ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 1994 года по МПК F02F5/00 

Описание патента на изобретение RU2020251C1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания и поршневых компрессорах.

Аналогом предлагаемого изобретения является двухтактный двигатель внутреннего сгорания, содержащий блок, цилиндр с размещенным в нем с возможностью возвратно-поступательного перемещения посредством шатуна поршнем, компрессионные и маслосъемные кольца и камеру сгорания, образованную головкой блока двигателя и поршнем, причем верхняя часть поршня выполнена в виде цилиндрического стакана, а головка блока снабжена соосной с поршнем и входящей в него выступающей цилиндрической частью, торец которой с днищем поршня образует камеру сгорания [1]. Компрессионные и маслосъемные кольца размещены не только на самом поршне, но и на внешней поверхности выступающей цилиндрической части головки блока и контактируют с внутренней поверхностью поршня. Двигатель снабжен элементами топливоподачи и газораспределения.

Конструкция такого двигателя улучшает систему газораспределения.

Недостатком аналога является то, что в процессе работы значительная часть энергии газов двигателя расходуется на преодоление сил трения скольжения в парах поршень - гильза цилиндра и поршень - цилиндрическая часть головки блока.

Прототипом предлагаемого изобретения является двигатель внутреннего сгорания, включающий блок, цилиндр с размещенным в нем с возможностью возвратно-поступательного перемещения посредством шатуна поршнем, компрессионные и маслосъемные кольца и камеру сгорания, образованную головкой блока двигателя и поршнем, причем поршень выполнен в виде полого цилиндра, сочлененного днищем посредством пальца с шатуном, а головка блока снабжена соосной с поршнем и входящей в него выступающей цилиндрической частью, торец которой с днищем поршня образует камеру сгорания [2]. Компрессионные и маслосъемные кольца размещены на внешней поверхности выступающей цилиндрической части головки и контактируют с внутренней поверхностью поршня. Органы газораспределения в виде клапанов и элементы топливоподачи расположены в выступе головки блока.

Основным недостатком прототипа является то, что в процессе работы двигателя часть энергии газов расходуется на преодоление сил трения скольжения в паре поршень - цилиндр. Потери мощности на трение в такой паре могут составлять 55% от всех внутренних механических потерь (Николаенко А. В. Теория, конструкция и расчет автотракторных двигателей. М.: Колос, 1984, с. 72).

Целью изобретения является повышение надежности и увеличение долговечности двигателя внутреннего сгорания.

Это достигается тем, что в блоке в плоскости качания шатуна по обе стороны от поршня друг под другом установлены ролики с возможностью взаимодействия с наружной поверхностью поршня, причем ролики расположены равномерно по высоте поршня, начиная от верхней мертвой точки.

Признаки, отличающие заявляемое техническое решение от прототипа, не выявлены в других технических решениях при изучении данной и смежной областей техники и, следовательно, обеспечивают заявляемому решению соответствие критерию "существенные отличия".

Новым в предлагаемом двигателе внутреннего сгорания является то, что ролики расположены в блоке равномерно по высоте поршня, начиная от верхней мертвой точки.

Использование изобретения позволяет уменьшить механические потери в двигателе при движении поршня, увеличить срок службы двигателя и повысить надежность его работы.

На фиг.1 изображен двигатель, поперечный разрез; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1.

Предлагаемый двигатель внутреннего сгорания включает поршень 1, который представляет собой по сути дела цилиндрический стакан 2 с днищем 3 (фиг.1).

Днище 3, так же как и стенки цилиндрического стакана 2, воспринимает давление газов. На внешней стороне днища 3 имеются приливы 4 с отверстиями, куда вставлен палец 5. На пальце 5 шарнирно на подшипнике 6 установлен шатун 7. Шатун 7 является связующим подвижным звеном между поршнем 1 и коленчатым валом двигателя (не показан).

