ОДНОФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ИНДУКТОРНОГО ТИПА Российский патент 1995 года по МПК H02K1/17 H02K19/06 

Описание патента на изобретение RU2040096C1

Изобретение относится к электротехнике, а точнее к электрическим машинам для бытовой техники, например для стиральных машин.

Известен однофазный синхронный реактивный двигатель, содержащий набранный из пластин сердечник статора с обмоткой в виде двух катушек, образующих одинаковые соседние полюса. Ротор, сердечник которого также набран из пластин, вращается внутри статора. Полюса, разделенные на группы, образуют замкнутые магнитопроводы. Магнитопроводы отдельных полюсов ограничены контурами соседних групп (Европейский патент N 0343845, кл. Н 02 К 19/06, 27.05.88).

Недостатком данного двигателя является отсутствие гарантированного пускового момента.

Известен однофазный электродвигатель индукторного типа, возбуждаемый от постоянных магнитов, содержащий зубчатые магнитопроводы безобмоточного ротора и статора, выполненного с полюсами и обмоткой (авт. св. СССР N 465698, кл. Н 02 К 19/06, опублик. 1975).

Недостатком данного двигателя, взятого за прототип, является плохое использование активного объема, так как магнитопровод статора выполнен из двух половинок и имеет дополнительный зубец для фиксации ротора в стартовом положении.

Изобретение направлено на уменьшение габаритов электродвигателя.

Для этого в однофазном электродвигателе индукторного типа, возбуждаемом от постоянного магнита, содержащем зубчатые магнитопроводы безобмоточного ротора и статора, выполненного с полюсами и обмоткой, согласно изобретению постоянный магнит закреплен на боковой стенке паза магнитопровода статора и выполнен с согласной с полюсом намагниченностью.

В отличие от прототипа в предлагаемом электродвигателе магнитопровод статора выполняется из одной части, т.е. более технологичен, а размещение постоянного магнита с согласной с полюсом намагниченностью на боковой стенке паза позволяет уменьшить габариты магнитопровода статора и тем самым повысить удельные показатели двигателя.

Известны бесконтактная синхронная машина, во впадинах между одноименными полюсами которой установлены постоянные магниты (авт. св. СССР N 213956, кл. Н 02 К 19/06, опублик. 1968), и синхронная реактивная электрическая машина, в пазах магнитной системы которой установлены постоянные магниты (авт. св. СССР N 1023560, кл. Н 02 К 19/06, опублик. 1983). Однако в обеих машинах постоянные магниты, установленные на оси паза, имеют встречную, а не согласную намагниченность с полюсами статора. Это приводит к улучшению удельных показателей машин. Однако при питании заявляемой машины однополярными импульсами тока от управляемого источника пусковые токи размагничивают постоянные магниты и тем самым полностью нейтрализуют достоинства указанных технических решений.

На чертеже показан электродвигатель, поперечное сечение.

Однофазный электродвигатель индукторного типа содержит магнитопровод статора 1 и магнитопровод ротора 2, набранные из пластин электротехнической стали, и неподвижную обмотку 3 управления, которая расположена в пазу 4. На магнитопроводе выполнены зубцы 5 статора и 6 ротора. На боковой стенке зубцов 5 закреплены постоянные магниты 7. Полярность N, S постоянных магнитов 7 согласована с направлением токов в обмотке 3 (направление токов обозначено крестиком и точкой) и магнитным потоком (направление потока от обмотки показано линией со стрелками).

При обесточенной обмотке под действием синхронизирующего момента от постоянных магнитов 7 ротор занимает стартовое положение, показанное на чертеже. В этом положении магнитное сопротивление магнитной системы по отношению к постоянным магнитам является минимальным. При подаче однополярного импульса тока в обмотку 3 возникают магнитные силы тяжения зубца 6 ротора 2 к ближайшему зубцу 5 статора 1, на боковой стенке которого закреплен постоянный магнит 7. Под действием вращающего момента ротор начинает вращение в сторону зубца 5, на ближайшей стенке которого установлен магнит 7. Ток в обмотке 3 протекает до тех пор, пока ротор 2 при своем вращении не достигнет углового положения, в котором обращенный к зазору угол А ближайшего зубца 6 ротора по мере вращения пересечет прямую, соединяющую точки В и 0. При дальнейшем вращении ротора 2 за счет накопленной кинетической энергии обмотка 3 должна быть обесточена до тех пор, пока зубцы ротора не займут положение, в котором совпадают оси симметрии зубцов 6 ротора 2 и пазов статора 1. Следующий импульс тока увеличивает частоту вращения ротора, и, таким образом, двигатель постепенно выходит на заданный режим работы. Такое питание обмотки обеспечивает надежный запуск двигателя и однонаправленное вращение ротора.

Положительный эффект от постоянного магнита, закрепленного на боковой стенке зубцов, обусловлен уменьшением габаритных размеров двигателя и повышением технологичности конструкции. При этом постоянный магнит наряду с обеспечением стартового положения ротора, находясь в зоне магнитного поля обмотки, участвует в создании вращающего момента двигателя. Рассмотрим влияние постоянного магнита на вращающий момент двигателя на примере работы одного полюса.

