ПОЛУПОГРУЖНОЙ ГРУЗОПАССАЖИРСКИЙ ТАНКЕР Российский патент 1995 года по МПК B63G8/04 B63B1/10 B63H1/10 

Описание патента на изобретение RU2043261C1

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании крупнотоннажных танкеров всепогодного и ледового плавания.

Известны полупогpужные в воду плавсредства типа Трисек, герметизированные корпуса которых находятся в непосредственной близости от поверхности воды, а над волнами возвышается ходовой мостик или платформа.

Однако имеющая открытый контакт с атмосферой подводная часть плавсредства не содержит над ходовым мостиком или платформой уравновешивающего выталкивающую силу и отсоединяемого при аварийной ситуации автономного судна, а также разнесенных по периметру движителей, обеспечивающих повышенную маневренность и мореходность.

Известен также принятый в качестве прототипа полупогружной танкер, содержащий подводный корпус с двигателями и движителями и надводное плавучее средство для команды, соединенное с корпусом по-лыми стойками обтекаемой формы, на передней части которых установлены наклонные ледоразрушительные устройства.

Изобретение предназначено для решения технической задачи повышения маневренности и мореходности полупогружного танкера ледового плавания, которое достигается тем, что в полупогружном грузопассажирском танкере, содержащем подводной корпус с двигателями и движителями и надводное плавучее средство для команды, соединенное с корпусом полыми стойками обтекаемой формы, в передней части которых установлены наклонные ледоразрушительные устройства: стойки в верхней части попарно соединены поперечными платформами, надводное плавучее средство выполнено в виде автономного мореходного судна, размещенного на платформах и удерживаемого замковыми соединениями, в подводном корпусе выполнены боковые прямоугольные уступы с защитными кожухами, в которых размещены движители с регулируемыми лопастями, оси которых перпендикулярны диаметральной плоскости корпуса, при этом оси лопастей каждого из движителей соединены с возможностью поворота с дисками, установленными на подшипниках в нишах, выполненных в вертикальных стенках на корпусе танкера и защитном кожухе уступа соответственно; двигатели размещены по его диаметральной плоскости, при этом каждый из них соединен с расположенными побортно двумя движителями через сдвоенную реверсивную муфту, выполненную с внутренним подпружиненным обратным шлицевым соединением и наружной подвижной спаренной вилкой с боковыми прижимными эксцентриками; двигатели размещены по бортам, каждый из них соединен с расположенными на соответствующем борту двумя движителями через одинарную реверсивную муфту, при этом носовые движители разных бортов выполнены с ведущими коническими шестернями, связанными между собой поперечным валом с нереверсивными муфтами; ледоразрушительные устройства выполнены в виде съемных сегментов, установленных на носовых стойках с возможностью поворота и соединенных штоком с гидроцилиндром.

На фиг. 1 изображен вид предлагаемого танкера с кормы; на фиг.2 то же, вид сбоку; на фиг.3 схема спаренной работы движителей при размещении двигателей в носовой и кормовой частях; на фиг.4 двойная реверсивная муфта; на фиг.5 вид сбоку на движитель с расположенным в нише корпуса тарельчатым редуктором; на фиг.6 схема спаренной работы движителей при боковом размещении двигателей, а также стрелками маневренные возможности танкера; на фиг.7 наклонные ледокольные сегменты, вид сбоку; на фиг.8 то же, вид сверху.

Танкер содержит подводный танк 1, стойки 2 и четыре циклоидных движителя 3. Танкер содержит в верхней части каждой из четырех полых стоек 2 грузовые люки 4.

На поперечных передней 5 и задней 6 платформах удерживается с помощью замковых соединений 7 судно 8. По боковым сторонам танка 1 предусмотрены по всей длине уступы, образующие горизонтальные площадки 9 и вертикальные стенки 10, в нишах 11 которых попарно размещены тарельчатые редукторы 12 движителей 3, лопасти 13 каждого из которых с внешней стороны посажены цапфами 14 на диске 15, установленном в нише 16 защитного фартука 17, в котором на подшипниках посажена ось 18 диска 15. Движители 3 попарно соединены с каждым из двигателей 19 с помощью двойных 20 (фиг.3 и 4 ) или одинарных 21 (фиг.6) реверсивных муфт.

