Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции летательных аппаратов малой авиации.
Известен летательный аппарат, содержащий фюзеляж с закрепленными на нем крыльями с узлами крепления, горизонтальное оперение, двигатели с воздушными винтами, установленными на крыле, и убирающееся трехопорное шасси с рычажной подвеской колес с системой уборки-выпуска, связанной с рукояткой, при этом на каждом рычаге подвески размещен узел крепления амортизатора, а фюзеляж в хвостовой части выполнен со скосом по нижней поверхности.
Недостатками этого летательного аппарата являются его значительные размеры, большая масса, достаточно большая дальность разбега, взлетная дистанция и не достаточно высокие скоростные характеристики.
Цель изобретения заключается в создании летательного аппарата с высокими скоростными характеристиками, малыми размерами, минимальными взлетной и посадочной дистанциями.
Это достигается тем, что в летательном аппарате, содержащем фюзеляж с узлами крепления крыла, горизонтальное и вертикальное оперение, двигатели с воздушными винтами, установленными на крыле, и убирающееся трехопорное шасси с рычажной подвеской колес с системой уборки-выпуска, связанной с рукояткой, при этом на каждом рычаге подвески размещен узел крепления амортизатора, а фюзеляж в хвостовой части выполнен со скосом по нижней поверхности, диаметр воздушных винтов составляет 1,4 средней аэродинамической хорды крыла, размах которого относительно длины L самолета равен 1,43, при этом площадь крыла, обдуваемая винтами, составляет 39%, а угол скоса фюзеляжа β 13о, при этом крыло выполнено из двух частей - закрепленного на кабинной части фюзеляжа центроплана и быстросъемных консолей, соединенных с центропланом двумя узлами крепления, а система уборки-выпуска шасси выполнена механической в виде кинематически связанных между собой рычагов, тяг и качалок, соединенных с рукояткой уборки-выпуска шасси.
Узел крепления центроплана выполнен в виде балки-бимса и соединенных с ней уголков, установленных на стенках трех шпангоутов фюзеляжа и жестко соединенных с обшивкой кабинной части фюзеляжа, узлы крепления консолей к центроплану выполнены в виде соединения ухо-вилка, передний из которых, моментный, размещен на главном лонжероне крыла, а задний, шарнирный, - на задней стенке крыла, кроме того, каждая стойка главной опоры шасси соединена шарнирно с рычагом подвески колеса с помощью накладок и снабжена кронштейном с закрепленным на нем ломающимся подкосом, выполненным из двух звеньев, одно из которых закреплено на стойке и выполнено, например, в виде серьги и ведущего звена, соединенного с системой уборки-выпуска шасси.
На фиг. 1 изображен летательный аппарат, вид спереди; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - то же, вид сборку; на фиг. 4 - узел крепления крыла к кабинной части фюзеляжа и передний узел крепления съемной части крыла к центроплану; на фиг. 5 - задний узел крепления крыла; на фиг. 6 и 7 - система уборки-выпуска шасси, рабочее положение; на фиг. 8 - система уборки-выпуска главного шасси; на фиг. 9 - главное шасси в положении "убрано"; на фиг. 10 - носовая стойка в положении "убрано".
Летательный аппарат содержит фюзеляж 1 с закрепленными на нем крыльями 2, размах которых относительно длины L самолета равен 1,43, с узлами крепления, горизонтальное 3 и вертикальное 4 оперение, двигатели 5, размещенные на крыле 2, и убирающееся шасси, состоящее из носовой стойки 6 и главного шасси 7 с системой уборки-выпуска. Двигатели 5 летательного аппарата снабжены винтами 8, диаметр которых относительно средней аэродинамической хорды крыла 2 равен 1,4. Высота ЛА на стоянке относительно размаха крыла составляет 0,368.
