Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям, используемым в силовых установках сверхзвуковых самолетов.
Известны устройства для охлаждения и подпитки сверхзвукового сопла, снабженные утопленными и выступающими воздухозаборниками, при работе которых используются эжектирующие свойства газовой струи двигателя.
Эти устройства имеют большое аэродинамическое сопротивление и большую массу из-за наличия управляемых створок.
Целью изобретения является уменьшение массы, повышение надежности и уменьшение сопротивления.
Это достигается тем, что устройство для охлаждения и подпитки сверхзвукового сопла силовой установки содержит выступающие из корпуса силовой установки воздухозаборники и воздухозаборники, утопленные в корпусе силовой установки, причем выступающие из корпуса силовой установки воздухозаборники размещены на верхней стороне корпуса силовой установки, а воздухозаборники, утопленные в корпусе силовой установки, размещены на нижней стороне корпуса силовой установки и величина отношения суммарной эффективной площади воздухозаборников, выступающих над корпусом силовой установки, к суммарной эффективной площади воздухозаборников, утопленных в корпус силовой установки, лежит в интервале 0,8-1,0.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1.
Устройство для охлаждения и подпитки сверхзвукового сопла силовой установки содержит воздухозаборники 1, установленные на подветренной стороне корпуса 2 силовой установки и выступающие из корпуса 2 во внешний поток, и воздухозаборники 3, утопленные в корпус 2 силовой установки, которые размещены на наветренной стороне корпуса силовой установки. При этом величина отношения суммарной эффективной площади воздухозаборников 1, выступающих над корпусом силовой установки, к суммарной эффективной площади воздухозаборников 3, утопленных в корпус силовой установки, лежит в интервале 0,8-1,0.
Устройство работает следующим образом.
Верхние воздухозаборники 1, выступающие навстречу внешнему потоку и размещенные на подветренной стороне корпуса, служат источником активной воздушной струи, эжектирующей дополнительную массу наружного воздуха через утопленные внутрь корпуса 2 воздухозаборники 3, размещенные на наветренной стороне корпуса 2.
Благодаря такому расположению воздухозаборников достигается необходимый эффект за счет равномерно распределенного продува потребной массы наружного воздуха при минимальном сопротивлении, так как на установившемся режиме самолет летит под углом атаки. В связи с этим сопротивление воздухозаборников 1 составляет часть скоростного напора набегающего потока, а сопротивление воздухозаборников 3 практически отсутствует.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ | 1995 |
|
RU2100253C1 |
СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ (ВАРИАНТЫ) | 2007 |
|
RU2391254C2 |
Устройство аэродинамической системы управления возвращаемой многоразовой ступени ракеты-носителя | 2022 |
|
RU2800531C1 |
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ И/ИЛИ МОДУЛЬНЫЙ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ САМОЛЕТ | 2002 |
|
RU2297371C2 |
СВЕРХЗВУКОВОЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ САМОЛЕТ | 2015 |
|
RU2602130C1 |
РЕГУЛИРУЕМОЕ СОПЛО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2183282C1 |
ВОЗДУХОЗАБОРНИК-КРЫЛО МЕДВЕДЕВА | 1988 |
|
RU2078718C1 |
Сверхзвуковой самолет | 2021 |
|
RU2776193C1 |
Сверхзвуковой самолет | 2020 |
|
RU2753443C1 |
Асимметричный воздухозаборник для трехконтурного двигателя сверхзвукового самолета | 2018 |
|
RU2670664C9 |
Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям, используемым в силовых установках сверхзвуковых самолетов. Целью изобретения является снижение веса, повышение надежности и уменьшение сопротивления силовой установки. Устройство для охлаждения и подпитки сверхзвукового сопла силовой установки содержит воздухозаборники 1, установленные на подветренной стороне корпуса 2, выступающие из корпуса 2 во внешний поток, и воздухозаборники 3, утопленные в корпус силовой установки, которые размещены на наветренной стороне корпуса силовой установки. При этом величина отношения суммарной эффективной площади воздухозаборников, выступающих над корпусом силовой установки, к суммарной эффективной площади воздухозаборников, утопленных в корпус силовой установки, лежит в интервале 0,8-1,0. 2 ил.
Нечаев Ю.Н., Кобельков В.Н | |||
и Полев А.С | |||
Авиационные турбореактивные двигатели с изменяемым рабочим процессом для многорежимных самолетов | |||
М.: Машиностроение, 1988, с.89, рис.32. |
Авторы
Даты
1995-04-30—Публикация
1991-04-16—Подача