Изобретение относится к игрушкам, в частности к конструкторам, и может быть использовано в качестве учебного пособия для обучения вязанию или моделированию изделий.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является конструктор, содержащий множество элементов, установленных один в другой, и основание для такой игры. Каждый элемент образован полым бруском в форме куба с одной открытой гранью. По меньшей мере на одной стороне элемента предусмотрены фиксирующие органы, образованные множеством рефлексных выступов, создающих равномерную сетку из рядов, параллельную ребрам. Расстояние между рядами соответствует толщине стенок элементов [1]
Недостатком прототипа является невозможность использования конструктора для получения навыков вязания или моделирования трикотажных изделий.
Целью изобретения является выработка навыков составления и комбинирования узоров вязания, развитие творческого воображения при моделировании и составлении выкройки трикотажного изделия, а также облегчение составления выкроек изделий путем использования шаблонов.
Это достигается тем, что в известном конструкторе, содержащем основание и игровые элементы, причем основание и элементы имеют взаимно фиксирующие органы, согласно изобретению поверхность игровых элементов выполнена рельефной в виде основных трикотажных переплетений, например ажурного, кулирного, прессового и др.
Это позволяет ребенку увидеть и ощутить пальцами (ребенок сначала руками "узнает" вещь, а потом уже может ее себе представить это известный механизм развития абстрактного мышления) разницу между лицевой и изнаночной петлей, жгутом и ажурным треугольником. В связи с тем, что ребенок, только начинающий учиться вязать, все внимание уделяет технике выполнения каждой отдельной петли, он еще не может представить, что у него должно получиться, не различает между собой разные виды петель. В предлагаемом изобретении у ребенка есть возможность сравнить свое выполнение петель с правильным. Кроме того, выполнение игровых элементов в виде основных переплетений вязания (жгуты на 4, 6, 8 петель, ажурные дорожки, треугольники, различные резинки и др.) позволяет облегчить переход мышления ребенка от конкретного (как выполняется петля) к абстрактному, на уровне более крупных смысловых единиц узоров. Ребенок может экспериментировать на игровом поле сочетать между собой различные узоры, выстраивать их в дорожки и блоки, располагать в различных частях изделия. Это развивает также художественный вкус, т. к. на основании поля сразу видно, красиво ли смотрится данное сочетание узоров.
В конструкторе предусмотрено выполнение края по крайней мере одного игрового элемента в виде шаблона части выкройки, например горловины или проймы. На этом шаблоне сразу видно, сколько петель и в каком ряду надо прибавлять или убавлять, т. е. убирается самая сложная для начинающего операция расчет частей выкройки. В то же время это игровой элемент, если ребенок не хочет его использовать в качестве шаблона, можно легко разместить в любой части игрового поля, комбинируя его с другими игровыми элементами. Набор таких шаблонов для типовых видов горловины (например, круглая, У-образная, лодочка) и проймы (обычная, расширенная, щелевидная и др.) позволяет практически обойтись вообще без сложных расчетов для большого количества вариантов трикотажных изделий. Таким образом, в заявляемом изобретении совмещена функция шаблона и игрового элемента.
В конструкторе предусмотрено выполнение фиксирующих органов несимметрично относительно центральных осей игрового элемента. Это не позволяет ребенку неправильно установить игровой элемент, нарушив правильный рисунок узора.
В конструкторе предусмотрено выполнение основания в виде выкройки детали трикотажного изделия, например полочки джемпера. Такое выполнение позволяет вообще не производить никакие расчеты при изготовлении изделия, что значительно облегчает работу. Выполнение основания в виде выкройки трикотажного изделия позволяет разместить на этом поле линии выкроек разных размеров выбранного фасона, например от 44 до 54 размеров, что значительно расширяет возможности конструктора.
В конструкторе предусмотрено, что на основании обозначены линии прибавления и убавления петель для основных вариантов выполнения частей выкройки трикотажного изделия (например, горловины, проймы), с использованием цвета или углубления. Это дает начинающему основные виды частей выкройки (например, горловина круглая или лодочка, мысообразная или каре, пройма углубленная или квадратная, рукав широкий и узкий 3/4 и др.) в уже рассчитанном виде, и ему остается только выкладывать основание узорами в выбранных им самим границах, определяемых нужным фасоном.
В конструкторе предусмотрено выполнение по краям основания поля указателей линейных размеров, причем по горизонтали начало указателей предлагается совместить с серединой игрового поля, а шаг фиксирующих органов сделать кратным меткам линейных размеров. Это позволяет совместить в конструкторе функцию игры и функцию практического пособия, поскольку все действия с вариантами расположения узоров без учета реальных размеров изделия являются лишь тренировкой творческого воображения, игрой. Те же действия, учитывающие реальный масштаб изделия, являются уже практической подготовкой к работе по изготовлению изделия.
