
ТРАНСФОРМИРУЕМАЯ МЕБЕЛЬ, НАПРИМЕР ДИВАН-КРОВАТЬ | 2006 |
|
RU2357634C2 |
Сущность: механизм состоит из кронштейна 2 сиденья и кронштейна 3 спинки, при этом плечо 4 кронштейна 2 имеет большую длину, чем плечо 5 кронштейна 3. Кронштейн 2 снабжен дополнительными отверстиями в и г для закрепления на раме 6 сиденья, смещенными параллельно основным отверстиям а и б на расстояние l. Это позволяет при переводе из положения "кровать" в положение "диван" опускать спинку ниже плоскости сиденья на величину H. Зависимость между величинами l и H определяется соотношением l=H/K, мм, где l - расстояние между парой основных и дополнительных отверстий, мм; H - высота опускания спинки относительно плоскости сиденья, мм; K - конструктивно-технический коэффициент, зависящий от заматрасовки сиденья и спинки, K-1,2 - 1,6. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
l = H/K, мм,
где l - расстояние между парами основных и дополнительных отверстий, мм;
H - высота опускания спинки относительно плоскости сиденья, мм;
K - конструктивно-технологический коэффициент, определяемый типом заматрасовки сиденья и спинки, K = 1,2 - 1,6.
Каталог мебельной фурнитуры, выпуск 6-84, часть 1, М., 1987, с.156. |
Авторы
Даты
1994-06-30—Публикация
1992-07-20—Подача