Двойная муфта 20 помимо реверса с помощью штока 22 и спаренной вилки 23 дополнительно обеспечивает посредством поворота левого 24 или правого 25 эксцентриков одновременное (и тоже реверсивное) вращение тарельчатых редукторов 12 движителей 3 в противоположных направлениях путем размыкания внутреннего подпружиненного шлицевого соединения 26 и последующего зацепления с двух сторон конических шестерен 27 и 28 с конической шестерней 29 выходного вала редуктора двигателя, а также возможность передачи момента вращения только на один из движителей 3.

Для возможности продолжения хода (на пониженной скорости) танкера при остановленном одном из боковых двигателей (фиг.6) оси конических шестерен 30 носовых движителей 3 связаны нереверсивными муфтами 31 с поперечным валом 32.

В условиях ледового плавания перед носовыми стойками установлены наклонные ледокольные сегменты 33. Отсеки танка оборудованы верхними люками лацпортами 34.

Танкер работает следующим образом.

Основная загрузка отсеков танка 1 первоначально осуществляется (ориентировочно от уровня n-n') через открытые верхние люки лацпорты 34. При дальнейшей осадке танка 1 до водораздела лацпорты 34 задраиваются и последующая дозагрузка танка 1 осуществляется через грузовые люки 4 стоек 2 до ватерлинии, характеризующейся грузовыми марками шириной 2h, нанесенными на каждую из внешних сторон стоек 2, при этом легко определяется степень неравномерности загрузки отсеков танка 1 по крену и тангажу, и заблаговременно устраняется.

Выставление горизонтальной осадки танкера по уровню ватерлинии 2 может осуществляться дозагрузкой судна 8 при наличии или с учетом команды и пассажиров на его борту.

В случае аварийного повреждения корпуса танка 1 и начала его погружения ниже ветерлинии, экипаж поднимается наверх, дистанционно размыкаются замковые соединения 7, и судно 8 с экипажем, пассажирами, наиболее ценным грузом и судовыми запасами уходит к ближайшему порту или берегу, оставляя (при необходимости) на месте затопления танка аварийный радиобуй.

Так как воздействие энергии волн на подводный танк 1 и надводное судно 8 резко уменьшается, то экипаж и пассажиры имеют повышенный комфорт, независимо от состояния водной поверхности и погодных условий.

В ледовой обстановке наклонные сегменты 35, установленные поворотно на кронштейнах 36, совершают качательные движения с помощью гидросистемы 37 в пределах угла 2 α, облегчая подламывание нижней кромки льда.

Похожие патенты RU2043261C1

название год авторы номер документа
ПОПЛАВКОВЫЙ ГРУЗОПАССАЖИРСКИЙ БУКСИР ПОДВОДНЫХ ПЛАВСРЕДСТВ 1994
  • Федчишин Виталий Григорьевич
RU2094305C1
ПОПЛАВКОВОЕ СУДНО 1993
  • Федчишин Виталий Григорьевич
  • Федчишин Алексей Витальевич
RU2065370C1
ВОЛНОХОД 1995
  • Федчишин Виталий Григорьевич
  • Федчишин Алексей Витальевич
RU2089433C1
СДВОЕННАЯ БЕСПЛОТИННАЯ ГИДРОТУРБИНА ФЕДЧИШИНА В.Г. 1993
  • Федчишин Виталий Григорьевич
RU2109165C1
ПОЛУПОГРУЖНОЕ ЛЕДОКОЛЬНО-ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО 2011
  • Горбач Владимир Дмитриевич
  • Медведев Виктор Андреевич
  • Рыманов Владимир Федорович
  • Симонов Юрий Андреевич
  • Климашевский Станислав Николаевич
RU2443596C1
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ 1994
  • Федчишин В.Г.
  • Федчишин А.В.
RU2125524C1
СУДОВОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 1993
  • Федчишин Виталий Григорьевич
RU2048374C1
АРКТИЧЕСКОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ СУДНО С ЛЕДОСТОЙКИМ ПИЛОНОМ 2008
  • Вовк Владимир Степанович
  • Горбач Владимир Дмитриевич
  • Клыков Дмитрий Михайлович
  • Макеев Анатолий Николаевич
  • Медведев Виктор Андреевич
  • Нестеров Николай Михайлович
  • Рыманов Владимир Федорович
RU2389640C1
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) 2005
RU2286904C1
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПОЛУПОГРУЖНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО ДЛЯ ПЛАВАНИЯ В МОРЯХ С ЛЕДОВЫМ ПОКРОВОМ И НА ЧИСТОЙ ВОДЕ 2015
  • Медведев Виктор Андреевич
  • Рыманов Владимир Федорович
RU2585199C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 043 261 C1