В конструкторе предусмотрено дополнение указателей линейных размеров единицами плотности вязания (петель/см, рядов/см). Это позволяет совместить с основанием выполнение еще двух функций. Во-первых, указатели линейных размеров, выполненные одновременно в единицах длины и в единицах плотности вязания, могут быть использованы для определения реальной плотности вязания связанного контрольного образца, причем сам контрольный образец может иметь любое количество петель и рядов, что рекомендует литература (Т. А. Зубкова, Т. Н. Смирнова). Это возможно потому, что на игровом поле нанесены указатели линейных размеров для нескольких возможных вариантов плотности вязания (которая практически колеблется в пределах 1,5-4 петли/см и 2-5 рядов/см), при этом всегда можно найти на указателе число петель, соответствующее контрольному образцу, и по тому, к какой плотности относится указанное число, определяется сама плотность вязания. Возможно также начинать вязание без контрольного образца, используя в качестве его начатое изделие. Во-вторых, зная реальную плотность вязания, в процессе работы все нужные прибавления и убавления петель, которые указаны на игровом поле или шаблонах, на указателе сразу же переведены на эту плотность.
В конструкторе предусмотрено то, что игровой элемент содержит условное схематическое изображение вида петли. Это позволяет играющему правильно устанавливать игровые элементы и приучает его читать схемы узоров.
На фиг. 1 показано основание; на фиг. 2 изображен игровой элемент и примеры выполнения на нем различных узоров; на фиг. 3 изображено выполнение игрового элемента в виде шаблона круглой горловины; на фиг. 4 изображено выполнение основания в виде выкройки джемпера с рукавом "летучая мышь", различные варианты выполнения частей выкройки (горловины, проймы, рукавов); на фиг. 5 показано выполнение указателей линейных размеров; на фиг. 6 показано возможное расположение игровых элементов на основании в процессе составления узора.
Конструктор состоит из основания 1 с фиксирующими отверстиями 2, игровых элементов, выполненных в виде отдельных петель 3 или частей 4 узора. Игровые элементы содержат фиксирующие органы штырьки 5. На основании 1 нанесены линии убавления и прибавления петель для различных вариантов горловины (а), проймы (в), рукава (с). Поскольку вариантов выполнения этих элементов много, и они могут загромоздить основание, линии нанесены только для одной половины изделия. Часть вариантов выполнения горловины и проймы выполнена в виде шаблонов. По краям поля расположены указатели 6 линейных размеров.
Конструктором пользуются следующим образом.
На основание 1 выкладываются игровые элементы 3 и 4. При составлении штырьки 5 вставляют в отверстия 2. По намеченным линиям горловины а и пройм в накладываются игровые элементы 3 и 4, тем самым намечая контуры изделия, которые нельзя выходить. Контуры изделия можно намечать также с помощью шаблонов. Для определения плотности вязания по горизонтали нужно начатое изделие или начало контрольного образца с любым количеством петель совместить с нулевой отметкой указателя линейных размеров и на линии окончания образца посмотреть, какому ряду по указателю плотности соответствует набранное число петель. Этот ряд и будет соответствовать реальной плотности, и все убавления и прибавления петель нужно будет выполнять по нему. Также определяется плотность вязания по вертикали.
Использование предлагаемого изобретения позволяет развивать творческое воображение при составлении узоров, развить абстрактное мышление, а также при использовании в качестве практического пособия для вязальщицы значительно снизить трудоемкость работ по выбору фасона, расчету петель, позволяет исключить операцию вязания контрольного образца.
Использование: игрушки, в частности конструкторы, используемые в качестве учебного пособия для обучения вязанию или моделированию изделий. Сущность изобретения: в конструкторе, содержащем основание и игровые элементы, причем поле и элементы имеют взаимно фиксирующие органы, поверхность игровых элементов выполнена рельефной в виде основных трикотажных переплетений нитей, например ажурного, кулирного, прессового и др. Использование изобретения позволяет развить творческое воображение при составлении узоров, развить абстрактное мышление, а также при использовании в качестве практического пособия для вязальщицы значительно снизить трудоемкость работ по выбору фасона, расчету петель, позволяет исключить операцию вязания контрольного образца. 7 з. п. ф-лы, 6 ил.
Заявка Франции N, кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1995-06-19—Публикация
1991-10-18—Подача