При вращении ротора 2 импульс тока подается в обмотку в тот момент, когда ось симметрии зубца 6 ротора 2 совпадет с осью симметрии паза статора 1. При дальнейшем вращении помимо притяжения зубцов 6 и 5 зубцы 6 ротора 2 взаимодействуют с постоянным магнитом, находящимся в зоне магнитного поля обмотки 3 и расположенным на ближайшей боковой стенке зубца 5 статора 1, в направлении которой вращается ротор. Ток в катушке 3 протекает до тех пор, пока зубцы 6 ротора 2 не достигнут углового положения, в котором обращенный к воздушному зазору ближайший угол А зубца 6 ротора по мере вращения пересекает прямую, соединяющую точки В и О. При дальнейшем вращении ротора обмотка 3 обесточена до тех пор, пока зубцы ротора вновь не займут положение, соответствующее моменту подачи импульса тока. При обесточенной катушке 3 на ротор действует тормозной момент, обусловленный только магнитным полем постоянного магнита. Однако, учитывая квадратичную зависимость вращающего момента от индукции магнитного поля, можно сделать вывод о том, что вращающий момент, обусловленный взаимодействием постоянного магнита и зубца ротора, в случае согласно включенной катушки, усиливающей поле постоянного магнита, значительно выше тормозного момента от постоянного магнита при обесточенной катушке. Таким образом, установка на боковой стенке паза постоянного магнита, согласной с полюсами намагниченности, позволяет увеличить вращающий момент электродвигателя, либо при том же значении вращающего момента снизить намагничивающую силу катушки. При этом уменьшаются расход обмоточного провода и габариты электродвигателя.

Похожие патенты RU2040096C1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1994
  • Звездунов Д.А.
  • Пахомин С.А.
  • Коломейцев Л.Ф.
  • Коломейцев В.Л.
  • Крайнов Д.В.
  • Прокопец И.А.
  • Сулейманов У.М.
RU2096897C1
ОДНОФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ СО СТАРТОВЫМИ ПОЛЮСАМИ 1996
  • Пахомин С.А.
  • Коломейцев Л.Ф.
  • Сулейманов У.М.
  • Крайнов Д.В.
  • Прокопец И.А.
  • Коломейцев В.Л.
  • Звездунов Д.А.
RU2103786C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1992
  • Звездунов Д.А.
  • Пахомин С.А.
  • Коломейцев Л.Ф.
  • Коломейцев С.Ф.
  • Сулейманов У.М.
  • Коломейцев В.Л.
RU2040101C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1992
  • Пахомин С.А.
  • Коломейцев Л.Ф.
  • Коломейцев В.Л.
  • Сулейманов У.М.
  • Звездунов Д.А.
RU2034393C1
МОТОР-КОМПРЕССОР 2001
  • Пахомин С.А.
  • Коломейцев Л.Ф.
  • Реднов Ф.А.
  • Прокопец И.А.
  • Крайнов Д.В.
  • Коломейцев В.Л.
  • Сулейманов У.М.
  • Звездунов Д.А.
RU2213257C2
ОДНОФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ИНДУКТОРНОГО ТИПА 1993
  • Пахомин С.А.
  • Звездунов Д.А.
  • Коломейцев Л.Ф.
  • Коломейцев В.Л.
  • Сулейманов У.М.
  • Крайнов Д.В.
  • Прокопьев И.А.
RU2079950C1
МОТОР-КОМПРЕССОР 1994
  • Звездунов Д.А.
  • Пахомин С.А.
  • Коломейцев Л.Ф.
  • Сулейманов У.М.
  • Крайнов Д.В.
  • Прокопец И.А.
  • Коломейцев В.Л.
RU2079712C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2001
  • Пахомин С.А.
  • Звездунов Д.А.
  • Коломейцев Л.Ф.
  • Реднов Ф.А.
  • Прокопец И.А.
  • Крайнов Д.В.
  • Коломейцев В.Л.
  • Сулейманов У.М.
RU2187878C1
ДВУХБАКОВАЯ СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА С ИНДУКТОРНЫМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ 1994
  • Пахомин С.А.
  • Коломейцев Л.Ф.
  • Сулейманов У.М.
  • Крайнов Д.В.
  • Прокопец И.А.
  • Коломейцев В.Л.
  • Звездунов Д.А.
RU2098531C1
СХЕМА ПУСКА ОДНОФАЗНОГО ИНДУКТОРНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 1994
  • Прокопец И.А.
  • Пахомин С.А.
  • Коломейцев Л.Ф.
  • Сулейманов У.М.
  • Коломейцев В.Л.
  • Звездунов Д.А.
  • Крайнов Д.В.
RU2084074C1

Реферат патента 1995 года ОДНОФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ИНДУКТОРНОГО ТИПА

Использование: в электротехнике, а точнее в электрических машинах для бытовой техники, например для стиральных машин. Сущность изобретения: однофазный электродвигатель индукторного типа содержит магнитопроводы статора 1 и ротора 2 с зубцами и пазами и неподвижную обмотку 3 управления, расположенную в пазу 4. На боковой стенке зубцов 5 статора закреплены постоянные магниты с согласной с полюсами намагниченностью. Изобретение позволяет повысить удельные показатели в электрической машине. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 040 096 C1

ОДНОФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ИНДУКТОРНОГО ТИПА, содержащий постоянный магнит, зубчатый безобмоточный ротор и статор, имеющий полюса и обмотку, отличающийся тем, что постоянный магнит закреплен на боковой стенке паза между соседними полюсами, а ось намагниченности постоянного магнита направлена согласно намагниченности полюсов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2040096C1

Однофазный электродвигатель индукторного типа 1971
  • Лодочников Эвальд Акимович
  • Палий Игорь Макарович
  • Сухобрус Анатолий Александрович
SU465698A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 040 096 C1

Авторы

Пахомин С.А.

Коломейцев Л.Ф.

Звездунов Д.А.

Коломейцев В.Л.

Сулейманов У.М.

Даты

1995-07-20Публикация

1992-12-14Подача