Изобретение относится к противопожарной технике, а именно к установкам пожаротушения, предназначенным для тушения пожара в отсеке двигателя и багажнике автомобиля.
Известна установка пожаротушения, в которой используется в качестве огнетушащего вещества пена (авт.св. СССР N 154446, кл. А 62 С 3/07, 1987).
Недостатками этой установки пожаротушения являются низкая надежность и эффективность тушения и сложность конструктивного исполнения. Для пенообразования применяется вода из системы охлаждения, которая при отрицательных температурах замерзает, а применение хладонов запрещено Монреальской конвенцией. Кроме того, при расходовании воды из системы охлаждения более 50% происходит заклинивание двигателя автомобиля.
Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому положительному эффекту является установка пожаротушения, описанная в патенте США N 4248309, кл. А 62 С 35/12, 1984).
Недостатками этой установки пожаротушения являются низкая надежность и эффективность тушения пожара при низких температурах окружающей среды, замерзание воды в системе охлаждения двигателя автомобиля. Кроме того, при расходовании из системы охлаждения двигателя более 50% объема воды может произойти перегрев двигателя и его заклинивание.
Целью изобретения является повышение надежности и эффективности тушения пожара автомобиля.
Поставленная цель достигается тем, что в предлагаемой установке пожаротушения емкость с огнетушащей (охлаждающей) жидкостью соединена через сифонную трубку, установленную выше трубок системы охлаждения для обеспечения неприкосновенного запаса жидкости на охлаждение, и через электроуправляемый распределительный клапан, трубопровод с оросителями, обеспечивающими высокую степень распыла жидкости, а также через обратный клапан, электроуправляемый пусковой клапан, понижающий редуктор с баллоном со сжатым воздухом или азотом и через обратный клапан и насос с рубашкой охлаждения двигателя и радиатором воздушного охлаждения.
При этом ороситель имеет прижимную шайбу и распыливающую шайбу, в которой выполнены тангенциальные прорези.
Кроме того, в качестве огнетушащего вещества используется "Тосол А-40" или "Тосол А-65", подаваемый для тушения горящей поверхности автомобиля с интенсивностью 1 л/м2.с для дизельного двигателя с помощью "Тосола А-40" и 1,1 л/м2.с с помощью "Тосола А-65".
На фиг. 1 изображен общий вид предлагаемой установки пожаротушения; на фиг. 2 - ороситель; на фиг.3 - пример размещения установки пожаротушения на автомобиле; на фиг.4 - графики зависимости времени тушения от интенсивности подачи огнетушащего вещества типа "Тосол".
Установка пожаротушения состоит из емкости 1 с огнетушащим (охлаждающим) веществом типа "Тосол А-40" или "Тосол А-65", сифонной трубки 2, электроуправляемого распределительного клапана, радиатора воздушного охлаждения 4, расширительного бачка 5, пожарных извещателей 6, оросителей 7, обеспечивающих высокую степень дисперсности распыла огнетушащего вещества, сигнально-пускового устройства 8, баллона 9 со сжатым воздухом или азотом, который соединен с понижающим редуктором 10 и электроуправляемым пусковым клапаном 11. Емкость 1 соединена с насосом 12. Ороситель 7 (см. фиг. 2) состоит из корпуса 13, гайки 14, прижимной шайбы 15, распыляющей шайбы 16, имеющей тангенциальные прорези 17 и прокладками 18.
Для предотвращения расходования на тушение пожара неприкосновенного запаса жидкости для охлаждения двигателя из емкости 1 сифонная трубка 2 установлена выше трубки системы охлаждения.