Фюзеляж со стороны нижней поверхности 9 в хвостовой части от задней поверхности ниши 10 шасси выполнен с углом скоса β-13о и состоит из кабинной 11, хвостовой 12 частей, носового 13 и хвостового 14 обтекателей, а также содержит набор шпангоутов 15 (с N 0 до N 15), стрингеров и обшивку. Крыло 2 летательного аппарата выполнено из двух частей: закрепленного на кабинной части 11 фюзеляжа центроплана 16, узел крепления которого выполнен в виде балки-бимса 17 и соединенных с ней уголков 18, установленных на стенках трех шпангоутов 15 (N 5, 6, 7) и жестко соединенных с обшивкой кабинной части 11 фюзеляжа, и быстросъемных консолей 19, соединенных с центропланом 16 двумя узлами крепления, выполненными в виде соединения ухо-вилка, скрепленного болтами, передний 20 из которых, моментный, размещен на ложероне 21 крыла 2, а задний 22, шарнирный, - на задней стенке 23 крыла. Главная стойка шасси 7 снабжена двумя накладками 24, размещенными на нижнем конце стойки главного шасси, рычагом 25, ось 26 которого установлена в накладках 24, с размещенными на нем осью колеса 27 и узлом крепления амортизатора 28, кронштейном 29 с закрепленным на нем ломающимся подкосом, выполненным из двух звеньев, первое из которых выполнено в виде серьги 30 (ведомое звено подкоса), закрепленной на стойке главного шасси 7, и ведущего звена 31 с узлом крепления его с системой уборки-выпуска шасси, выполненной в виде системы кинематически связанных между собой рычагов 32, соединенных с рукояткой 33 уборки-выпуска, размещенной на подприборной доске 34 и соединенной с системой кинематически связанных между собой рычагов 35 уборки-выпуска носовой стойки шасси. Подготовленный к вылету самолет может взять одного (пилот) или двух (пилот и пассажир) человек. При этом ощутимых изменений в устойчивости самолета не происходит, так как положение экипажа в самолете близко к центру тяжести самолета. Кроме того, за креслом экипажа может быть размещен груз до 80 кг. В этом случае изменения в устойчивости будут отмечаться пилотом, но необходимый запас устойчивости будет обеспечен.
Взлет производится со взлетной полосы, имеющей покрытие, например аэродром-точка с/х авиации с неасфальтовым покрытием. Самолет выкатывается и устанавливается против ветра. Взлет допускается и с боковым ветром, скорость которого не превышает 8 м/с. После прогрева и проверки работы двигателей, которая производится с заторможенными колесами, пилот переводит закрылки во взлетное положение, выводит двигатели на взлетный режим (2500 об/мин на винте) и плавно отпускает тормоз. Самолет начинает разбег. Через 12-15 с самолет достигает взлетной скорости и отрывается от земли на 110-120 м от точки старта. Еще через 2-3 с самолет будет находиться на высоте 10-15 м. Расстояние до этой точки будет 180-200 м от точки старта.
Набор высоты может происходить с вертикальной скоростью 8-10 м/с (максимально - 12 м/с). Через полминуты самолет наберет высоту 300 м, которая является маршевой высотой полета. Диаметр высоты 300-1000 м является рабочим диапазоном высоты для этого самолета. Убираются шасси и закрылки.
Уменьшив обороты двигателя до 5000 об/мин (обороты винта при этом 2000 об/мин), самолет переводят в горизонтальный полет на крейсерской скорости, которая составляет 200-220 км/ч. основную часть маршрута выполняют на этой скорости. Время полета, до момента когда в баках останется навигационный запас (примерно 10% от общего объема баков), составит 2,0-2,5 ч. Дальность полета при этом 400-450 км.
При подлете к аэродрому посадки самолет переводится в полет на меньшей скорости и выполняет положенный предпосадочный маневр. Выпускается шасси 6, 7 и закрылки переводятся в посадочное положение. Шасси 6, 7 выпускается вытягиванием рукоятки 32, которая расположена на подприборной доске 33 чуть выше локтевого сгиба, на себя на 200-250 мм.
Скорость захода на посадку около 100 км/ч, в момент посадки примерно 85-90 км/ч. После посадки пробег составит не более 100-120 м.
В случае остановки одного из двигателей во время взлета самолет может продолжить взлет и набирать высоту с вертикальной скоростью 1,5-1,8 м/с. При этом разворачивающий момент будет парирован отклонением руля направления и элеронами.
