САМОЛЕТ БОЛЬШОЙ ПАССАЖИРОВМЕСТИМОСТИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ СХЕМЫ Российский патент 1995 года по МПК B64C39/00 

Описание патента на изобретение RU2040435C1

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при создании самолетов большой пассажировместимости, аэробусов, выполненных по интегральной схеме, которые могут эксплуатироваться как в пассажирском, так и в смешанном грузопассажирском вариантах.

Известен проект самолета большой пассажировместимости, выполненного по интегральной схеме и содержащего фюзеляж, сопряженное с ним крыло, выполненное в виде несущего центроплана с криволинейной образующей по передней кромке и консолей, соединенных с центропланом, хвостовое вертикальное оперение, силовую установку и шасси. (Авиационная и ракетная техника, 1989, 1552, ст. 1-2). Интегральная компановка фюзеляжа данного самолета позволяет разместить платную нагрузку в минимальном конструктивном объеме. Этот самолет принят за прототип.

Такой самолет, хотя и превосходит обычные аэробусы по некоторым основным показателям, таким как возможность более эффективно использовать площадь аэропорта, по топливной эффективности, по снижению массы и затрат на производство, но имеет сложную конструкцию, что связано с необходимостью выполнения заданной криволинейной образующей передней кромки центроплана, кроме того, такой самолет нельзя использовать в смешанном грузопассажирском варианте, необходимость чего достаточно остро проявляется в последнее время.

Задача изобретения создание самолета большой пассажировместимости, выполненного по интегральной схеме, простого в изготовлении и дающего возможность использовать его в смешанном грузопассажирском варианте.

Техническим результатом изобретения является сокращение размеров самолета при сохранении потребной пассажировместимости, повышение топливной эффективности, снижение массы самолета, затрат на его производство, упрощение производства, а также использование его в пассажирском и смешанном вариантах.

Для этого в самолете большой пассажировместимости интегральной схемы, содержащем фюзеляж, сопряженное с ним крыло, выполненное в виде несущего центроплана с криволинейной образующей по передней кромке и консолей, соединенных с центропланом, хвостовое вертикальное оперение, силовую установку и шасси, согласно изобретению несущий центроплан выполнен в виде диска в плане по передней и задней кромкам, а консоли соединены с дисковидным центропланом по бокам последнего так, что середина корневой хорды каждой из них совпадает с точкой пересечения с ней поперечной оси диска центроплана с сохранением формы передней и задней кромок центроплана по образующей диска, фюзеляж выполнен смещенным вперед по оси самолета по отношению к центроплану, плавно выступающим, возвышающимся над дисковидным центропланом с сопрягающимся с ним, сходящим на нет за пределами центра диска центроплана, не достигая его задней кромки, самолет снабжен готическими наплывами от носовой части фюзеляжа к передней кромке дисковидного центроплана, хвостовая часть самолета выполнена прямоугольно законцованной в плане и уплощенной сбоку, а хвостовое оперение выполнено V-образным, разнесенным и установлено на хвостовой части самолета, при этом двигатели силовой установки размещены под крылом и/или в хвостовой части самолета между V-образным оперением, а в фюзеляже размещены кресла пассажиров, причем внутри несущего дисковидного центроплана выполнен дополнительный пассажирский или грузовой отсек.

На фиг. 1 изображен самолет, вид сбоку; на фиг.2 то же, вид спереди; на фиг.3 то же, вид сверху.

Самолет большой пассажировместимости интегральной схемы содержит фюзеляж 1, сопряженное с ним крыло, выполненное в виде несущего центроплана 2 с криволинейной образующей по передней кромке и консолей 3, соединенных с центропланом 2. Хвостовое оперение 4 выполнено V-образным и разнесенным. Самолет имеет шасси 5. Несущий центроплан 2 выполнен в виде диска в плане по передней и задней кромкам, а консоли 3 соединены с дисковидным центропланом 2 по бокам последнего так, что середина корневой хорды каждой из них совпадает с точкой пересечения с ней поперечной оси диска центроплана 2 с сохранением формы передней 6 и задней 7 кромок центроплана 2 по образующей диска. Фюзеляж 1 выполнен смещенным вперед по оси самолета по отношению к центроплану 2, плавно выступающим, возвышающимся над дисковидным центропланом 2 и сопрягающимся с ним, сходящим на нет за пределами центра диска центроплана 2, не достигая его задней кромки. Самолет имеет готические наплывы 8 от носовой части фюзеляжа 1 к передней кромке 6 центроплана 2. Хвостовая часть 9 самолета выполнена прямоугольно законцованной в плане и уплощенной сбоку. Хвостовое оперение 4 установлено на хвостовой части 9 самолета. Двигатели 10 силовой установки размещены под крылом и/или в хвостовой части 9 самолета между разнесенным V-образным оперением 4. В фюзеляже 1 размещены кресла пассажиров. Внутри несущего дисковидного центроплана 2 выполнен дополнительный пассажирский или грузовой отсек.

Самолет функционирует следующим образом.

