АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ Российский патент 1995 года по МПК B64C5/02 

Описание патента на изобретение RU2040431C1

Изобретение относится к аэродинамическим органам управления летательных аппаратов (ЛА), в частности к цельноповоротным консолям хвостового или переднего оперения ЛА.

Известен орган управления, который с целью уменьшения шарнирного момента оборудован заостренными телами, выходящими из его передней кромки при повороте органа управления.

Однако такой орган управления предназначен для уменьшения шарнирных моментов по углу его отклонения и не позволяет снизить значения этих моментов при переходе от дозвуковых к сверхзвуковым скоростям.

Целью изобретения является снижение потребной мощности силового привода органа управления путем уменьшения шарнирного момента органа управления летательного аппарата при переходе от дозвуковых к сверхзвуковым скоростям.

Цель достигается тем, что в аэродинамическом органе управления, выполненном в виде консоли цельноповоротного оперения, носовая часть консоли оперения, расположенная в корневых его сечениях выполнена с возможностью отклонения относительно ее бортовой хорды при переходе от дозвуковых (М 0,8-0,95) к сверхзвуковым (М 1,05-1,15) скоростям на углы ± 90о от исходного положения, при этом угол стреловидности по передней кромке носовой части консоли совпадает или превышает аналогичный угол консоли цельноповоротного оперения.

При этом носовая часть консоли оперения может быть выполнена в виде дополнительной несущей поверхности и расположена перед цельноповоротным оперением.

На фиг.1 изображена схема органа управления; на фиг.2 вид А на фиг.1 при дозвуковых скоростях; на фиг.3 вариант выполнения органа управления.

Орган управления содержит цельноповоротную консоль 1 оперения с осью 2 вращения, отклоняемую носовую часть 3, которая расположена в корневых сечениях оперения и соединена с консолью 1 с помощью шарниров 4 и имеет кинематическую связь с силовым приводом 5, предназначенным для отклонения носовой части 3 относительно ее бортовой хорды 6 на угол ϑ ± 90о, где ϑ угол между плоскостями хорд консоли 1 и носовой части 3.

При ϑ 0 плоскости хорд носовой части 3 и консоли 1 совпадают.

На фиг.3 представлена схема аэродинамического органа управления, которая отличается от вышеизложенной тем, что подвижная носовая часть 3 консоли 1 выполнена в виде дополнительной несущей поверхности и расположена перед цельноповоротным оперением.

Для существенного уменьшения шарнирных моментов органа управления при М > 1 относительная площадь отклоняемой носовой части 3, угол стреловидности по передней кромке которой совпадает или превышает аналогичный угол стреловидности цельноповоротного оперения, составляет 8-10% от его площади.

Относительная площадь отклоняемой части 3 на фиг.3 составляет 5-7%
Возможно применение указанных носовых частей с меньшей относительной площадью. Однако в этом случае положительный эффект от отклоняемой носовой части уменьшается. Применение носовых частей с большей относительной площадью в ряде случаев может привести к перекомпенсации органа управления при числах М > 1.

Органы управления, приведенные на фиг.1 и 3, работают следующим образом.

При дозвуковых скоростях (М ≅ 0,85-0,95) носовая часть 3 находится в исходном положении отклоненной относительно плоскости консоли 1 оперения на угол ϑ90о или ϑ -90о. С увеличением скорости полета от дозвуковой (М 0,85-0,95) к сверхзвуковой (М 1,05 1,15) носовая часть с помощью силового привода 5 отклоняется относительно ее корневой хорды 6 от исходного положения на угол ϑ 0.

Предлагаемый орган управления в отличие от известных позволяет уменьшить его шарнирный момент путем отклонения носовой части, расположенной вблизи бортовой хорды цельноповоротной консоли, относительно плоскости хорд органа управления в зависимости от скорости полета летательного аппарата.