Поршень 1 плоскости качания шатуна 7, то есть в той плоскости, в которой действует составляющая боковая сила N от сил давления газов Р, имеет на противоположных боковых сторонах внешней цилиндрической поверхности 8 опоры в виде роликов 9 (фиг.1 и фиг.2). Ролики 9 установлены на осях 10, которые закреплены в блоке 11 двигателя. Ролики 9 могут быть снабжены подшипниками качения или скольжения 12. Количество роликов 9 с каждой боковой стороны поршня 1 должно быть не менее двух. Располагаться они должны друг под другом вдоль оси поршня 1, но в пределах его хода, начиная от верхней мертвой точки. При этом обе пары направляющих роликов 9 постоянно и одновременно должны находиться в контакте с движущимся поршнем 1. Только в этом случае будет устойчивое и параллельное самому себе перемещение поршня 1, и не будет наблюдаться перекашивания поршня 1 в плоскости качания шатуна 7 под воздействием боковой силы N. Окружная поверхность 13 роликов 9 подогнана к окружной внешней цилиндрической поверхности 8 поршня 1 (фиг.2). Такое выполнение роликов 9 необходимо для уменьшения удельного давления на них и для устойчивого без перекосов перемещения поршня 1.

Головка блока 14 выполнена так, что цилиндрический выступ 15, который находится над поршнем 1, размещен концентрично внутри цилиндрического стакана 2 поршня 1 с некоторым постоянным зазором Δ относительно окружной рабочей поверхности 16 поршня 1 (фиг.1). Таким образом, цилиндрический стакан 2 поршня 1 своей рабочей внутренней поверхностью 16 охватывает по окружности цилиндрический выступ 15 головки блока 14 с зазором Δ , и ось цилиндрического выступа 15 должна совпадать с осью поршня 1. При возвратно-поступательном движении поршень 1 не должен касаться поверхности 17 цилиндрического выступа 15 головки блока 14.

Уплотнение поршня 1 выполнено в виде обычных компрессионных колец 18, но установленных в канавках 19 цилиндрического выступа 15 головки блока 14. Там же, но выше компрессионных колец 18, установлены маслосъемные кольца 20 (фиг.1).

Цилиндрический выступ 15 головки блока 14 должен входить в цилиндрический стакан 2 поршня 1 на величину, большую чем ход поршня 1, так, чтобы маслосъемное кольцо 20 не выходило за торец 21 поршня 1, когда он находится в нижней мертвой точке, а когда поршень 1 будет находиться в верхней мертвой точке, то между торцовой поверхностью 22 цилиндрического выступа 15 головки блока 14 и внутренней поверхностью 23 днища 3 поршня 1 должен оставаться объем, равный объему камеры сгорания (фиг.1).

Цилиндрический выступ 15 головки блока 14 имеет обычные для любого двигателя внутреннего сгорания впускной 24 и выпускной 25 каналы с соответствующими клапанами 26 и 27 (фиг.1) и свечу 28 зажигания (фиг.2) или форсунку (не показана). Свеча 28 зажигания устанавливается в цилиндрический выступ 15 головки блока 14 через канал 29 (фиг.2).

Предлагаемый двигатель внутреннего сгорания работает следующим образом.

При рабочем ходе поршня 1 суммарная сила Р, которая определяется алгебраическим сложением силы давления расширяющихся газов и силы инерции поступательно движущихся масс, действует по оси поршня 1 и приложена к пальцу 5 (фиг. 1). Сила Р перемещает поршень 1 по роликам 9 от верхней мертвой точки к нижней мертвой точке. Так как шатун 7, который является связующим подвижным звеном между поршнем 1 и коленчатым валом двигателя, при движении поршня 1 находится под углом к оси поршня 1, то силу Р можно разложить по правилу параллелограмма на составляющие - силу К, направленную по оси шатуна 7, и нормальную (боковую) силу N, направленную в плоскости качания шатуна 7 перпендикулярно оси поршня 1 (фиг.1). Ясно, что боковая сила N прижимает поршень 1 одной стороной - внешней цилиндрической поверхностью 8 к роликам 9, установленным на левой стороне а блока 11 двигателя в плоскости качания шатуна 7 (фиг.1).

Когда поршень 1 достигает нижней мертвой точки, то торец 21 цилиндра поршня 1 не должен опускаться ниже самого верхнего маслосъемного кольца 20. При этом крайние верхние ролики 9, как с левой стороны а, так и с правой стороны b блока двигателя, также не должны выходить за торец 21 цилиндра поршня 1.

