Изобретение относится к электрическим машинам, более конкретно к синхронным двигателям.
Широкое применение на практике находят блоки трансформатор - синхронный двигатель и трансформатор - группа двигателей. Они используются, например, на насосных станциях [1].
Наиболее близким к предлагаемому устройству является синхронный двигатель с двойной якорной обмоткой, у которого на статоре расположены две трехфазные обмотки W1 и W2 с числами витков соответственно W1 и W2, причем W1≠W2 и обмотка возбуждения включена через выпрямительный мост последовательно с обмоткой W2.
Этот двигатель принят за прототип.
Из недостатков прототипа выделим то обстоятельство, что якорные обмотки W1 и W2 имеют разное число витков, что усложняет технологию изготовления двигателя, поскольку его статорная обмотка должна иметь секции разной конструкции.
Кроме того, при изменении числа витков обмотки W2 по отношению к W1 только на 1 виток напряжение на обмотке возбуждения изменяется на значительную величину, поскольку для двигателей 100...1000 кВт на один виток обмотки статора приходится до 10...15 В напряжения. Т.е. напряжение на обмотке возбуждения можно изменять ступенчато с большим шагом. При необходимости иметь более плавное регулирование напряжения возбуждения необходимо обмотку W2 дополнительно видоизменять, что делает ее нетехнологичной.
При практической реализации двигателя-прототипа выявился еще один существенный недостаток. При изготовлении обмоток секциями с равным шагом, вследствие того, что W2 < W1 не удается полностью заполнить все пазы статора, площадь паза, освободившуюся в результате "недоматывания" обмотки W2, не удается полезно использовать. Это приводит к снижению мощности двигателя примерно на 5% в заданном габарите. Справедливо и обратное утверждение, что при заданной мощности вследствие неполной заполняемости паров, габарит машины увеличивается примерно на 5%.
Целью изобретения является упрощение технологии изготовления.
Достигается это тем, что в синхронный электродвигатель, содержащий основную и дополнительную трехфазные статорные обмотки, вторые выводы первой из которых соединены в общую точку, трехфазный неуправляемый выпрямитель, выводы переменного тока которого соединены со вторыми выводами дополнительной трехфазной статорной обмотки, а выводы постоянного тока через первый ключ - с выводами обмотки возбуждения синхронного двигателя, зашунтированной цепью, составленной из последовательно соединенных второго ключа и резистора, введен трехфазный трансформатор с первичной обмоткой для подключения к сети и двумя вторичными обмотками, одни выводы которых соединены в общую точку, вторые выводы одной вторичной обмотки пофазно соединены с первыми выводами основной статорной обмотки, а вторые выводы второй вторичной обмотки трансформатора - пофазно с первыми выводами дополнительной статорной обмотки синхронного двигателя.
На чертеже представлена схема привода.
Синхронный привод содержит силовой трехобмоточный трансформатор 1 и синхронный двигатель 2 с двойной якорной обмоткой. Схема соединения обмоток силового трансформатора может быть различной. Для определенности первичная обмотка 3 показана соединенной по схеме "треугольник", вторичные обмотки 4 и 5, имеющие различное выходное напряжение, показаны соединенными "звездой". К этим обмоткам подключены якорные (статорные) обмотки 6 и 7 двигателя, причем обмотка 6 соединена "звездой", а 7 включена как проходная, началом подключена к обмотке 5 трансформатора, а концами на вход выпрямителя 8, к выходу которого подключена обмотка возбуждения 9, расположенная на роторе. Ключ 10 предназначен для отключения обмотки 9 от цепи статорной обмотки 7 на период асинхронного пуска двигателя. Для обеспечения надлежащих условий пуска предназначены и неуправляемый вентиль 11, управляемый 12 и пусковой резистор 13.
Синхронный привод работает следующим образом. При пуске двигателя 10 закрыт, вследствие чего обмотки 5 и 7 не обтекаются током. Пуск осуществляется за счет тока в обмотке 6. Обмотка возбуждения 9 через открытый ключ 12 подключена к резистору 13. Двигатель разгоняется до подсинхронной скорости. По достижении подсинхронной скорости ключ 12 закрывается, 10 - открывается. Обмотки 7 и 9 обтекаются током, вследствие чего двигатель втягивается в синхронизм и в дальнейшем работает как возбужденный синхронный двигатель.
При изменении нагрузки происходит автоматическое изменение тока возбуждения. Например, при увеличении механической нагрузки, токи в якорных обмотках возрастают, в результате чего возрастает ток и в обмотке возбуждения 9, поскольку она включена последовательно с обмоткой 7.
Напряжение на обмотке возбуждения определяется не только соотношением чисел витков обмоток статора 6 и 7, но и напряжениями обмоток трансформатора 4 и 5. При этом появляется возможность изготовления обмоток 6 и 7 идентичными. Статорная обмотка в этом случае не будет отличаться от традиционной секционной обмотки синхронного двигателя. Технология изготовления такой обмотки станет проще, чем у прототипа, поскольку обмотка изготавливается из одинаковых секций, а заполнение паза - оптимальным, что позволит на указанные выше 5% снизить габариты двигателя.
Следует указать, что идентичность обмоток 6 и 7 не является обязательной. Меняя одновременно параметры обмоток 5 и 7, можно получить семейство приводов с примерно одинаковыми свойствами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИНХРОННАЯ МАШИНА | 1991 |
|
RU2028718C1 |
СИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2004 |
|
RU2271600C1 |
ДВУХСКОРОСТНОЙ СИНХРОННО-АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1997 |
|
RU2141714C1 |
СИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2004 |
|
RU2272351C1 |
УСТРОЙСТВО ПУСКА СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2396692C1 |
СИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2004 |
|
RU2271601C1 |
БЛОК ТРАНСФОРМАТОР - СИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2008 |
|
RU2354035C1 |
СИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2004 |
|
RU2271599C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ СИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ | 2006 |
|
RU2315418C1 |
БЕСКОНТАКТНЫЙ СИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1996 |
|
RU2141715C1 |
Использование: в синхронных двигателях. Сущность: в синхронный двигатель введен трехфазный трансформатор 1 с первичной обмоткой 3 для подключения к сети и двумя вторичными обмотками 4,5, соединенными с якорными обмотками 6,7 синхроннного двигателя соответственно. Это обеспечивает идентичность якорных обмоток, а напряжение на обмотке 9 возбуждения определяется не только соотношением чисел витков обмоток 6,7, но и напряжением обмоток 4,5 трансформатора. 1 ил.
СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, содержащий основную и дополнительную трехфазные статорные обмотки, вторые выводы первой из которых соединены в общую точку, трехфазный неуправляемый выпрямитель, выводы переменного тока которого соединены с вторыми выводами дополнительной трехфазной статорной обмотки, а выводы постоянного тока через первый ключ - с выводами обмотки возбуждения синхронного двигателя, зашунтированной цепью, составленной из последовательно соединенных второго ключа и резистора, отличающийся тем, что, с целью упрощения технологии изготовления, введен трехфазный трансформатор с первичной обмоткой для подключения к сети и двумя вторичными обмотками, одни выводы которых соединены в общую точку, вторые выводы одной вторичной обмотки пофазно соединены с первыми выводами основной статорной обмотки, а вторые выводы другой вторичной обмотки трансформатора - пофазно с первыми выводами дополнительной статорной обмотки синхронного двигателя.
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Синхронная электрическая машина | 1977 |
|
SU688964A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1995-02-09—Публикация
1991-01-11—Подача