Изобретение относится к подвижному составу железнодорожного транспорта, а именно к цистернам для перевозки опасных грузов.
Известны железнодорожные цистерны для перевозки опасных грузов (хлор, аммиак и др. ), состоящие из котла, укрепленного на платформе, колпака для сливоналивной арматуры, ходовых частей, автосцепного и тормозного оборудования (Грузовые вагоны колеи 1520 мм железных дорог СССР. Альбом. М. Транспорт, 1982, с.64-77, авт.св. СССР N 1765042, кл. В 81 D 5/00, опублик.1992).
Эти цистерны не имеют защитных устройств, предотвращающих повреждения сливоналивной арматуры при перевороте цистерн, например, при аварийных ситуациях.
В качестве прототипа принята железнодорожная цистерна, включающая котел с рамой, ходовую часть и колпак для сливоналивной арматуры (В.К.Губенко и др. Цистерны (устройство, эксплуатация, ремонт). Справочное пособие. М. Транспорт, 1990, с.29).
Однако эта цистерна не имеет защиты колпака. Поэтому в аварийных ситуациях при перевороте вагона возможно повреждение колпака и сливоналивной арматуры, загрязнение окружающей среды опасными жидкостями, которые перевозятся в цистернах.
Таким образом, известные конструкции не предотвращают разгерметизацию цистерн в аварийных ситуациях.
Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности и создание такой конструкции цистерны, которая обеспечивала бы безопасность сливоналивной арматуры в аварийных ситуациях.
Для этого в предлагаемой железнодорожной цистерне, включающей котел, укрепленный на раме и состоящий из обечайки и днищ, ходовую часть и колпак для сливоналивной арматуры, согласно предлагаемому изобретению на котле сверху по обе стороны колпака со стороны днищ перпендикулярно к оси котла установлены не менее чем две предохранительные дуги, высота которых превышает высоту колпака и концы которых закреплены на котле; каждая дуга снабжена продольным раскосом и не менее чем одним поперечным раскосом, причем один конец каждого раскоса жестко соединен с дугой, а другой конец закреплен на котле; кроме того, по меньшей мере один конец дуги или одного из раскосов закреплен на котле жестко, а концы остальных шарнирно.
Таким образом, предлагаемое изобретение соответствует критерию "Новизна".
В результате поиска и анализа в патентной и научно-технической литературе не обнаружено технического решения, содержащего признаки, сходные с отличительными признаками предлагаемого решения.
Следовательно, предлагаемое изобретение соответствует критерию "Существенные отличия".
Технический результат, получаемый от использования предлагаемого изобретения, заключается в предотвращении повреждения верхней части котла, в частности сливоналивной арматуры в аварийных ситуациях, в сокращении расходов на ремонт цистерн и обеззараживание окружающей среды при крушениях поездов, в составе которых имеются цистерны, и при разгерметизации цистерн и загрязнении окружающей среды опасными грузами, перевозимыми в цистернах. Оснащение дуг раскосами позволяет повысить безопасность цистерны за счет увеличения нагрузки, которая может быть воспринята дугами при перевороте цистерны. Шарнирное соединение концов дуг или раскосов с котлом позволяет снизить напряжения в котле, вызванные установкой на нем предохранительных дуг и раскосов.
На фиг. 1 показана цистерна, общий вид; на фиг.2 то же, вид с торца; на фиг.3 установка на котле предохранительных дуг.
Цистерна состоит из котла 1, закрепленного на раме 2, и ходовой части 3 (фиг.1). Котел состоит из обечайки и днищ 4.
Сливом и наливом груза в цистерну и из нее управляют с помощью оборудования (арматуры), расположенной в верхней части котла 1 в колпаке 5.
Предотвращение повреждения сливоналивной арматуры, например, при крушениях поезда (когда возможен переворот цистерны) обеспечивается с помощью прочных предохранительных дуг 6. Дуги 6 располагаются по обе стороны колпака 5 перпендикулярно к оси котла 1. Концы дуг 6 закреплены на котле 1 с помощью переходных пластин 7, приваренных к котлу 1. Высота дуг 6 превышает высоту колпака 5, поэтому при перевороте цистерны котел опирается на дуги 6, а не на колпак 5, что обеспечивает сохранность размещенной в нем сливоналивной арматуры. Дуги 6 имеют прочность, достаточную для того, чтобы удержать на себе массу всей цистерны с грузом (в перевернутом положении), и могут изготавливаться, например, из труб диаметром не менее 70 мм. Для повышения прочности и устойчивости каждая дуга может быть усилена продольным раскосом 8 и поперечным раскосом (стойкой) 9. Один конец раскосов 8 и 9 жестко прикреплен к дуге 6, а другой закреплен на котле 1 (пластине 7).
