Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в крупных электрических машинах с явнополюсным ротором с самовентиляцией, например, в гидрогенераторах.
Известна электрическая машина с самовентиляцией, содержащая явнополюсный ротор с радиальными вентиляционными каналами, статор с сердечником, обмоткой и элементами крепления ее лобовых частей при выходе из сердечника, корпусом, камеру холодного воздуха вокруг корпуса, а также систему воздухоразделяющих щитов в торцовой зоне электрической машины [1] В такой конструкции циркуляция воздуха осуществляется традиционно по замкнутому циклу с помощью напорных элементов, роль которых играет ротор с полюсами и радиальными вентиляционными каналами. Воздух, выходящий из ротора, проходит параллельными путями через лобовые соединения обмотки и сердечник статора, охлаждая их. Недостатком конструкции является то, что не обеспечивается достаточная эффективность охлаждения лобовых частей, т.е. воздух для их охлаждения поступает в малом количестве и предварительно подогрет вентиляционными потерями, выделяющимися в роторе.
Известна также электрическая машина с самовентиляцией, содержащая явнополюсный ротор с радиальными вентиляционными каналами, статор с сердечником, обмоткой и элементами крепления ее лобовых частей при выходе из сердечника, корпусом с отверстиями в зоне расположения лобовых частей обмотки, камеру холодного воздуха вокруг корпуса, а также систему воздухоразделяющих щитов в торцевой зоне электрической машины [2] Эффективность охлаждения такой машины, принятой за прототип, несколько лучше, т.к. отверстия корпуса в зоне расположения лобовых частей обмотки увеличивают расход воздуха, охлаждающий лобовые части, и снижают их перегревы. Недостатком этой конструкции является то, что увеличенный расход воздуха приводит к росту вентиляционных потерь и не устраняется предварительный подогрев воздуха.
Задачей изобретения является повышение эффективности охлаждения и снижение вентиляционных потерь.
Это достигается тем, что в электрической машине, содержащей явнополюсный ротор с радиальными вентиляционными каналами, статор с сердечником, обмоткой и элементами крепления ее лобовых частей при выходе из сердечника, корпусом с отверстиями в зоне расположения лобовых частей обмотки, камеру холодного воздуха вокруг корпуса, а также систему воздухоразделяющих щитов в торцевой зоне электрической машины, один из воздухоразделяющих щитов установлен над торцем статора, причем он выполнен примыкающим к корпусу на своем внешнем диаметре и охватывающим головки лобовых частей на внутреннем диаметре, другой из воздухоразделяющих щитов установлен над торцем ротора с минимальным зазором относительно лобовых частей в месте расположения элементов их крепления при выходе из сердечника на своем внешнем диаметре и выполнен охватывающим полюса на внутреннем диаметре, указанные щиты установлены с возможностью прохода воздуха между ними и образуют совместно с торцевыми частями статора радиально-кольцевую камеру, вход которой сопряжен с камерой холодного воздуха, а выход с входом в вентиляционные каналы ротора.
На фиг. 1 показана предлагаемая машина, продольный разрез (частично); на фиг. 2 вариант закрепления воздухоразделяющего щита, установленного над торцом ротора, непосредственно на роторе.
Она содержит ротор 1 с полюсами 2, с радиальными вентиляционными каналами 3, статор 4 с сердечником 5, обмоткой 6 и элементами ее крепления 7 при выходе из сердечника, корпусом 8 с отверстиями 9 в зоне расположения лобовых частей обмотки 6, камеру холодного воздуха 10 вокруг корпуса, а также систему воздухоразделяющих щитов 11 и 12 в торцовой зоне электрической машины. Воздухоразделяющий щит 11 установлен на торцом статора 4, примыкает к корпусу 8 на своем внешнем диаметре и охватывает головки 13 лобовых частей обмотки 6 на внутреннем диаметре. Воздухоразделяющий щит 12 установлен над торцом ротора 1 с минимальным зазором относительно лобовых частей обмотки 6 в месте расположения элементов их крепления 7 при выходе из сердечника 5 на своем внешнем диаметре и охватывает полюса 2 на внутреннем диаметре. Щиты 11 и 12 имеют между собой зазор 16 для прохода воздуха и образуют совместно с торцевыми частями статора 4 радиально-кольцевую камеру 14. Входом воздуха в камеру 14 из камеры холодного воздуха 10 являются отверстия 9. Выход из камеры 14 сопряжен с входом в вентиляционные каналы 3 ротора. Щит 12 закреплен, например, посредством шпилек 15, неподвижно относительно статора 4 (фиг. 1), либо непосредственно к ротору 1 (фиг. 2).
