Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно метровагоностроению.
Известно рельсовое транспортное средство, содержащее тележку ходовой части и опирающийся на нее кузов с помощью поперечно расположенных торсионов и соединенных с ними продольных рычагов.
Недостатками этой конструкции является большая материалоемкость как следствие конструктивной схемы и низкая плавность хода, так как требуются дополнительные устройства, обеспечивающие горизонтальные перемещения (угловые и поперечные) тележки относительно кузова. При поломке торсиона возникает аварийная ситуация, вплоть до схода состава с рельсов.
Известно рельсовое транспортное средство, содержащее кузов, опирающийся на тележку ходовой части посредством не менее двух поперечных рычагов, соединенных с продольно расположенными торсионами.
Недостатком этой известной конструкции является высокая материалоемкость, малая плавность хода из-за низкой эффективности вторичного рессорного подвешивания кузова рельсового транспортного средства ввиду большой нагруженности торсионов, так как последние помимо скручивающих моментов нагружены изгибающим моментом и осевой силой, а также низкая надежность, так как при поломке торсиона возникает аварийная ситуация, вплоть до схода состава с рельсов.
Цель изобретения повышение плавности хода за счет улучшения эффективности торсионного вторичного подвешивания кузова рельсового транспортного средства и повышение надежности при снижении материалоемкости.
Для этого рельсовое транспортное средство, содержащее кузов, опирающийся на тележку ходовой части посредством не менее двух поперечных рычагов, соединенных с продольно расположенными торсионами, снабжено упругими опорами, каждая из которых установлена между тележкой и поперечным рычагом, установленным на кузове с возможностью поворота относительно своей продольной оси, кронштейнами, каждый из которых жестко прикреплен к поперечному рычагу, гасителями колебаний, каждый из которых шарнирно установлен между упомянутым кронштейном и тележкой, причем торсионы установлены на кузове и разнесены шире относительно продольной оси тележки, чем упругие опоры. Кроме того, каждый поперечный рычаг выполнен Т-образным. Рельсовое транспортное средство снабжено аварийными упорами, каждый из которых прикреплен к верхней части поперечного рычага с возможностью взаимодействия с кузовом. Упругие опоры выполнены резинометаллическими или в виде стальной пружины.
Предлагаемое рельсовое транспортное средство позволяет улучшить плавность хода вследствие повышения эффективности торсионного вторичного рессорного подвешивания кузова путем крепления торсионов и связанных с ними поперечных рычагов на кузове и расположения упругих упоров и гасителей колебаний между кузовом и тележкой так, что гасители колебаний демпфируют не только вертикальные, но и горизонтальные колебания кузова (поперечный относ и виляние) относительно тележки. При этом ход штока гасителя колебаний при демпфировании вертикальных колебаний определяется длиной кронштейна.
Кроме того, указанное выше расположение торсионов и упругих опор позволяет добиться оптимальных вертикальных и горизонтальных жесткостных характеристик между кузовом и тележкой при снижении материалоемкости и повышении надежности рельсового транспортного средства, так как при поломке торсиона не возникает аварийной ситуации в этом случае кузов опустится аварийным упором на упругую опору тележки.
На фиг.1 изображено рельсовое транспортное средство, общий вид; на фиг.2 вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.3 разрез Б-Б на фиг.2.
Рельсовое транспортное средство содержит кузов 1, опирающийся на тележку ходовой части 2 посредством, как минимум, двух поперечных рычагов 3, выполненных Т-образными, плечи 4 которых имеют сквозное отверстие со шлицами 5. Каждое плечо 4 установлено в опоре 6 с возможностью поворота рычага 3 относительно продольной оси, причем опора 6 жестко закреплена на кузове 1. В шлицах 5 рычага 3 установлен один конец торсиона 7, а другой конец торсиона 7 установлен в опоре 8 на кузове 1. Между тележкой 2 и поперечными рычагами 3 установлены упругие опоры 9, которые разнесены относительно продольной оси тележки на меньшее расстояние, чем торсионы, и имеют вид цилиндра, выполненного из чередующихся резиновых шайб и металлических пластин. Возможно также выполнение упругой опоры 9 в виде пружины. К каждому поперечному рычагу 3 жестко прикреплен кронштейн 10, плечо которого связано с тележкой 2 посредством гасителя колебаний 11.
К верхней части каждого поперечного рычага 3 прикреплен аварийный упор 12, предназначенный для взаимодействия рычага 3 с кузовом 1 при поломке торсионов 7.
Устройство работает следующим образом.
Вертикальная нагрузка от тележки 2 на кузов 1 передается посредством упругих опор 9, поперечных рычагов 3, опор 6 и торсионов 7, момент от закрутки которых передается на кузов 1 через опоры 8.
Поперечный относ и поворот тележки 2 относительно кузова 1 осуществляется за счет упругих опор 9.
Как вертикальные, так и горизонтальные колебания кузова (поперечный относ и влияние) относительно тележки демпфируются гасителями колебаний 11, при этом ход штока гасителя колебаний 11 определяется длиной кронштейна 10. При поломке торсионов кузов 1 опускается на аварийный упор 12 и нагрузки передаются с тележки на кузов непосредственно через упругую опору 9, поперечный рычаг 3 и аварийный упор 12.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЕЛЕЖКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА | 2008 |
|
RU2376181C2 |
ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2001 |
|
RU2220863C2 |
МОТОРНАЯ ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2558420C1 |
РЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ТИПА ТРАМВАЙНОГО ВАГОНА С ПОНИЖЕННЫМ УРОВНЕМ ПОЛА, МОТОРНОГО ВАГОНА ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ИЛИ ЛОКОМОТИВА НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГЕ И ТРАМВАЙНЫЙ ВАГОН | 2005 |
|
RU2294293C1 |
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2573100C1 |
НЕМОТОРНАЯ ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2561520C9 |
ПАССАЖИРСКИЙ ВАГОН | 2003 |
|
RU2256571C1 |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2294297C1 |
ДВУХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА СКОРОСТНОГО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2017 |
|
RU2653908C1 |
ДВУХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2301166C2 |
Использование: на железнодорожном транспорте. Сущность изобретения: кузов 1 опирается на тележку 2 ходовой части посредством по меньшей мере двух поперечных рычагов 3. Рычаги 3 соединены с продольно расположенными торсионами 7, установленными на кузове 1 в опорах. Между тележкой 2 и поперечными рычагами 3 установлены упругие опоры 9. К каждому поперечному рычагу 3 жестко прикреплен кронштейн 10. На каждом кронштейне шарнирно закреплен гаситель колебаний 11, шарнирно соединенный с тележкой 2. Торсионы 7 установлены на кузове. Расстояние от продольной оси тележки 2 до торсионов 7 больше расстояния от указанной оси до упругих опор 9. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Журнал ZEV-Glasers Annalen, 1982, N 16, с.360-364. |
Авторы
Даты
1995-06-27—Публикация
1992-05-25—Подача