УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ Российский патент 1995 года по МПК G01R31/12 

Описание патента на изобретение RU2028639C1

Изобретение относится к электротехнике, конкретнее к диагностике состояния изоляции электродвигателей.

Известны устройства, позволяющие контролировать сопротивление изоляции электроустановок, находящихся под напряжением, и содержащие источник питания, фильтры, органы контроля и индикации.

Недостатком этих устройств является то, что они контролируют сопротивление изоляции всех электрически связанных аппаратов и не могут выявить конкретного аппарата с нарушенной изоляцией. Для его обнаружения необходим периодический вывод оборудования из работы, что не всегда возможно по условиям технологии.

Известен также способ проверки сопротивления изоляции отдельных аппаратов, в частности электродвигателей, производимый мегомметром при вводе оборудования в эксплуатацию и при ремонте.

Недостаток такого контроля в его прерывности, поэтому выход из строя электродвигателя почти всегда внезапен. Чтобы ослабить фактор внезапности приходится в процессе контроля браковать оборудование даже при небольшом с точки зрения надежности ухудшения состояния изоляции, что приводит к увеличению объема профилактических работ.

Известно устройство для испытания секций обмоток электрических машин на пробой, при котором повышенное напряжение подводится через специальную гребенку к обмоткам машины и металлической плите, на которой укрепляются эти обмотки.

Такое устройство можно использовать только в период ремонта и монтажа электрических машин до их сборки. При работе электрической машины оно не приемлемо, так как металлическую плиту, на которой укрепляются обмотки машины при испытании, и гребенку нельзя включать в работу, не нарушая конструкцию.

Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее находящуюся в тепловом контакте с обмоткой модель ее изоляции, выполненную из двух соприкасающихся друг с другом через изоляционный слой проводников, один из которых включен в основную цепь, а другой - в цепь блока контроля (индикации). Модель укрепляется в лобовой части обмотки электродвигателя.

Недостатки этого устройства следующие: малая длина контролируемой изоляции, так как большую модель не вместить под крышку электродвигателя; осуществление контроля изоляции только лобовой части, хотя известно, что провода лобовой части соответствуют только 10-15% общей длины проводов. Тепловые, динамические, электрические и магнитные поля лобовой части могут сильно отличаться от соответствующих полей в пазах и по разному влиять на срок службы изоляции.

Например, температура лобовой части обмотки на 10-15о С ниже, чем температура в пазах, и, следовательно находится в более легком режиме, чем рабочая обмотка; осуществление контроля изоляции только с одной стороны обмотки, где установлена модель - неблагоприятные эксплуатационные воздействия на изоляцию (влажность, дополнительный нагрев, радиация и др.), проявляющиеся с другой стороны, не будут учтены моделью, укрепленной в одной точке; невозможность осуществления контроля пазовой изоляции между обмоткой и корпусом электродвигателя.

Цель изобретения - повышение достоверности прогноза состояния изоляции за счет приближения условий работы модели к условиям работы изоляции обмотки электродвигателя во всех его частях.

Эта цель достигается тем, что модель обмотки заложена в пазы электродвигателя между основными проводами равномерно по окружности (через 1,2 или 3 паза), причем обмотка модели выполнена из того же изолированного провода, что и основная. Индикаторное устройство (мегомметр, реле и др.) подключают между моделью и основной обмоткой или корпусом электродвигателя через переключатель. Имеется независимый источник питания.

На фиг. 1 изображена общая схема контроля изоляции; на фиг.2 - пример взаимного расположения модели обмотки и основной обмотки в пазах электродвигателя; на фиг. 3 - пример расположения одного провода модели обмотки (заштрихован) и проводов основной обмотки, там же показан путь тока контроля изоляции между моделью и основной обмоткой, а также между моделью и корпусом 6.

Устройство содержит модель 1 обмотки, уложенную параллельно с основной обмоткой 2 электродвигателя. Индикаторное устройство 3 и источник 4 питания подключены с одной стороны к модели 1 обмотки, а с другой стороны через переключатель 5 к корпусу 6 электродвигателя или нейтрали 7 основной обмотки 2 (в зависимости от положения переключателя). Модель 1 обмотки и основная обмотка 2 уложены совместно в пазы 8 электродвигателя.