При работе электрической машины под воздействием вентилирующего эффекта ротора 1 с полюсами 2 и радиальными вентиляционными каналами 3 воздух, пройдя через ротор 1, сердечник 5 и среднюю часть корпуса 8, поступает в камеру холодного воздуха 10, откуда через отверстия 9 он попадает в радиально-кольцевую камеру 14, охлаждает лобовые части обмотки 6 и, выходя через зазор 16 между щитами 11 и 12, попадает на вход в вентиляционные каналы 3 ротора 1. Направление движения воздуха показано стрелками.
В предлагаемой конструкции весь расход воздуха, циркулирующий через машину, участвует в охлаждении лобовых частей, что и повышает эффективность охлаждения. В то же время отсутствует предварительный подогрев воздуха, т.к. воздух для охлаждения поступает непосредственно из камеры холодного воздуха. Кроме того, за счет соединения всех охлаждаемых элементов последовательно в одну вентиляционную цепь достигается снижение полного расхода охлаждающего воздуха через машину, а следовательно, и вентиляционных потерь.
По данной конструкции электрической машины в настоящее время разработана документация для гидрогенератора Ортотокойской ГЭС мощностью 7000 кВт, 300 об/мин. Предполагается использование разработанной конструкции при реконструкции действующих гидрогенераторов для Андижанской ГЭС мощностью 35000 кВт, 333 об/мин.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2003 |
|
RU2235405C1 |
Гидрогенератор с самовентиляцией | 1990 |
|
SU1791901A1 |
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ГИДРОГЕНЕРАТОР ЗОНТИЧНОГО ТИПА | 1993 |
|
RU2065657C1 |
РОТОР ЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2043690C1 |
Гидрогенератор с воздушным охлаждением | 1982 |
|
SU1241355A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГАЗОЖИДКОСТНЫМ АЭРОЗОЛЬНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1995 |
|
RU2095921C1 |
Электрическая машина со смешанным охлаждением | 1985 |
|
SU1356124A1 |
СИСТЕМА ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО КАПСУЛЬНОГО ГИДРОГЕНЕРАТОРА | 2004 |
|
RU2285321C2 |
РОТОР РЕАКТИВНОЙ СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2005 |
|
RU2283524C1 |
Электрическая машина | 1981 |
|
SU997184A1 |
Использование: электромашиностроение. Сущность изобретения: электрическая машина содержит ротор 1 с полюсами 2, с радиальными вентиляционными каналами 3, статор 4 с сердечником 5, обмоткой 6 и элементами ее крепления 7 при выходе из сердечника, корпусом 8 с отверстиями 9 в зоне расположения лобовых частей обмотки 6, камеру холодного воздуха 10 вокруг корпуса, а также систему воздухоразделяющих щитов 11 и 12 в торцовой зоне электрической машины. Воздухоразделяющий щит 11 установлен над торцом статора 4, примыкает к корпусу 8 на своем внешнем диаметре и охватывает головки 13 лобовых частей обмотки 6 на внутреннем диаметре. Воздухоразделяющий щит 12 установлен над торцом ротора 1 с минимальным зазором относительно лобовых частей обмотки 6 в месте расположения элементов их крепления 7 при выходе из сердечника 5 на своем внешнем диаметре и охватывает полюса 2 на внутреннем диаметре. Щиты 11 и 12 имеют между собой зазор 16 для прохода воздуха и образуют совместно с торцовыми частями статора 4 радиально-кольцевую камеру 14. Входом воздуха в камеру 14 из камеры холодного воздуха 10 являются отверстия 9. Выход из камеры 14 сопряжен с входом в вентиляционные каналы 3 ротора. Конструкцией обеспечивается повышение эффективности охлаждения и снижения вентиляционных потерь. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Гидрогенератор | 1972 |
|
SU587563A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1995-05-10—Публикация
1992-08-07—Подача