Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к роторным двигателям.
Известны двигатели, содержащие корпус, эксцентричный вал, входной и выхлопной трубопроводы, свечи зажигания, шестерни внутреннего и внешнего зацепления, системы охлаждения и смазки.
Недостатки - сложность конструкции, сравнительно большие значения расхода горючего, а также габаритов и массы.
Известна конструкция, содержащая корпус, ротор, коленвал, зубчатое колесо и зубчатый венец ротора, фигурный паз уплотнительные пластины, пружины впускной и выхлопной канал, свечу зажигания. С целью повышения КПД образующая внутренней полосы корпуса и паз в стенке корпуса выполнены по сложным кривым, описываемым многозвенными системами уравнений.
Недостатки - сложность конструкции, большие значения габаритов массы и расхода горючего, а также сложность технологического изготовления.
В качестве прототипа выбрано устройство, содержащее корпус, образующая которого выполнена на конхоиде, эксцентрично установленный ротор со сквозными пазами, в которых размещены лопатки, связанные с коленчатым валом, синхронизирующий механизм, включающий зубчатые колеса жестко установленные на шейках коленчатых валов и связанные с центральным зубчатым колесом, установленным на корпусе.
Недостатки прототипа - сравнительно низкий КПД, сложность конструкции и низкая надежность.
Цель изобретения - упрощение конструкции, повышение надежности и КПД.
Указанная цель достигается тем, что в лопастном роторном двигателе, содержащем цилиндр, боковые крышки, вал, ось которого параллельна оси цилиндра и смещена относительно нее, барабан, жестко закрепленный на валу с направляющими для лопаток, в плоскостях которых находится ось вала, свечи, отверстия для подачи топлива и выхода отработанных газов. На кромке каждой из лопаток или вблизи ее со стороны вала закреплены по ее бокам пальцы с роликами, входящими в кольцевые пазы на боковых крышках с центром этих кольцевых пазов на оси цилиндра. Средняя линия каждого из кольцевых пазов выполнена в виде окружности с радиусом r с центром, отнесенным от оси вала на расстояние С. Профиль поперечного сечения цилиндра описывается уравнением
ζ= a+c cosα+, где ζ - расстояние от оси вала до внутренней стенки цилиндра, а - расстояние между осью пальца и внутренней стенкой цилиндра в направлении величины ζ под углом α от вертикальной плоскости, проходящей через ось вала.
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что указанное техническое решение отличается тем, что на кромке каждой из лопаток или вблизи ее со стороны вала закреплены по ее бокам пальцы с роликами входящими в кольцевые пазы на боковых крышках с центром этих кольцевых пазов на оси цилиндра. Средняя линия каждого из кольцевых пазов выполнена в виде окружности с радиусом r с центром, отнесенным от оси вала на расстояние С, а профиль поперечного сечения цилиндра описывается уравнением
ζ= a+c cosα+, где ζ - расстояние от оси вала до внутренней стенки цилиндра, а - расстояние между осью пальца и внутренней стенкой цилиндра в направлении величины ζ под углом α от вертикальной плоскости, проходящей через ось вала.
Таким образом, заявляемое техническое решение отвечает критерию "новизна".
Сравнение указанного технического решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области не позволили выявить в них признаки, отличающие его от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "существенные отличия".
На фиг. 1 - разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 2 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез В-В на фиг. 2; на фиг. 4 - узел лопатки с пальцем и роликом; на фиг. 5 - лопастной двигатель, аксонометрия; на фиг. 6 - вал с барабаном, аксонометрия.
Устройство содержит цилиндр 1 с крышками 2 и 3, вал 4, барабан 5 с направляющими 6, в которые входят лопатки 7, имеющие пальцы 8 с роликами 9 и подпружиненными вкладышами 10. Имеются отверстия 11 и 12 для подачи топлива и воздуха под давлением и свеча 13, а также отверстия 14 в крышках 2 и 3 для вала 4. На каждой крышке 2 и 3 имеется кольцевой паз 15 для вхождения в него пальцев 8 с роликами 9, при этом центр кольцевого паза находится на оси цилиндра. Для выхлопа газов имеется отверстие 16. Для обеспечения более полного сгорания смеси свечи 13 могут быть дополнительно поставлены и в соседней камере по ходу движения вала 4.
Через каналы 12 и 11 в камеру подаются соответственно воздух под давлением и газ (или пары бензина, керосина и др.).