Для усиления дуги она может быть снабжена не только поперечной вертикальной стойкой (раскосом) 9, но и наклонными поперечными раскосами 10. Один конец этих раскосов также жестко крепится к дуге 6, например, сварной, а другой к котлу 1 (пластинам 7). Причем крепление концов наклонных поперечных раскосов 10 к котлу 1 может осуществляться как в нескольких точках (фиг.2), так и в одной (фиг.3). Для уменьшения напряжения в котле 1 и в дугах 6 с раскосами 8-10 соединение одного конца раскосов, например вертикального 9 (фиг. 3), выполняют жестким, например сваркой. Соединение остальных концов раскосов 8 и 10 и дуг 6 с котлом 1 выполняют шарнирными. На фиг.3 позициями 11 и 12 показаны оси шарнирных соединений, с помощью которых концы дуг 6 и раскосов могут крепиться к котлу 1. Шарниры 11 воспринимают поперечные усилия, а шарниры 12 продольные.
При выполнении котла из нескольких царг разной толщины (когда центральная царга имеет большую толщину, чем остальные) дуги 6 целесообразно располагать на центральной, утолщенной царге, а концы продольных раскосов закреплять на соседних царгах, имеющих меньшую толщину.
Возможность достижения положительного эффекта при использовании предлагаемого технического решения может быть объяснена следующим образом.
В аварийных ситуациях, когда возможен переворот цистерны, повреждений колпака 5 со сливоналивной арматурой не происходит, так как котел 1 в перевернутом положении опирается не на колпак 5, а на прочные предохранительные дуги 6. Поэтому не происходит разгерметизация цистерны и загрязнение окружающей среды перевозимыми опасными грузами.
Предлагаемая железнодорожная цистерна работает следующим образом.
При возможных переворотах цистерны, когда колпак 5 оказывается внизу цистерны, котел 1 опирается не на колпак 5, а на прочные предохранительные дуги 6. Продольные раскосы 8 снижают вероятность повреждения колпака 5 при действии на них больших продольных усилий. Поперечные раскосы 9 и 10 позволяют воспринимать большие поперечные усилия. Шарнирные соединения 11 и 12 концов дуг 6 и раскосов 8 (9,10) с котлом 1 (пластинами 7) позволяют снизить технологические усилия, действующие на котел 1, в отличие от случая, когда вся конструкция закреплена на котле жестко. Вместе с тем шарнирные соединения 11 и 12 обеспечивают безопасное восприятие дугами 6 (а следовательно, и котлом 1) отмеченных продольных и поперечных усилий большой величины и соответственно предохранение от повреждений колпака 5 со сливоналивной арматурой.
Использование предлагаемого изобретения позволит повысить надежность железнодорожных цистерн для перевозки опасных грузов и обеспечить их экологическую безопасность.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА | 1993 |
|
RU2039673C1 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА | 1993 |
|
RU2039674C1 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА | 1998 |
|
RU2129978C1 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА | 1998 |
|
RU2132810C1 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА | 1998 |
|
RU2129979C1 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА | 1998 |
|
RU2129977C1 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА | 1998 |
|
RU2149110C1 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА | 1993 |
|
RU2038241C1 |
ЦИСТЕРНА ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И/ИЛИ ТРАНСПОРТИРОВКИ ТЕКУЧЕЙ СРЕДЫ ПОД ДАВЛЕНИЕМ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА | 2013 |
|
RU2587759C2 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ОРОШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ВАГОНА-ЦИСТЕРНЫ | 1998 |
|
RU2155688C2 |
Использование: изобретение относится к подвижному составу железнодорожного транспорта, а именно к цистернам для перевозки опасных грузов. Сущность изобретения: на котле цистерны сверху по обе стороны колпака со стороны днищ перпендикулярно к оси котла установлены не менее чем две предохранительные дуги, высота которых превышает высоту колпака и концы которых закреплены на котле, причем каждая дуга снабжена продольным раскосом и не менее чем одним поперечным раскосом, один конец каждого раскоса жестко соединен с дугой, а другой закреплен на котле, кроме того по меньшей мере один конец дуги или одного из раскосов закреплен на котле жестко, а концы остальных - шарнирно. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Губенко .вК | |||
и др | |||
Цистерин (устройство, эксплуатация, ремонт) | |||
Справочное пособие | |||
- М.: Транспорт, 1990, с.29. |
Авторы
Даты
1995-06-27—Публикация
1993-08-17—Подача