КИЛЕВАЯ ЯХТА Российский патент 1994 года по МПК B63B1/00 

Описание патента на изобретение RU2016809C1

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для постройки килевых яхт, предназначенных для плавания в различных акваториях мирового океана, а также спортивных состязаний.

Известны яхты, используемые для туристских, спортивных и любительских плаваний. Наибольшей надежностью и мореходностью обладают килевые яхты. Килевые яхты, помимо парусного движителя, содержат корпус с рулевым и утяжеленным килевым плавниками.

Известные килевые яхты имеют различные размеры, линии шпангоутов и конструкции килей. Конструкции яхт с длинной килевой линией устойчивее на курсе и более пригодны для путешествий на большие расстояния и кругосветных плаваний. Однако они имеют низкую эффективную длину корпуса по ватерлинии, что делает их тихоходными на всех режимах скоростей. Яхты с плавниковым килем и V-образными шпангоутами имеют малую смоченную поверхность, что обеспечивает высокую скорость на попутных курсах, но при сильных порывах ветра такие яхты склонны к зарыскиванию в наветренную сторону. Плоский корпус подвержен сильным ударам о волну, которые становятся весьма чувствительными для экипажа и снижают надежность конструктивных связей корпуса. Конструкции современных яхт не обеспечивают, следовательно, оптимального решения проблемы создания скоростных мореходных яхт.

Цель изобретения - увеличение скорости килевой яхты при плавании на полных и острых курсах за счет снижения продольного и увеличения поперечного сопротивлений формы корпуса.

Для достижения поставленной цели корпус яхты выполнен с прогибами бортов к диаметральной плоскости яхты, а килевой плавник выполнен с чередующимися по высоте и плавно сопряженными между собой сужениями и утолщениями.

На фиг.1-3 показана килевая яхта.

Корпус 1 яхты выполнен с прогибом бортов 3, а килевой плавник 2 выполнен с чередующимися по высоте сужениями 4 и утолщениями 5.

Килевая яхта достигает высокой скорости при различных курсах следующим образом. Разрезая воду носовой частью водяной поток направляется по дуговому прогибу 3 криволинейно. При этом устраняется отражение на расстоянии от шестого до восьмого шпангоутов и создается ламинарный поток. Прогибы бортов 3, расположенные в кормовой части, устраняют завихрения и срывы потоков, огибающих среднюю часть корпуса, ламинарно подводя его к корме без отрыва. Прогибы бортов 3 с максимальной кривизной, расположенной в носовой и кормовой частях, устраняют отбойные волны, которые образуются в известных конструкциях именно в местах, где расположены максимумы прогибов бортов к диаметральной плоскости. Прогибы улучшают распределение водоизмещения по длине яхты, улучшая ее ходовые качества.

При плавании острым курсом на кренах прогибы бортов 3, максимальная кривизна которых расположена несколько выше ватерлинии, погружаются в воду и уменьшают дрейф за счет возвратных потоков воды, увеличивающих боковое сопротивление корпуса. Существенный вклад в увеличение бокового сопротивления и уменьшения дрейфа вносят чередующиеся по высоте килевого плавника сужения 4 и утолщения 5. Располагая сужения и утолщения по длине плавника криволинейно с кривизной, близкой к кривизне потоков, обтекающих днище, килевой плавник имеет минимальное лобовое и увеличенное боковое сопротивления, что позволяет уменьшить осадку яхты без ухудшения ходовых качеств.

Были проведены сравнительные расчеты бокового и лобового сопротивлений яхты предлагаемой конструкции и яхты "Стар энд Спрайс". Предлагаемая яхта наиболее близка к яхтам класса R 12: водоизмещение - 25 т, длина 20 м, длина по КВЛ - 14 м, ширина - 4 м, осадка - 2,7 м. Проведенные расчеты показали, что при крене 30о эффективное сечение бокового сопротивления предлагаемой яхты в два раза выше яхты класса R 12. В то же время эффективное сечение лобового сопротивления предлагаемой конструкции составляет 0,55 от прототипа.

