Изобретение относится к области запорных механизмов и предназначено для дверей, преимущественно в пассажирских загонах железнодорожного транспорта, но может быть использовано и в других областях (хозяйства по прямому назначению).
Известна конструкция семейства замков: двойных и одинарных, левых и правых. Замок состоит из основания замка. Боковой крышки между которыми смонтированы фаль с пружиной и нус фали с пружиной, ригель с цугальтой и пружиной, и нус ригеля. Пружины выполняются из ленточной, а чаще из пружинной круглой проволоки.
С лицевой стороны механизм замка закрыт штульфом жестко приклепанным к шипам стоек замка, соединенных с основанием замка заклепками. Штульф по концам имеет два отверстия для крепления замка к двери. Крышка замка крепится тремя винтами. У накладных вариантов замков штульфа нет. Замок крепится винтами к облицовочной накладке, которая вместе с замком крепится винтами к двери.
Конструкция семейства замков проста, технологична, долговечна, работоспособна, удобна для пассажиров и в основном отвечает своему назначению всегда удерживать двери закрытыми. Однако все семейство замков имеет ряд существенных недостатков в эксплуатации: через непредсказуемое время замок неожиданно может полностью отказать в работе и не удерживает дверь закрытыми, т.е. не выполняет в пути своего основного назначения, из-за поломки рабочих пружин, что ухудшает условия поездки пассажиров.
Рабочие пружины замков имеют 1-1,5 рабочих витка оканчивающимися двумя усами передающие усилия на детали замка запирающие двери, пружины все время находятся под большим напряжением с широкой и резкой амплитудой колебаний концов (усов) от 12 мм до 0, при раскрывании дверей расстояние между усами с 12 мм сближается до 0. В этом положении напряжение в материале пружинной стали приближается к пределу текучести и прочности пружинной проволоки, что и является фактором приводящим к потере упругости или к усталостному излому пружины через непредсказуемое время, зависящее от качества пружинной стали и от количества открываний и закрываний дверей и от числа перевезенных пассажиров.
Пассажирский вагон вмещает до 55 пассажиров, а в перегруженных общих пассажирских вагонах еще больше, плюс обслуживающий персонал.
Предположим, что каждый пассажир кроме входа и выхода из вагона в начале и конце поездки, за время поездки закроет и откроет двери еще 4-5 раз в сутки, при переходе из вагона в вагон, например по пути в вагон-ресторан, в тамбур для курения, вынести отходы пищи в мусорные ящики, в умывальник и туалет, а также выходы на промежуточных станциях во время остановок поезда. Получается, что пружины фали или нуса замка совершают 55х5х2=550 и более циклов работы в сутки. За 10 суток 5500 циклов, за месяц 16500 циклов и т.д.
В каждом вагоне находится по 14 двойных замков по 3 пружины в каждом. В поезде, например Анапа-Москва, состоящем из 17 вагонов, имеется 14х17=238 двойных замков, содержащих 238х3=714 пружин, из которых за время рейса Анапа-Москва-Анапа несколько замков из-за поломки пружин отказывают в работе, и двери, самораскрываются от раскачки вагонов при движении поезда, ухудшая условия переезда пассажиров.
Пружины ломаются и сами, во время стоянки вагонов, поскольку и при покое пружины постоянно перегружены до предела прочности материала, из которого они сделаны. Таковы особенности конструкции семейства серийных замков, изготовляемых МПС, требуются сверхпрочная пружинная сталь.
Для замены даже одной пружины необходимо выполнить следующие операции: выбить штифт с ручки двери и снять (сбить) ручку с квадрата не съемной ручки: удалить с замка квадрат (квадратный вал) с несъемной на нем ручкой; снять с двери ручку секретки с облицовками, для чего надо вывернуть 10 винтов (часто трудновыворачивающихся); снять с двери замок: для снятия крышки замка открыть пружины вывернуть еще 3 винта. Только после этого можно сменить сломанные пружины, поставить крышку замка, закрепить винтами, проверить пригодность пружин и работу деталей замка с новыми пружинами, после чего замок вставить в дверь, выполнить вышеперечисленные операции в обратном порядке. В заключение проверить работу замка, установленного на дверь с новой пружиной.