При обратном ходе поршня 1 направление действия боковой силы N на поршень 1 изменяется на противоположное. Поршень 1 прижимается уже противоположной внешней цилиндрической поверхностью 8 к роликам 9, которые установлены на правой стороне b блока 11 двигателя в плоскости качания шатуна 7.

Когда поршень 1 достигает верхней мертвой точки, то между торцовой поверхностью 22 цилиндрического выступа 15 головки блока 14 и внутренней поверхностью 23 днища 3 поршня 1 должен оставаться объем, равный объему камеры сгорания. При этом крайние нижние ролики 9, как с правой стороны b, так и с левой стороны а блока двигателя, не должны выходить за край днища поршня 1.

Использование изобретения позволяет уменьшить механические потери на трение.

Похожие патенты RU2020251C1

название год авторы номер документа
МАСЛОСЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ 1991
  • Горшков В.Н.
  • Калинников Н.Я.
  • Загребин Г.Г.
RU2016301C1
МАСЛОСЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ 1991
  • Горшков В.Н.
  • Калинников Н.Я.
  • Загребин Г.Г.
  • Белов О.А.
RU2018749C1
МАСЛОСЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ 2007
  • Горшков Валерий Николаевич
  • Хохлов Александр Владимирович
  • Загребин Герман Георгиевич
  • Михайлов Владилен Васильевич
  • Ведерников Владимир Владимирович
RU2351821C1
СОСТАВНОЙ ШАТУННО-ПОРШНЕВОЙ УЗЕЛ С УПЛОТНИТЕЛЕМ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Салмин Владимир Васильевич
  • Нагорнов Вячеслав Анатольевич
RU2461727C2
МАСЛОСЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ 2010
  • Горшков Валерий Николаевич
  • Хохлов Александр Владимирович
  • Анфиногенова Ольга Николаевна
RU2431070C1
МАСЛОСЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ 2008
  • Горшков Валерий Николаевич
  • Хохлов Александр Владимирович
  • Новичкова Елена Андреевна
RU2371619C1
МАСЛОСЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ 2009
  • Горшков Валерий Николаевич
  • Хохлов Александр Владимирович
  • Новичкова Елена Андреевна
  • Чувина Людмила Андреевна
RU2395739C1
КРЕЙЦКОПФНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Баскаков А.И.
RU2141045C1
ПОРШНЕВОЙ УЗЕЛ 1991
  • Данилов Ю.С.
  • Хохлов А.В.
  • Калинников Н.Я.
  • Горшков В.Н.
  • Симдянкин А.А.
RU2042066C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Шлык Валерий Михайлович
RU2400640C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 020 251 C1

Реферат патента 1994 года ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Использование: машиностроение, а именно двигателестроение, изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания и поршневых компрессорах, позволяет повысить надежность и увеличить долговечность двигателя внутреннего сгорания или поршневого компрессора. Сущность изобретения: двигатель внутреннего сгорания включает блок с размещенным в нем с возможностью возвратно-поступательного перемещения посредством шатуна поршнем, ролики, компрессионные и маслосъемные кольца и камеру сгорания, образованную цилиндрическим выступом головки блока и поршнем, а также впускной и выпускной клапаны и свечу зажигания. Ролики, установленные в блоке двигателя и контактирующие с наружной поверхностью поршня, расположены равномерно по высоте поршня, начиная от верхней мертвой точки. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 020 251 C1

ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий блок, головку блока, поршень размещенный в цилиндре блока, компрессионные и маслосъемные кольца, установленные в головке, и элементы газораспределения и топливоподачи, причем поршень выполнен в виде цилиндрического стакана, днище которого кинематически связано с шатуном при помощи поршневого пальца, головка блока снабжена цилиндрическим выступом, размещенным концентрично внутри поршня и образующим с ним камеру сгорания, а элементы газораспределения и топливоподачи размещены в выступе головки, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и увеличения долговечности, в блоке в плоскости качания шатуна по обе стороны от поршня друг под другом установлены ролики с возможностью взаимодействия с наружной поверхностью поршня, причем ролики расположены равномерно по высоте поршня, начиная от верхней мертвой точки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2020251C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Патент США N 3636704, кл
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 020 251 C1

Авторы

Горшков В.Н.

Калинников Н.Я.

Даты

1994-09-30Публикация

1990-03-29Подача