КОМБИНИРОВАННОЕ СОПЛО РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 1995 года по МПК F02K1/54 

Описание патента на изобретение RU2027053C1

Изобретение относится к самолетостроению. Оно может быть использовано в реактивных двигателях.

Известно устройство для повышения шумопоглощения, содержащее патрубки, по которым движется воздух, эжектируемый потоком газа, и поворотные створки, управляемые силовыми цилиндрами с тягами. Створки выполнены в виде фигурных лепестков, опоясанных подвижным кольцом, шарнирно соединенных с тягами. Пазы в корпусе сопла предусмотрены по обе стороны лепестка для их уплотнения.

Известно устройство для изменения тяги реактивного двигателя. Оно содержит неподвижные лопатки и подвижные лопатки, ось вращения которых проходит вблизи центра давления. Отклонение газовой струи двигателя осуществляется двумя последовательно расположенными решетками, первая из которых состоит из неподвижных, а вторая - из поворотных лопаток.

Наиболее близким по технической сущности является техническое решение, представляющее собой комбинированное сопло реактивного двигателя, содержащее основные сопло, насадок с выпускными каналами и поворотный золотниковый распределитель с окнами для прохода газа.

Недостатками конструкции являются малый уровень дополнительной тяги и эффекта шумопоглощения.

Целью изобретения является увеличение тяги и снижение шума. Поставленная цель достигается тем, что в комбинированном сопле реактивного двигателя, содержащем основное сопло, насадок с выпускными каналами и поворотный золотниковый распределитель с окнами для прохода потока газа, сопло снабжено дополнительным золотниковым распределителем, насадок закреплен неподвижно на выходном участке основного сопла и выполнен в виде цилиндрической обечайки с передней и задней торцовыми стенками, а выпускные каналы расположены по периферии последних и выполнены в виде сопел, причем площадь основного сопла на срезе в 1,5...2,5 раза больше суммарной площади на срезе сопел каждой торцевой стенки, а площадь сплошной центральной части задней стенки равна площади на срезе основного сопла.

На чертеже изображено предлагаемое устройство, разрез.

Комбинированное сопло (на фиг. 1) содержит основное сопло 1, насадок 2, сопло снабжено дополнительным золотниковым распределителем 3 с окнами 4, насадок 2 закреплен неподвижно на выходном участке основного сопла 1. Насадок выполнен в виде цилиндрической обечайки с передней 5 и задней 6 торцовыми стенками, а выпускные каналы расположены по периферии торцовых стенок 5 и 6 и выполнены в виде сопел, центральная часть задней стенки 6 выполнена сплошной 8.

Устройство работает следующим образом.

При работе реактивного двигателя газовая струя, выходящая из основного сопла 1, попадает в полость насадка 2. Перед этим отверстия 7 передней торцовой стенки 5 насадка 2 закрываются путем смещения заслонки в золотниковом распределителе 3 относительно отверстий 7. У задней стенки 6 насадка отверстия 7 открыты за счет совмещения окон 4 и отверстий 7. Газовая струя, попадая из основного сопла 1 в полость насадки 2, через отверстия 7 в задней стенке 6 дробится. Происходит мелкоструйное истечение газа, обеспечивающее снижение шума. За счет избыточного давления, создающегося в насадке 2 при уменьшении полезной площади отверстий 7 насадка 2, происходит увеличение скорости истечения газовых струй, что приводит к увеличению тяги. Экспериментально установлено, что отношение полезной площади среза сопла 1 к полезной площади среза выпускных отверстий 7, выполненных в виде сопел в передней 6 и задней 5 стенке а насадка 2 должно быть равным 1,5...2,5, т. к. меньшее значение приводит к увеличению давления в рабочей камере двигателя из-за малой площади выпускных каналов, а большее - не позволяет увеличить тягу, т. е. снижается скорость истечения газовых струй, приводящая к исчезновению эффекта усиления тяги, выявленного при использовании указанного соотношения.

Устройство позволяет по сравнению с прототипом: увеличить тягу реактивного двигателя, увеличить дополнительную тягу не менее, чем в 1,5 раза, создав, следовательно, экономию расхода горючего до 65%; позволит значительно снизить шум при работе двигателя; плавно регулировать направление и величину тяги двигателя от максимальной в направлении, противоположном направлению полета, до максимальной в направлении, совпадающем с направлением полета.