Размещение установки пожаротушения на автомобиле показано на фиг.3. В отсеке двигателя устанавливается четыре тепловых пожарных извещателя 6 дифференциального действия, а также емкость 1 с огнетушащей (охлаждающей) жидкостью. Баллон 9 со сжатым воздухом (азотом) может быть установлен в кабине автомобиля, отсеке двигателя или багажника. Для защиты багажника предусматриваются не менее двух тепловых или дымовых извещателей 6. Для распределения огнетушащего вещества в отсеке двигателя или в багажнике служат два электромагнитных распределительных клапана 3,которые открывают доступ огнетушащему веществу в тот горящий отсек, откуда пришел сигнал от пожарных извещателей на сигнально-пусковое устройство 8.
На фиг. 4 представлены графики зависимости времени тушения пожара автомобиля и интенсивности подачи огнетушащего вещества. Оптимальная интенсивность (Iопт.) подачи огнетушащего вещества типа "Тосол" находится из условия Iопт = (1-3)Iпр, где Iкр. - критическая интенсивность подачи огнетушащего вещества (определяется по графикам). Для тушения пожара в отсеке двигателя оптимальная интенсивность подачи огнетушащего вещества типа "Тосол" составила 1 л/м2. с для дизельного топлива "Тосолом А-40" и 1,1 л/м2.с - "Тосолом А-65".
При проверке на критерий "существенные недостатки" оказалось, что заявителю указанная совокупность существенных признаков неизвестна.
Установка пожаротушения работает следующим образом.
При пожаре в защищаемом отсеке автомобиля срабатывает не менее двух пожарных извещателей 6, импульс от которых поступает и сигнально-пусковому устройству 5, с которого подается команда на открытые клапана 11 и распределительного клапана 3 того направления, где произошел пожар и сработали извещатели. Сжатый воздух (азот) из баллона 9 подается через понижающий редуктоp 10, поступает в емкость 1 и выдавливает огнетушащее вещество по сифонной трубке 2 через открытый распределительный клапан 3 и оросителям 7, обеспечивающим распыл огнетушащего вещества и подачу его на горящую поверхность с заданной интенсивностью. Часть жидкости подается насосом 12 на охлаждение двигателя автомобиля.
Такая конструкция установка пожаротушения позволяет повысить надежность и эффективность противопожарной защиты автомобиля.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Установка пожаротушения | 1989 |
|
SU1678391A1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА АЗОТНОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ | 1993 |
|
RU2041724C1 |
Запорно-пусковое устройство быстродействующей автоматической пожаротушащей системы | 2020 |
|
RU2754439C1 |
Быстродействующая автоматическая пожаротушащая система | 2020 |
|
RU2754440C1 |
МОДУЛЬ ПОЖАРОТУШЕНИЯ С ДРЕНЧЕРНЫМИ ГОЛОВКАМИ | 2015 |
|
RU2578570C1 |
МОДУЛЬ ПОЖАРОТУШЕНИЯ | 2016 |
|
RU2617581C1 |
СПОСОБ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ СКЛАДОВ СО СТЕЛЛАЖНЫМ ХРАНЕНИЕМ И УСТРОЙСТВО СИГНАЛЬНО-ПУСКОВОЕ АВТОНОМНОЕ АВТОМАТИЧЕСКОЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 2017 |
|
RU2671122C1 |
Стационарная установка для газового тушения пожара | 1980 |
|
SU935112A1 |
СПОСОБ ОБЪЕМНОГО ТУШЕНИЯ ПОЖАРА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2004 |
|
RU2253492C1 |
СПОСОБ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2018 |
|
RU2685866C1 |
Использование: в пожарной технике. Сущность изобретения: установка содержит емкость с огнетушащей (охлаждающей) жидкостью, сифонную трубку, электроуправляемый распределительный клапан, оросители, а также обратный клапан, электроуправляемый пусковой клапан, понижающий редуктор и баллон со сжатым воздухом или азотом, насос системы охлаждения и радиатор воздушного охлаждения. Ороситель имеет прижимную шайбу и распыливающую шайбу с тангенциальными прорезями. В качестве огнетушащего вещества используется "Тосол А-40" или "Тосол А-65". 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Патент США N 4248309, кл | |||
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1995-03-27—Публикация
1991-05-07—Подача