Устройство работает следующим образом.

Индикатор 3 с источником 4 питания подключают к модели 1 обмотки и переключателю 5, соединенному с корпусом 6 электродвигателя и проводами основной обмотки 2. Замер изоляции производят между моделью 1 обмотки и основной обмоткой 2 (Iоб), а также между моделью 1 обмотки и корпусом 6 (Iк). Результаты измерения сравнивают с предыдущими.

Сопротивление изоляции модели 1 обмотки и основной обмотки 2 пропорциональны между собой, потому что воздействие механических, электрических и магнитных сил на модели 1 обмотки и основной обмотки 2 идентичны, так как модель 1 повторяет форму основной обмотки 2; тепловое воздействие на изоляцию модели 1 обмотки и основной обмотки 2 одинаковые, так как температура во всех точках паза 8 (в том числе и в точке расположения провода модели обмотки 1) при установившемся режиме одинакова. Нагревание происходит за счет тепла, выделяемого основной обмоткой 2; учитывается соотношение витков
= K = K = K = K , где Ro - сопротивление изоляции основной обмотки 2;
Rм - сопротивление изоляции модели 1;
So, lo, no - площадь поверхности проводов, общая длина всех проводов, число витков основной обмотки 2;
Sм, lм, nм - то же соответственно модели 1;
К - конструктивный коэффициент, зависящий от взаимного расположения проводов основной обмотки 2 и модели 1 и расположения проводов модели 1 в пазах 8 и определяющаяся опытным путем.

В отличие от прототипа модель обмотки, по которой судят о состоянии изоляции, вложена во все фазы, все катушки, по всему объему статора электродвигателя, имеет хороший тепловой контакт за счет помещения ее в пазы электродвигателя параллельно с основной обмоткой. Предлагаемое устройство дополнено переключателем для поочередного измерения изоляции между моделью и основной обмоткой, а также между моделью и корпусом, и независимым источником питания.

Доказательcтво существенности отличий.

Известны устройства, выполненные в виде модели, установленной в одной точке обмотки электродвигателя, прибандажированной к лобовой части, по состоянию изоляции которой судят о состоянии всего электродвигателя. Но не известно устройство, выполненное в виде модели, заложенной в пазы вместе с основной обмоткой во все фазы, все катушки по всему статору электродвигателя.

Известны также устройства, позволяющие контролировать температуру электродвигателя за счет внедрения между проводами обмотки специального приспособления - позисторов, но не известны устройства, контролирующие состояние изоляции обмотки с помощью модели, внедренной между проводами основной обмотки.

Использование предложенного устройства позволит контролировать состояние изоляции без отключения электродвигателя от источника питания и других аппаратов, находящихся в электрическом контакте с контролируемым; учитывать воздействие на изоляцию односторонних неблагоприятных факторов (дождь, тепловой нагрев, радиация и др.); контролировать пазовую изоляцию (между моделью и корпусом); повысить чувствительность измерения за счет увеличения длины провода модели; лучше учитывать тепловые, магнитные, электрические и механические воздействия на изоляцию, так как модель, заложенная в пазы полностью повторяет форму основной обмотки и находится в тех же условиях, что и основная обмотка; увеличить срок службы электродвигателей за счет своевременного обнаружения ухудшения состояния изоляции; уменьшить объем профилактических работ, которые без постоянного контроля обычно производятся предварительно для поддержания практически неизменного состояния изоляции, что не обязательно по условиям надежности. Все это дает значительный экономический эффект.