При повороте вала 4 против часовой стрелки происходит сжатие, и в дальнейшем сжатая смесь зажигается свечой 13.
Ввиду разности площадей лопаток 7, ограничивающих камеру, где находится свеча 13, вал 4 с барабаном 5 под давлением вспыхнувших газов будут продолжать вращение против часовой стрелки с дальнейшим выхлопом отработанных газов через канал 16 с последующей подачей воздуха и горючей смеси соответственно через каналы 12 и 11. После этого цикл повторяется. Исключение многочисленных сложных элементов, уменьшение числа деталей и простота их взаимодействия приводят к упрощению конструкции, снижению металлоемкости и габаритов, а также к повышению надежности. Расход горючего уменьшается за счет более полного сгорания смеси в соседних камерах по мере поворота вала 4. Движение пальца 8 с роликом 9 по кольцевому пазу, выполненному в виде окружности снижает наличие перегрузок на лопатках и других элементах кинематики.
Кроме того, соблюдение приведенной зависимости ζ = ζ (r, a, c, α) обеспечивает постоянный минимально-допустимый зазор δ между лопаткой и внутренней стенкой цилиндра, повышает КПД и надежность.
При выполнении профиля поперечного сечения цилиндра по любому другому закону, устанавливающему связь между параметрами ζ, r, a, c, α и отличающемуся от указанного в данном техническом решении, приводит к большим значениям зазора δ, которые могут достигать до 10 мм и более, что повлечет за собой не только нарушение работоспособности или поломку устройства, но и снижение безопасности его применения.
Изобретение наиболее эффективно может быть использовано для крупногабаритных двигателей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛОПАСТНЫЙ РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1991 |
|
RU2015374C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2010 |
|
RU2451191C2 |
РОТОРНО-ЛОПАСТНОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ХОЛОДНОГО | 2009 |
|
RU2422652C2 |
ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2014 |
|
RU2561805C1 |
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1999 |
|
RU2158375C1 |
РОТОРНО-ЛОПАТОЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2009 |
|
RU2413853C1 |
Двигатель внутреннего сгорания Шустрик и Шуршик | 2014 |
|
RU2615290C2 |
ТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2004 |
|
RU2291305C2 |
ШЕСТИТАКТНЫЙ РОТОРНО-ЛОПАСТНОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2016 |
|
RU2619672C1 |
ДВУХРОТОРНЫЙ МНОГОКАМЕРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2001 |
|
RU2206759C2 |
Сущность изобретения: лопастный двигатель с неокружным поперечным сечением цилиндра содержит корпус, цилиндр, боковые крышки, вал, ось которого параллельно смещена относительно оси цилиндра, барабан, жестко закрепленный на валу и имеющий направляющие для лопаток, плоскости расположения которых пересекают ось вала, и свечи зажигания. В корпусе выполнены отверстия для подачи топлива и выпуска отработавших газов. На боковой поверхности кромки каждой из лопаток со стороны, близкой к оси вала, закреплены пальцы с роликами, кинематически связанными с кольцевыми пазами на крышках, центры которых соосны цилиндру. Профиль поперечного сечения цилиндра обеспечивает постоянный контакт лопаток с его внутренней поверхностью. 6 ил.
ЛОПАСТНОЙ ДВИГАТЕЛЬ С НЕОКРУЖНЫМ ПРОФИЛЕМ ПОПЕРЕЧНОГО СЕЧЕНИЯ ЦИЛИНДРА, содержащий корпус цилиндр, боковые крышки, вал, ось которого параллельно смещена относительно оси цилиндра, барабан, жестко закрепленный на валу и имеющий направляющие для лопаток, плоскости расположения которых пересекают ось вала, и свечи зажигания, причем в корпусе выполнены отверстия для подачи топлива и выхода отработавших газов, на боковой кромке каждой из лопаток со стороны ее близкой к оси вала, закреплены пальцы с роликами, кинематически связанными с кольцевыми пазами на крышках, центры которых соосны с цилиндром, отличающийся тем, что профиль поперечного сечения цилиндра описывается уравнением
ζ = a+C·cosα+,
где ζ - расстояние от оси вала до внутренней стенки цилиндра;
a - расстояние между осью пальца и внутренней стенкой цилиндра в направлении величины ζ под углом α от вертикальной плоскости;
Z - радиус средней линии кольцевого паза, соответствующая траектории движения оси пальца;
C - эксцентриситет расположения вала и кольцевого паза.
Патент США N 3486487, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1994-06-30—Публикация
1991-03-21—Подача