Похожие патенты RU2027053C1

название год авторы номер документа
ПУЛЬСИРУЮЩИЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ЭЖЕКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Костюков Владимир Николаевич
RU2362033C2
РЕВЕРСИВНОЕ УСТРОЙСТВО ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2022
  • Ивандаев Сергей Иванович
RU2800256C1
ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2002
  • Кокшаров Н.Л.
  • Баяндин А.Я.
RU2243399C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ТРУБ 2001
  • Слипченко Н.И.
  • Михеев П.А.
  • Долматов Н.П.
RU2239498C2
СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ С НЕПРЕРЫВНЫМ РЕЖИМОМ СТРЕЛЬБЫ (ВАРИАНТЫ), ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УЗЛЫ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ И СПОСОБ ОДНОВРЕМЕННОГО СНИЖЕНИЯ ОТДАЧИ И УРОВНЯ ЗВУКА СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ 2003
  • Горобцов В.М.
RU2254539C1
СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ОТДАЧИ ОРУЖИЯ И ЭЖЕКТОРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Дронов-Дувалджи Николай Дмитриевич
  • Полубесов Геннадий Сергеевич
RU2413154C1
СОПЛОВОЙ БЛОК РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2003
  • Лебеденко И.С.
  • Лебеденко Ю.И.
  • Лебеденко В.И.
RU2237190C1
РЕВЕРСИВНОЕ УСТРОЙСТВО САМОЛЕТА С ЗАДНИМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ ДВУХКОНТУРНЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2022
  • Ивандаев Сергей Иванович
RU2789684C1
ВИХРЕВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2010
  • Шведов Владимир Тарасович
RU2465481C2
ЭКРАНОПЛАН С НОСОВЫМИ ПОДДУВНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ 2003
  • Привалов Э.И.
  • Кирилловых В.Н.
  • Василевский И.М.
  • Айзен С.Н.
  • Перельман Б.С.
RU2253580C2

Реферат патента 1995 года КОМБИНИРОВАННОЕ СОПЛО РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Использование: конструкции реактивных двигателей. Сущность изобретения: насадок 2 закреплен неподвижно на выходном участке основного сопла 1 и снабжен дополнительным золотниковым распределителем 3 с окнами 4. Насадок 2 выполнен в виде цилиндрической обечайки с передней 5 и задней 6 торцевыми стенками, имеющими по периферии выпускные канала 7, выполненные в виде сопел, причем площадь основного сопла 1 на срезе в 1,5...2,5 раза больше суммарной площади на срезе сопел 7, каждой торцевой стенки, а площадь сплошной центральной части стенки 6 равна площади на срезе основного сопла 1. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 027 053 C1

КОМБИНИРОВАННОЕ СОПЛО РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащее основное сопло, насадок с выпускными каналами и поворотный золотниковый распределитель с окнами для прохода потока газа, отличающееся тем, что, с целью увеличения тяги и снижения шума, сопло снабжено дополнительным золотниковым распределителем, насадок закреплен неподвижно на выходном участке основного сопла и выполнен в виде цилиндрической обечайки с передней и задней торцевыми стенками, а выпускные каналы расположены по периферии последних и выполнены в виде сопл, причем площадь основного сопла на срезе в 1,5 - 2,5 раза больше суммарной площади на срезе сопл каждой торцевой стенки, а площадь сплошной центральной части задней стенки равна площади на срезе основного сопла.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2027053C1

Автономный последовательный инвертор 1980
  • Пивняк Геннадий Григорьевич
  • Выпанасенко Станислав Иванович
  • Иоспа Зиновий Савельевич
  • Пресманн Иоханнес Иоханнесович
SU881953A2
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Судно 1925
  • Беньковский Ф.А.
SU1961A1

RU 2 027 053 C1

Авторы

Конников Г.Г.

Трофимов В.Н.

Колмогоров Г.Л.

Макарова Л.Е.

Даты

1995-01-20Публикация

1989-05-23Подача