Похожие патенты RU2028639C1

название год авторы номер документа
Устройство для защиты погружного электродвигателя от анормальных режимов 1981
  • Коньшин Григорий Васильевич
  • Кривоносов Александр Николаевич
  • Сюр Александр Николаевич
  • Локшин Лев Иосифович
  • Исаев Михаил Георгиевич
SU982139A1
Устройство для защиты погружного электродвигателя от анормальных режимов 1977
  • Тюфилин Герман Михайлович
  • Фетисенко Николай Павлович
  • Шварц Давид Леонидович
  • Резников Виктор Данилович
  • Антонов Юрий Григорьевич
  • Шевелев Виктор Алексеевич
  • Тальянский Борис Семенович
SU680103A2
Микропроцессорное устройство диагностики межвитковой изоляции электродвигателя по ЭДС самоиндукции с функцией мегомметра 2017
  • Вахтина Елена Артуровна
  • Вострухин Александр Витальевич
  • Габриелян Шалико Жораевич
RU2650082C1
Устройство диагностики межвитковой изоляции электродвигателя по ЭДС самоиндукции с функцией мегомметра 2018
  • Вахтина Елена Артуровна
  • Вострухин Александр Витальевич
  • Бондарь Сергей Николаевич
  • Бурлак Иоанн Игоревич
RU2684955C9
МИКРОКОНТРОЛЛЕРНОЕ УСТРОЙСТВО ДИАГНОСТИКИ МЕЖВИТКОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТКИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ С ФУНКЦИЕЙ МЕГОММЕТРА 2015
  • Вахтина Елена Артуровна
  • Вострухин Александр Витальевич
  • Габриелян Шалико Жораевич
  • Ноздровицкий Ладислав
  • Палкова Зузана
  • Томашик Лукаш
RU2589762C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ИЗОЛЯЦИИ СТЕРЖНЕЙ ОБМОТОК СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1973
  • В. Б. Бережанский, Д. Д. Вальчихин, В. П. Козлов В. В. Сидельников
SU399795A1
Микропроцессорное устройство диагностики изоляции электродвигателя по ЭДС самоиндукции с функцией мегомметра 2016
  • Вахтина Елена Артуровна
  • Вострухин Александр Витальевич
  • Габриелян Шалико Жораевич
  • Дорожко Сергей Васильевич
  • Палкова Зузана
  • Цвиклович Владимир
  • Олейар Мартин
RU2645449C1
Устройство для контроля и диагностики силовой цепи вагона метрополитена 1986
  • Киксман Григорий Ефремович
  • Кадомцев Александр Михайлович
  • Хоменко Анатолий Иосифович
  • Рябцев Геннадий Георгиевич
SU1461655A1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ РАБОТЫ ЦЕНТРОБЕЖНОГО ПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ И СИСТЕМА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ 2007
  • Щепин Леонид Сергеевич
  • Зарипов Расих Минисламович
RU2360148C1
Система мониторинга и диагностирования состояния турбогенератора 2023
  • Поспеев Леонид Михайлович
  • Афонин Иван Сергеевич
  • Коченков Андрей Викторович
RU2814856C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 028 639 C1

Реферат патента 1995 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Использование: относится к электротехнике, конкретно к диагностике состояния изоляции электродвигателя. Сущность изобретения: устройство содержит модель 1 обмотки, уложенную параллельно с основной контролируемой обмоткой 2 электродвигателя, индикаторное устройство 3 и источник 4 питания подключены с одной стороны к модели 1 обмотки, а с другой стороны через переключатель 5 к корпусу 6 электродвигателя или нейтрали 7 обмотки 2 (в зависимости от положения переключателя 5). Модель 1 обмотки и основная обмотка 2 уложены совместно в пазы электродвигателя. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 028 639 C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, содержащее последовательно соединенные источник питания, индикаторный блок и модель контролируемой обмотки, выполненную из такого же материала, что и контролируемая обмотка, отличающееся тем, что в устройство введен переключатель, модель контролируемой обмотки выполнена в виде приводов, соединенных между собой и заложенных в пазы по всей окружности параллельно проводам контролируемой обмотки реально действующего электродвигателя, причем второй вывод индикаторного блока соединен с моделью контролируемой обмотки, второй вывод источника питания соединен через размыкающий контакт переключателя с контролируемой обмоткой, замыкающий контакт переключателя соединен с корпусом электродвигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2028639C1

Галушко А.И
Надежность изоляции электрических машин
М.: Энергия, 1979, с.160 и 161.

RU 2 028 639 C1

Авторы

Юдов Е.С.

Даты

1995-02-09Публикация

1988-08-01Подача