ВОДОПОДПОРНАЯ ПЛОТИНА Российский патент 1995 года по МПК E02B7/02 

Описание патента на изобретение RU2026458C1

Изобретение относится к гидротехническому строительству и может быть использовано в качестве подоподпорных и регулируемых сооружений.

Цель изобретения - снижение материалоемкости и трудоемкости возведения плотины.

На фиг.1 изображена водоподпорная плотина, поперечный разрез; на фиг.2 - то же, при значительном напоре; на фиг.3 - вид сбоку на часть плотины; на фиг.4 - вид на блок-пакет заводского изготовления.

Водоподпорная плотина включает опорную конструкцию в виде изношенных шин 1, мягкий водонепроницаемый материал 2, закрепленный по внутренней поверхности шин, бетонный флютбет 3 и анкерные устройства 4. В плоскости крепления к флютбету 3 установлен жесткий плоский элемент 5 (например, бетонный блок), а в верхней части - жесткие силовые пояса 6. При значительной ширине плотины формируются блоки 7. Гибкое водонепроницаемое полотнище размещается со стороны верхнего бьефа 8, флютбет укладывается на подготовленное основание 9, а водонепроницаемый материал крепится к торцовой поверхности шин с помощью гибких накладок 10 (например, пластмассовых пластин) и металлических скоб 11.

Водоподпорную плотину возводят следующим образом.

Изношенные шины 1 разрезаются по диаметру, в одном месте полностью, в другом - диаметрально противоположном - до протекторной части.

Изготавливается полотнище из мягкого водонепроницаемого материала 2 (например, из ткани на капроне однослойной N 65, артикул 1539) шириной, равной n˙dвн+6˙a, где n - количество шин в блоке, dвн - внутренний диаметр шины; а - высота профиля, длиной, определяемой шириной перекрываемой водной преградой.

С помощью анкерных устройств 4 (например, винтовых свай) шины крепятся к бетонному флютбету 3 и основанию 9.

Полотнище водонепроницаемого материала 2 крепится к торцовой части разрезанных шин 1 с помощью гибких накладок 10 и металлических скоб 11.

В зависимости от высоты плотины, толщины водонепроницаемого материала и шага шин, крепление может осуществляться как к каждой шине, так и через определенное расстояние. Под действием воды со стороны верхнего бьефа мягкая ткань будет занимать форму внутренней полости шины, при этом будут получаться отсеки с закрепленными по концам полотнищами водонепроницаемого материала.

Затем с помощью жестких силовых поясов 6 фиксируют с определенным шагом автомобильные шины 1. Концы поясов крепятся к береговым анкерным устройствам, что позволяет значительную часть нагрузки от воды передать на них и тем самым снизить нагрузку на элементы плотины.

При значительных напорах вместо жестких силовых поясов 6 можно использовать и тросовые элементы из пластмассы или стали.

В плоскости крепления шин к флютбету (анкерному устройству) устанавливается жесткий плоский элемент, который позволяет упростить процесс возведения (всегда сохраняется проектное положение плотины), так и обеспечивает целостность (за счет увеличения пространственной жесткости), узла крепления неоднородных материалов (резина - металл-бетон).

При значительных ширинах перекрываемых водотоков целесообразно плотину возводить из блоков формируемых как в заводских условиях, так и на строительной площадке.

Блок составляют из 5-6 изношенных автомобильных шин и прикрепленного к внутренним поверхностям водонепроницаемого материала. Крепление может осуществляться с помощью клеевой композиции, металлических скоб с накладками, пришивке на многоигольчатой машине. Отдельный блок может компактно складываться и доставляться на строительную площадку.

Использование изобретения позволяет снизить материалоемкость на 30-40% и трудоемкость возведения до 20-25% при сохранении требуемой устойчивости.

Похожие патенты RU2026458C1

название год авторы номер документа
ВОДОПОДПОРНАЯ ПЛОТИНА 2013
  • Ламердонов Кантемир Замирович
  • Ламердонов Замир Галимович
  • Хаширова Татьяна Юрьевна
RU2541633C1
Водоподпорная плотина 1987
  • Бондаренко Владимир Леонидович
  • Денисов Олег Львович
  • Щепанский Александр Олегович
  • Анцыгин Юрий Григорьевич
  • Охотников Александр Анатольевич
SU1446223A1
ПОДПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩЕЕ СООРУЖЕНИЕ НА ГРУНТОНАПОЛНЯЕМОМ ФЛЮТБЕТЕ И СПОСОБ ЕГО ВОЗВЕДЕНИЯ 2009
  • Кашарина Татьяна Петровна
  • Кашарин Денис Владимирович
RU2441113C2
Водоподпорная плотина 1987
  • Бондаренко Владимир Леонидович
  • Денисов Олег Львович
  • Лемешев Анатолий Иванович
  • Щепанский Александр Олегович
  • Анцыгин Юрий Григорьевич
  • Охотников Александр Анатольевич
SU1528844A1
Водоподпорная плотина 1984
  • Анцыгин Юрий Григорьевич
  • Охотников Александр Анатольевич
  • Никонова Зинаида Салимовна
  • Бондаренко Владимир Леонидович
  • Денисов Олег Львович
  • Лемешев Анатолий Иванович
  • Чертов Виталий Александрович
SU1194957A1
ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Кашарин Денис Владимирович
RU2327836C2
Флютбет 1982
  • Бурдинский Валерий Николаевич
SU1063922A1
Арочная плотина 1977
  • Лагутов Владимир Викторович
SU669002A1
МОБИЛЬНОЕ ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Кашарин Денис Владимирович
  • Годин Павел Александрович
RU2378451C2
Плотина 1980
  • Кашарин Владимир Иванович
  • Кашарина Татьяна Петровна
  • Щедрин Вячеслав Николаевич
SU905356A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 026 458 C1

Реферат патента 1995 года ВОДОПОДПОРНАЯ ПЛОТИНА

Использование: в гидротехническом строительстве в качестве водоподпорных и регулируемых сооружений. Существо изобретения: водопроводная плотина включает опорную конструкцию в виде изношенных шин 1, мягкого водонепроницаемого материала 2, бетонный флютбет 3, анкерные устройства 4. В плоскости крепления к флютбету установлен жесткий элемент 5, а в верхней части - жесткие силовые пояса 6. Водонепроницаемое полотнище крепится к торцовой поверхности шин с помощью гибких накладок 10 и металлических скоб. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 026 458 C1

ВОДОПОДПОРНАЯ ПЛОТИНА, включающая опорные элементы и гибкое водонепроницаемое полотнище, образующее подпорную и сливную поверхности, отличающаяся тем, что, с целью снижения материалоемкости и трудоемкости возведения, гибкое водонепроницаемое полотнище расположено и закреплено с внутренней стороны опорных элементов, выполненных из диаметрально разрезанных изношенных автомобильных шин, установленных одной половиной вертикально над другой, обращенных протекторной частью в сторону нижнего бьефа и связанных одна с другой протекторной частью шины, при этом каждая установленная снизу половина шины снабжена в плоскости крепления к анкерному основанию жестким плоским элементом, а в верхней части каждой половины шины установлены жесткие силовые пояса, пропущенные сквозь шины вдоль всего фронта плотины и закрепленные по берегам.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2026458C1

То же, с.6, рис.1/13/.

RU 2 026 458 C1

Авторы

Жук В.В.

Шведовский П.В.

Пчелин В.Н.

Даты

1995-01-09Публикация

1991-04-15Подача