После запуска двигателей 10 самолет разбегается по ВПП, опираясь на ее поверхность шасси 5, и взлетает. В полете самолет управляется отклонением аэродинамических рулей на консолях 3 и на оперении 4. В варианте аэробуса в фюзеляже 1 и дополнительном пассажирском отсеке внутри центроплана 2 устанавливаются кресла пассажиров. При равной пассажировместимости с такими аэробусами, как, например, А-310, предлагаемый самолет имеет меньшие габариты и вес за счет того, что центроплан имеет большую строительную высоту, что позволяет использовать более тонкую обшивку и менее материалоемкие силовые элементы. В смешанном грузопассажирском вариант в дополнительном грузовом отсеке внутри центроплана 2 размещают необходимый к перевозке груз. Например, один из вариантов предлагаемого самолета скомпонован таким образом, что в дополнительном грузовом отсеке внутри центроплана 2 размещаются шестнадцать морских контейнеров. Таким образом, за один рейс могут быть перевезены и пассажиры, и грузы, что снижает себестоимость перевозки последних. Передаваемые нагрузки от консолей 3 на фюзеляж 1 минимальны.

Похожие патенты RU2040435C1

название год авторы номер документа
САМОЛЕТ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ СХЕМЫ МУХАМЕДОВА НА КРИОГЕННОМ ТОПЛИВЕ 2011
  • Мухамедов Фатидин Абдурахманович
RU2469915C1
МАНЕВРЕННЫЙ САМОЛЕТ И СПОСОБ ЕГО ВЗЛЕТА 1997
  • Мухамедов Фатидин Абдурахманович
RU2115593C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ (МФИ) 2000
  • Мухамедов Ф.А.
RU2166462C1
САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ МУХАМЕДОВА НА ПРЫЖКОВОМ ШАССИ 2011
  • Мухамедов Фатидин Абдурахманович
RU2497721C2
КРЫЛО МУХАМЕДОВА 2009
  • Мухамедов Фатидин Абдурахманович
RU2412861C1
Многоцелевая сверхтяжелая транспортная технологическая авиационная платформа укороченного взлета и посадки 2019
  • Папиашвили Шота Георгиевич
  • Клочков Дмитрий Вячеславович
  • Ратников Кирилл Владимирович
RU2714176C1
САМОЛЕТ БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ 2007
  • Подколзин Василий Григорьевич
  • Шведов Владимир Тарасович
  • Дмитриев Владимир Григорьевич
  • Полунин Игорь Михайлович
  • Зиновьев Денис Михайлович
RU2335430C1
САМОЛЕТ 1996
  • Макаров И.А.
  • Молотков В.И.
  • Богдан Л.М.
RU2151716C1
САМОЛЕТ, СКОРОСТНОЕ СТРЕЛОВИДНОЕ КРЫЛО И ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА 2006
  • Субботин Виктор Владимирович
  • Ивашечкин Юрий Викторович
  • Курьянский Михаил Кириллович
  • Литвинов Максим Сергеевич
  • Светлов Максим Владимирович
  • Терехин Владимир Алексеевич
  • Скоморохов Сергей Иванович
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Кантемиров Дмитрий Викторович
RU2384472C2
САМОЛЕТ (ВАРИАНТЫ) 1996
  • Антонов А.В.
  • Воробьев Ю.В.
  • Джамгаров С.Г.
  • Климов В.Т.
  • Костиков С.В.
  • Пухов А.А.
  • Шенгардт А.С.
RU2148534C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 040 435 C1

Реферат патента 1995 года САМОЛЕТ БОЛЬШОЙ ПАССАЖИРОВМЕСТИМОСТИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ СХЕМЫ

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в качестве аэробусов, выполненных по интегральной схеме, которые могут использоваться как в пассажирском, так и в смешанном грузопассажирском вариантах. Техническим результатом изобретения является сокращение размеров самолета при сохранении потребной пассажировместимости, повышение топливной эффективности, снижение массы самолета, затрат на его производство, упрощение производства, а также возможность использования его в пассажирском и смешанном вариантах. Самолет содержит фюзеляж 1, дисковидный центроплан 2, с передней 6 и задней 7 кромками, консоли 3, готические наплывы 8, V-образное хвостовое оперение 4 на хвостовой части 9 самолета и двигатели 10 силовой установки. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 040 435 C1

САМОЛЕТ БОЛЬШОЙ ПАССАЖИРОВМЕСТИМОСТИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ СХЕМЫ, содержащий фюзеляж с пассажирским салоном внутри, сопряженное с фюзеляжем крыла в виде несущего центроплана с криволинейной образующей по передней кромке и соединенных с центропланом консолей, хвостовое оперение, силовую установку и шасси, отличающийся тем, что центроплан в плане выполнен дисковидным с передней и задней кромками по его образующей, внутри которого расположен дополнительный пассажирский салон или грузовой отсек, причем консоли соединены с дисковидным центропланом по его бокам так, что середина корневой хорды каждой консоли совпадает с точкой пересечения с ней поперечной оси дисковидного центроплана, сохраняя формы передней и задней кромок дисковидного центроплана по его образующей, фюзеляж смещен вдоль продольной оси самолета вперед относительно дисковидного центроплана, плавно выступая и возвышаясь над ним, и сходит на нет за пределами центра дисковидного центроплана, не достигая его задней кромки, при этом самолет снабжен готическими наплывами от носовой части фюзеляжа к передней кромке дисковидного центроплана, хвостовая часть самолета выполнена прямоугольно законцованной в плане и уплощенной сбоку, хвостовое оперение выполнено V-образным и разнесенным, а двигатели силовой установки размещены под крылом и/или на хвостовой части самолета между разнесенным V-образным оперением.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2040435C1

Авиационная и ракетная техника, 1989, N 1552, с.1-2.

RU 2 040 435 C1

Авторы

Мухамедов Фатидин Абдурахманович

Даты

1995-07-25Публикация

1992-07-14Подача