Для выполнения всех операций по замене пружин (хотя бы одной) по многолетней практике требуются два слесаря с молотками. Коваными отвертками (переносящими удары) и другим ударным инструментом. На все операции требуется 50 мин каждому слесарю.
На время смены пружин в дверных замках пассажиры лишаются возможности свободно проходить через эту дверь. В случае осложнения кроме двух слесарей требуется привлечение газоэлектросварщика для резки огнем, автогеном или электросваркой, что в несколько раз увеличивает время ремонта замка (замена пружины может затянуться до 4 ч). Выполнение огневых работ пожароопасно, поэтому на остановках поездов нет смысла даже начинать смену пружин, и на промежуточных станциях заявки на ремонт замков не выполняются и даже не принимаются вообще. Двери раскрываются сами от качки движущегося поезда, и с накуренного тамбура в салон вагона проникает дым, а зимой и холод проникает через окно тамбура, открываемое курящими. Это ведет и к перерасходу топлива. Проникают в салон и запахи из туалетов и мусорных ящиков. Самооткрывающиеся двери с поломанными замками особенно неприятны для пассажиров, едущих на местах рядом с туалетным тамбуром плацкартных и общих вагонов.
Заявки для внутреннего ремонта вагонов, куда входит и ремонт замков выполняются только на пункте технического обслуживания вагонов при общем внутреннем ремонте вагонов и подготовки поезда к следующему рейсу, когда неприятная поездка для пассажиров из-за поломки пружины замка будет закончена, и неприятности от поломки пружин в пути ждут других пассажиров, потому что с каждого рейса возвращается несколько дверей со сломанными пружинами в замках.
Если учесть, что не всегда легко снимаются ручки замка и частично приходится применять зубила, бородки и клинья с ударами молотков. Портятся резьбовые отверстия и крепеж, замочные гнезда дверей, то не трудно представить дверь и увидеть в натуре после 2-3 ремонтов замка, портятся не только внешний вид ручек, облицовок замка, но и полотно и навеска двери, дверного проема и прилегающая часть простенка вагона, и принять во внимание время и труд затрачиваемое бригадой на ремонт замков.
Для изготовления двуусых пружин требуется специальное оборудование, поэтому данная деталь дефицитная, часто делается кустарным способом.
Цель изобретения повышение надежности замка путем предотвращения отказов замков.
Указанная цель достигается тем, что замок снабжен надежными цилиндрическими пружинами сжатия и конструктивно обеспечивается легкая сменяемость пружин, не требующая снятия замка с двери и разборки замка. Кроме того, поломка одного-двух витков пружины не ведет к отказу работы замков. Для этого на передней стенке замка, штульфе выполнены 2 отверстия, одно имеет скважину с упором для пружины, второе закрывается пробкой (крышкой). Через скважину проходит тяга, один конец которой упирается в торец фали удерживающую дверь закрытой, второй конец имеет пружину с упорной гайкой передающую усилие пружины на фаль.
На ступице нуса ригеля выполнены две взаимно перпендикулярные лыски на которые упираются скоба-фиксатор, подпружиненная пружиной сжатия. Второй торец пружины упирается в упорную пробку штульфа. Ненадежные двухусые пружины исключены.
На чертеже показан замок со снятой боковой крышкой.
Замок состоит из основания 1, на котором смонтированы подвижно или закреплены все узлы запорного механизма: фаль 2 с колком 3, тяга 4, упор 5, пружина 6, упорная гайка 7, нус 8 фали, в который вставлен квадрат с ручками двери. Ригель 9, нус 10 ригеля с лысками 11 и 12, скоба-фиксатор 13, пружина 14, упорная пробка 17 пружины фиксатора нуса ригеля, по концам штульфа 15 имеются два отверстия 16 для крепления замка к двери такими же способами как крепятся и известные замки.
Замок работает следующим образом.