Реферат патента 1995 года ПОЛУПОГРУЖНОЙ ГРУЗОПАССАЖИРСКИЙ ТАНКЕР

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании крупномонтажных танкеров всепогодного ( в том числе ледового) плавания. Сущность изобретения: находящаяся ниже уровня волн танк снабжен в верхней надводной части полых стоек обтекаемой формы поперечными платформами, на которых размещено автономное судно, удерживаемое разъемными замковыми соединениями, а танк снабжен боковыми уступами, в нишах вертикальных стенок которых попарно размещены тарельчатые редукторы движителей, внешне оси лопастей каждого из которых поворотно соединены с диском, посаженным своей осью на подшипнике в нише защитного кожуха, при этом двойная реверсивная муфта, соединяющая поперечные валы отбора мощности, дополнительно содержит внутри подпружиненное шлицевое соединение, а снаружи подвижную спаренную вилку с подвижными боковыми эксцентриками. Оси конических шестерен носовых движителей связаны нереверсивными муфтами с поперечным валом. Для возможности плавания танкера в Арктических водах он снабжен в носовой части двумя наклонными качающимися ледокольными сегментами. Использование изобретения обеспечивает повышение безопасности и комфортабельности полупогруженного судна. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.

Формула изобретения RU 2 043 261 C1

1. ПОЛУПОГРУЖНОЙ ГРУЗОПАССАЖИРСКИЙ ТАНКЕР, содержащий подводный корпус с двигателями и движителями и надводное плавучее средство для команды, соединенное с корпусом полыми стойками обтекаемой формы, в передней части которых установлены наклонные ледоразрушительные устройства, отличающийся тем, что стойки в верхней части попарно соединены поперечными платформами, надводное плавучее средство выполнено в виде автономного мореходного судна, размещенного на платформах и удерживаемого замковыми соединениями, в подводном корпусе выполнены боковые прямоугольные уступы с защитными кожухами, в которых размещены движители с регулируемыми лопастями, оси которых перпендикулярны диаметральной плоскости корпуса, при этом оси лопастей каждого из движителей соединены с возможностью поворота с дисками, установленными на подшипниках в нишах, выполненных в вертикальных стенках на корпусе танкера и защитном кожухе уступа соответственно. 2. Танкер по п. 1, отличающийся тем, что двигатели размещены по его диаметральной плоскости, при этом каждый из них соединен с расположенными побортно двумя движителями через сдвоенную реверсивную муфту, выполненную с внутренним подпружиненным обратным шлицевым соединением и наружной подвижной спаренной вилкой с боковыми прижимными эксцентриками. 3. Танкер по п. 1, отличающийся тем, что двигатели размещены по бортам, каждый из них соединен с расположенными на соответствующем борту двумя движителями через одинарную реверсивную муфту, при этом носовые движители разных бортов выполнены с ведущими коническими шестернями, связанными между собой поперечным валом с нереверсивными муфтами. 4. Танкер по пп. 1 3, отличающийся тем, что ледоразрушительные устройства выполнены в виде съемных сегментов, установленных на носовых стойках с возможностью поворота и соединенных штоком с гидроцилиндром.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2043261C1

Патент США N 4350114, кл
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

RU 2 043 261 C1

Авторы

Федчишин Виталий Григорьевич

Даты

1995-09-10Публикация

1992-06-23Подача