Похожие патенты RU2040431C1

название год авторы номер документа
ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ОПЕРЕНИЕ 1991
  • Калинин А.И.
RU2046058C1
САМОЛЕТ 1993
  • Коновалов С.Ф.
RU2076826C1
САМОЛЕТ КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 1996
  • Жулев Ю.Г.
  • Зарецкий С.А.
  • Кажан В.Г.
RU2103199C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ДВУХМЕСТНЫЙ МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ 2023
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Рунишев Владимир Александрович
  • Иванов Алексей Ильич
  • Ерофеев Василий Сергеевич
  • Булатов Алексей Сергеевич
  • Полякова Наталья Борисовна
  • Рой Роман Игоревич
  • Минков Михаил Сергеевич
  • Лучинкина Лейла Валерьевна
  • Ниженко Артем Алексеевич
  • Кононов Дмитрий Германович
  • Ардеев Денис Юрьевич
  • Аленин Андрей Борисович
  • Корпусов Кирилл Александрович
  • Джобернадзе Ираклий Семенович
RU2807624C1
САМОЛЕТ ИНТЕГРАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ КОМПОНОВКИ 2010
  • Погосян Михаил Асланович
  • Давиденко Александр Николаевич
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Рунишев Владимир Александрович
  • Тарасов Алексей Захарович
  • Шокуров Алексей Кириллович
  • Бибиков Сергей Юрьевич
  • Крылов Леонид Евгеньевич
  • Москалев Павел Борисович
RU2440916C1
СВЕРХЗВУКОВОЙ КОНВЕРТИРУЕМЫЙ САМОЛЕТ С Х-ОБРАЗНЫМ КРЫЛОМ 2016
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2632782C1
СВЕРХЗВУКОВОЙ ПРЕОБРАЗУЕМЫЙ САМОЛЕТ С Х-ОБРАЗНЫМ КРЫЛОМ 2015
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2621762C1
КРЫЛО ОБРАТНОЙ СТРЕЛОВИДНОСТИ С ПОВОРОТНОЙ ЧАСТЬЮ КОНСОЛЕЙ 2005
  • Муджиришвили Гоча Индикоевич
RU2296082C1
Многоцелевая сверхтяжелая транспортная технологическая авиационная платформа укороченного взлета и посадки 2019
  • Папиашвили Шота Георгиевич
  • Клочков Дмитрий Вячеславович
  • Ратников Кирилл Владимирович
RU2714176C1
Крылатая ракета со складными крыльями замкнутого типа переменной стреловидности 2019
  • Пивень Павел Владиславович
RU2737816C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 040 431 C1

Реферат патента 1995 года АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ

Изобретение относится к аэродинамическим органам управления летательных аппаратов, в частности к цельноповоротным консолям оперения. Целью изобретения является снижение потребной мощности силового привода системы управления путем уменьшения шарнирных моментов цельноповоротной консоли оперения на сверхзвуковых скоростях. Цель достигается тем, что орган управления включает цельноповоротную консоль 1, снабженную подвижной насовой частью 3, выполненной с возможностью отклонения на угол ± 90° относительно бортовой хорды 6. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 040 431 C1

1. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ, выполненный в виде консоли цельно-поворотного оперения летательного аппарата, отличающийся тем, что, с целью снижения потребной мощности силового привода органа управления путем уменьшения шарнирных моментов, носовая часть консоли оперения, расположенная в корневых его сечениях, выполнена с возможностью отклонения относительно ее бортовой хорды при переходе от дозвуковых к сверхзвуковым скоростям на углы ± 90oС от исходного положения, при этом угол стреловидности по передней кромке носовой части консоли совпадает или превышает аналогичный угол консоли цельноповоротного оперения. 2. Аэродинамический орган управления по п.1, отличающийся тем, что подвижная носовая часть консоли выполнена в виде дополнительной несущей поверхности, расположенной перед цельноповоротным оперением.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2040431C1

Патент США N 4291853, кл
Нагревательный прибор для центрального отопления 1920
  • Шашков А.Н.
SU244A1

RU 2 040 431 C1

Авторы

Рогожкин Ю.М.

Даты

1995-07-25Публикация

1991-06-07Подача