При повороте ручки нуса (двери) по часовой стрелке, кулачок нуса 8 упирается в фаль 2 и перемещает фаль вправо (вид по чертежу). Своим торцом фаль давит на тягу 4 и с помощью упорной гайки 7 сжимает пружину 6. При этом фаль 2 выходит из зацепления с ответной планкой дверного проема, дверь открыта. Если ручку отпустить, то под действием пружины 6, упирающейся в упор 5, упорная гайка 7 потянет тягу 4 и фаль 2 влево, фаль выйдет из замка за пределы штульфа и, если это произойдет, когда дверь будет закрыта, фаль 2 войдет в зацепление с ответной планкой, и дверь будет заперта, пока цела пружина или пока не будет открыта поворотом ручки по часовой стрелке.
В незапертом состоянии ригель 9 находится внутри замка не выступает за лицевую поверхность штульфа 15, кулачок нуса ригеля удерживает ригель 9 внутри замка. В этом положении не заперто, скоба-фиксатор 13 своей пружиной давит 14 давит на лыску 12 ступицы нуса 10 и удерживает нус 10 от произвольного поворачивания против часовой стрелки, и ригель 9 не может произвольно переместиться влево в положении закрыто.
Если повернуть ручку нуса 10 (секретку) против часовой стрелки угол составленный между лысками 11 и 12 будет давить на скобу-фиксатор 13 и сильнее сжимать пружину 14 до тех пор, пока скоба фиксатор не перейдет через угол и не сядет на лыску 11, а кулачок нуса 10 не переместит ригель 9 влево, в положение "Заперто". Дверь окажется запертой. Если она была закрытой, ригель войдет в ответную планку замка, пружина 14 со скобой-фиксатором 13 будут давить на лыску 11, удерживая кулачок нуса 10 и ригель 9 в положении " закрыто".
Для отпирания двери ручку нуса 10 (секретку) надо повернуть по часовой стрелке, все детали сработают в обратном порядке, ригель 9 полностью войдет внутрь замка заподлицо со штульфом 15 в положение "открыто". Скоба-фиксатор 13 будет давить на лыску 12, удерживая нус 10 ригеля и ригель 9 в положении "открыто".
Для замены ослабевших или сломанных пружин 6 или 14 достаточно при раскрытой двери отверткой вывернуть упорную гайку 7 или упоpную пробку 17. Удалить старые пружины проволочным крючком и на место сломанных пружин поставить новые пружины, завернуть упорную пробку 17 или навернуть упорную гайку 7, проверить замок в работе.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НАКЛАДНОЙ И ВРЕЗНОЙ ЗАМОК ЧЕТВЕРТКОВА А.П. | 1992 |
|
RU2076195C1 |
БЫСТРОЗАПИРАЕМОЕ ЗАМКОВОЕ УСТРОЙСТВО | 2003 |
|
RU2243343C1 |
ЗАМОК ДЛЯ РАЗДВИЖНЫХ ДВЕРЕЙ | 2004 |
|
RU2295621C2 |
ДВЕРНОЙ ЗАМОК (ВАРИАНТЫ) | 2000 |
|
RU2174176C1 |
Складная эстакада для погрузки-разгрузки вагонов и фургонов | 2018 |
|
RU2691485C1 |
НАКЛАДНОЙ КОДОВЫЙ ЗАМОК "ВУЛКАН" | 1994 |
|
RU2098584C1 |
КОДОВЫЙ ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ЗАМОК | 1995 |
|
RU2093655C1 |
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАМОК | 1995 |
|
RU2098587C1 |
Дверной замок | 1991 |
|
SU1792479A3 |
ЗАПИРАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 2004 |
|
RU2270307C1 |
Использование: в замках дверей пассажирских вагонов. Сущность изобретения: замок содержит основание со съемной боковой крышкой, штульф, фаль, нус фали, ригель, нус ригеля, упругие элементы, фиксатор. Упругие элементы выполнены в виде цилиндрических пружин сжатия. В замке выполнена скважина, в которой расположена одна из пружин, через которую проходит тяга. Один конец тяги имеет упор в торец фали и резьбу на другом конце для упорной гайки. Нус ригеля на ступице имеет лыски для взаимодействия с фиксатором при положении "открыто" или "закрыто". В шульфе выполнено отверстие для замены пружины, закрываемое пробкой. Пробка удерживает пружину фиксатора в сжатом состоянии. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Техническая документация, чертеж 905 I - H, 1987. |
Авторы
Даты
1995-07-20—Публикация
1991-05-12—Подача