Изобретение относится к двигателестроению, а именно к конструкциям двигателей внутреннего сгорания с системой охлаждения свежего заряда.
Известен двухтактный двигатель внутреннего сгорания, содержащий цилиндр, поршень со штоком, связанный с валом и разделяющий внутрицилиндровое пространство на рабочую камеру и компрессорную камеру, ограниченную подпоршневой перегородкой, а также впускные отверстия, подключенные к компрессорной камере, в которой размещен соосный с цилиндром теплообменник (Патент США N 4332229, кл. F 02 B 33/10, 123-65, 1982).
Однако расположение впускных отверстий не является оптимальным с точки зрения направления потока свежего заряда. Это приводит к низкой эффективности работы теплообменника, а следовательно, к значительным потерям на сжатие заряда, к низкому КПД.
Целью изобретения является повышение эффективности охлаждения свежего заряда.
Для достижения указанной цели в двухтактном двигателе внутреннего сгорания, содержащем по меньшей мере один цилиндр с выполненными в нем выпускными окнами, по меньшей мере один поршень, размещенный в цилиндре, имеющий шток, связанный с валом и разделяющий цилиндр на рабочую надпоршневую камеру и компрессорную подпоршневую камеру, ограниченную подпоршневой перегородкой и снабженную впускными отверстиями, и теплообменник, расположенный в компрессорной камере соосно цилиндру, теплообменник выполнен оребренным, а оси впускных отверстий расположены наклонно к ребрам теплообменника. При этом оребрение может быть продольным или выполняться с винтовой закруткой относительно оси цилиндра, а оси впускных отверстий, соответственно, располагаться под углом или параллельно оси цилиндра. В оптимальном случае теплообменник содержит по периметру 6-10 ребер, выполненных в виде гофр, а величина угла между осью впускного отверстия и оребрением составляет 10-15о.
Именно выполнение теплообменника оребренным и взаимное расположение осей впускных отверстий и оребрения теплообменника под углом 10-15о, а также винтовая закрутка ребер с возможным выполнением их в виде гофр обеспечивают более высокую, по сравнению с прототипом, эффективность охлаждения свежего заряда на впуске и сжатии, поскольку заявленное направление потока свежего заряда по отношению к оребрению обеспечивает эффективный срыв и перемешивание пограничного слоя на поверхности теплообменника. В частности, наличие у прототипа этого пограничного слоя, являющегося теплоизолятором, ухудшает теплообмен на стадии впуска и перепуска, когда потоки свежего заряда направлены вдоль гладкой поверхности теплообменника. Кроме этого, наличие оребрения, тем более закрученного, увеличивает поверхность теплообмена. При использовании в двигателе заявленной совокупности признаков уменьшается средняя температура сжатия заряда, снижается работа сжатия подпоршневого компрессора, возрастает наполнение цилиндра, а следовательно, улучшаются энергетические характеристики двигателя. Таким образом, заявляемая совокупность признаков обеспечивает достижение положительного эффекта.
На фиг. 1 изображен заявляемый двигатель (осевой разрез цилиндра); на фиг. 2 - поперечный разрез цилиндра по теплообменнику.
Двигатель содержит цилиндр 1 с выпускными окнами 2, поршень 3 с перепускным клапаном 4. Поршень 3 разделяет внутрицилиндровый объем на надпоршневую рабочую камеру 5 и подпоршневую компрессорную камеру 6, которая ограничена подпоршневой перегородкой 7 с выполненными в ней впускными отверстиями 8. В компрессорной камере 6 размещен соосный с цилиндром 1 оребренный теплообменник 9, ребра 10 которого выполнены в виде гофр, расположены под углом к осям впускных отверстий и закручены относительно оси цилиндра. В теле теплообменника 9 расположены каналы 11 для циркуляции хладагента, связанные с насосом 12, имеющим привод от вала двигателя (не показан).
Двигатель работает следующим образом. Насос 12 постоянно прокачивает хладагент по каналам 11 теплообменника 9, охлаждая поверхность ребер 10. В начале движения поршня 3 к верхней мертвой точке в компрессорной камере 6 содержится начальное разрежение, в результате чего открываются клапаны впускных отверстий 8 и начинает поступать свежий заряд. Потоки заряда из отверстий 8 омывают охлажденную поверхность теплообменника в виде гофр, перемешивая пограничный слой, и эффективно охлаждаются. При движении поршня 3 к нижней мертвой точке и достижении в камере 6 заданной степени сжатия открывается перепускной клапан 4 и начинается заполнение рабочей камеры 5 охлажденным зарядом, поступающим под давлением. Поток заряда повышенной плотности способствует эффективной очистке рабочей камеры от отработанных газов и обеспечивает качественное наполнение цилиндра.
В таблице приведена зависимость чисел Нуссельта (Nu), характеризующих эффективность теплообмена, от угла закрутки гофр, при числах Рейнольдса Re = 6˙ 104 в канале d1/d2 = 0,95; d3/d2 = 0,83, где d1 - диаметр выступов гофр, d2 - диаметр внутренней поверхности цилиндра, d3 - диаметр впадин гофр. Из таблицы видно, что оптимальным углом закрутки является угол в 10-15о. Оптимальное число гофр по периметру 6-10. При указанных углах закрутки коэффициенты теплоотдачи максимальны. Следовательно, температура заряда будет понижаться наиболее эффективно и плотность заряда будет возрастать, в результате чего в компрессорной камере 6 накопится масса газа большая, чем у прототипа.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2017995C1 |
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2023180C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ДВУХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2043514C1 |
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1994 |
|
RU2053388C1 |
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ | 1992 |
|
RU2043515C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2020243C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ДВУХТАКТНОГО ДИЗЕЛЯ | 1989 |
|
SU1753756A1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2031218C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ДВУХТАКТНОГО ДИЗЕЛЯ | 1989 |
|
SU1753755A1 |
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2017997C1 |
Сущность изобретения: в двигателе внутреннего сгорания, содержащем цилиндр с размещенным в нем поршнем и теплообменник, расположенный в подпоршневой камере, снабженной впускными отверстиями, теплообменник выполнен оребренным, оси впускных отверстий расположены наклонно к ребрам теплообменника, а винтовая закрутка ребер с возможным выполнением их в виде гофр обеспечивает более высокую эффективность охлаждения. 4 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.
Патент США N 4332229, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1994-08-15—Публикация
1992-03-30—Подача