Килевая яхта с патентуемыми обводами имеет фактически самую благоприятную комбинацию качеств: умеренную смоченную поверхность и поэтому незначительное сопротивление трения, большую метацентрическую высоту и, следовательно, высокую устойчивость, как начальную, так и при больших кренах.

Расположением максимумов прогибов бортов в носовой и кормовой частях, а также использованием чередующиеся сужения и утолщениями килевого плавника достигается наилучшее распределение водоизмещения по длине, увеличивается эффективная длина корпуса по ватерлинии и уменьшается дрейф.

Благодаря сложной форме корпуса и килевого плавника на такой яхте может быть достигнута предельная и даже сверхкритическая скорость водоизмещающего плавания.

Похожие патенты RU2016809C1

название год авторы номер документа
Стабилизированный корпус однокорпусного килевого парусного/парусно-моторного судна 2015
  • Водопьянов Игнат Михайлович
RU2623348C1
МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬ - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО 2015
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2603818C1
НАДВОДНОЕ ОДНОКОРПУСНОЕ ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕЕ БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 1999
  • Белоненко В.Ф.
  • Каневский Г.И.
  • Кильдеев Р.И.
  • Орлов О.П.
  • Пашин В.М.
  • Платонов В.Г.
  • Поляков В.Н.
  • Пустошный А.В.
RU2155693C1
ТРИДЦАТИФУТОВЫЙ КРУИЗНО-ГОНОЧНЫЙ ПАРУСНЫЙ КАТАМАРАН "ИВАН-30" 1992
  • Беляков Виталий Валентинович
RU2069635C1
КОРАБЛЬ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ И ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 2008
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2384456C2
Стабилизированный корпус однокорпусного килевого парусного/парусно-моторного судна с подводными крыльями 2016
  • Водопьянов Игнат Михайлович
RU2657696C2
КОРАБЛЬ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ И ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 2010
  • Гордеев Игорь Иванович
  • Похабов Владимир Иванович
  • Катенин Владимир Александрович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Павлюченко Евгений Евгеньевич
  • Суконкин Сергей Яковлевич
  • Алексеев Сергей Петрович
  • Курсин Сергей Борисович
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Леньков Валерий Павлович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Руденко Евгений Иванович
RU2459738C2
СУДНО С УЛУЧШЕННОЙ ФОРМОЙ КОРПУСА 2014
  • Камсвог Эйвинг Герде
RU2658728C2
Стабилизированный корпус однокорпусного килевого парусного/парусно-моторного судна c серфирующей поверхностью. 2021
  • Водопьянов Игнат Михайлович
RU2788247C1
Стабилизированный корпус однокорпусного моторного судна, использующий серфирование на водной подушке, c глубоко погруженным опорным элементом 2018
  • Водопьянов Игнат Михайлович
RU2708813C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 016 809 C1

Реферат патента 1994 года КИЛЕВАЯ ЯХТА

Использование: для постройки килевых яхт, предназначенных для плавания в различных акваториях мирового океана, а также спортивных состязаний. Сущность изобретения: корпус яхт выполнен с прогибами бортов к диаметральной плоскости яхты. Килевой плавник выполнен с чередующимися по высоте и плавно сопряженными между собой сужениями и утолщениями. Прогибы бортов к диаметральной плоскости в носовой и кормовой частях устраняют отбойные волны, которые образуются в известных конструкциях именно в местах, где прогибы бортов максимальны. При плавании острым курсом на кренах прогибы погружаются в воду и уменьшают дрейф за счет возвратных потоков, а также за счет чередующихся по высоте килевого плавника сужений и утолщений. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 016 809 C1

КИЛЕВАЯ ЯХТА, содержащая корпус и килевой плавник, отличающаяся тем, что корпус выполнен с прогибом бортов к диаметральной плоскости яхты, а килевой плавник выполнен с чередующимися по высоте и плавно сопряженными между собой сужениями и утолщениями.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2016809C1

Рейнке К., Лютьен Л., Мус И
Постройка яхт.Л.: Судостроение, 1982, с.368.

RU 2 016 809 C1

Авторы

Шестиперов Виктор Александрович

Даты

1994-07-30Публикация

1991-02-04Подача