Вынужденная посадка выполняется с убранным шасси, что обеспечивает большую сохранность самолета и меньшую опасность для экипажа.
Предложенный летательный аппарат классичен в своей схеме, имеет малые размеры и массу, вследствие чего удобен в эксплуатации.
Летательный аппарат обладает высокими взлетно-посадочными характеристиками. Он взлетает через 50 м после старта, т.е. взлетает с вертолетной площадки, вертикальная скорость 12 м/с, т.е. работает как вертолет. Это достигается - сравнительно малой нагрузкой на крыло, (около 75 кг/м2); сравнительно мощными двигателями (50 л.с. на человека); хорошо проработанными и подобранными винтами неизменяемого шага); хорошей аэродинамикой.
Предложенный летательный аппарат имеет минимальные габаритные размеры самолетов данного класса.
Возможность уменьшения размеров найдена за счет уменьшения запаса топлива на борту, что стало возможным из-за ограничения времени пребывания в воздухе двумя часами, так как более длительный полет вызывает излишнее утомление экипажа; умеренно большой посадочной скорости (до 100-110 км/ч), что позволяет уменьшить площадь крыла самолета.
Летательный аппарат имеет высокие характеристики по скоростным показателям: максимальная скорость до 275 км/ч, крейсерская 225 км/ч, вертикальная скорость у земли до 12 м/с, что обеспечивает подъем на высоту 200 м в течение 16-18 с (200 м - рабочая высота полета).
Летательный аппарат имеет две винтомоторные установки, что увеличивает долю обдуваемой части крыла по размаху.
Дополнительная обдувка крыла сокращает длину разбега в 2 раза, а взлетную дистанцию почти в 3 раза (до 100-120 м).
Уменьшенные размеры летательного аппарата позволяют иметь массу пустого ЛА в диапазоне 260-300 кг, отдельные элементы конструкции в диапазоне 10-50 кг, что резко упрощает эксплуатацию самолета на земле, увеличивает время подготовленного состояния.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2000 |
|
RU2187444C2 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2003 |
|
RU2311317C2 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ | 1997 |
|
RU2132289C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ), ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЕ ШАССИ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ПОДЪЕМА В ВОЗДУХ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2588198C2 |
ДАЛЬНИЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ-АМФИБИЯ ТРИМАРАННОЙ СХЕМЫ КОМПОНОВКИ "ФРЕГАТ" | 2006 |
|
RU2324627C2 |
ТЯЖЕЛЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ-АМФИБИЯ КАТАМАРАННОЙ СХЕМЫ КОМПОНОВКИ | 2004 |
|
RU2314231C2 |
АВИАТРАНСФОРМЕР | 2010 |
|
RU2444445C1 |
СПОСОБ ОБСЛУЖИВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ И МНОГОРАЗОВАЯ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2007 |
|
RU2342288C1 |
ВИНТОКРЫЛЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2016 |
|
RU2662339C2 |
САМОЛЕТ БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ | 2007 |
|
RU2335430C1 |
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции летательных аппаратов малой авиации. Сущность изобретения заключается в том, что размах крыла относительно длины L самолета равен 1,43, диаметр воздушных винтов составляет 1,4 средней аэродинамической хорды крыла, при этом площадь крыла, обдуваемая винтами составляет 39%, а угол скоса фюзеляжа β равен 13°. Кроме того, крыло выполнено из центроплана и быстросъемных консолей, что упрощает эксплуатацию самолета при хранении и перевозке. Обдув крыла обеспечивает увеличение подъемной силы на взлете, что сокращает длину разбега и взлетную дистанцию. 2 з.п.ф-лы, 10 ил.
А.И.Ковалев | |||
Устройство анодов катодных ламп | 1923 |
|
SU410A1 |
Конструкция и летная эксплуатация | |||
М.:Транспорт, 1988, с.3, рис.1, с.9, рис.5. |
Авторы
Даты
1994-11-30—Публикация
1992-10-08—Подача