Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании крупнотоннажных танкеров всепогодного и ледового плавания.
Известны полупогpужные в воду плавсредства типа Трисек, герметизированные корпуса которых находятся в непосредственной близости от поверхности воды, а над волнами возвышается ходовой мостик или платформа.
Однако имеющая открытый контакт с атмосферой подводная часть плавсредства не содержит над ходовым мостиком или платформой уравновешивающего выталкивающую силу и отсоединяемого при аварийной ситуации автономного судна, а также разнесенных по периметру движителей, обеспечивающих повышенную маневренность и мореходность.
Известен также принятый в качестве прототипа полупогружной танкер, содержащий подводный корпус с двигателями и движителями и надводное плавучее средство для команды, соединенное с корпусом по-лыми стойками обтекаемой формы, на передней части которых установлены наклонные ледоразрушительные устройства.
Изобретение предназначено для решения технической задачи повышения маневренности и мореходности полупогружного танкера ледового плавания, которое достигается тем, что в полупогружном грузопассажирском танкере, содержащем подводной корпус с двигателями и движителями и надводное плавучее средство для команды, соединенное с корпусом полыми стойками обтекаемой формы, в передней части которых установлены наклонные ледоразрушительные устройства: стойки в верхней части попарно соединены поперечными платформами, надводное плавучее средство выполнено в виде автономного мореходного судна, размещенного на платформах и удерживаемого замковыми соединениями, в подводном корпусе выполнены боковые прямоугольные уступы с защитными кожухами, в которых размещены движители с регулируемыми лопастями, оси которых перпендикулярны диаметральной плоскости корпуса, при этом оси лопастей каждого из движителей соединены с возможностью поворота с дисками, установленными на подшипниках в нишах, выполненных в вертикальных стенках на корпусе танкера и защитном кожухе уступа соответственно; двигатели размещены по его диаметральной плоскости, при этом каждый из них соединен с расположенными побортно двумя движителями через сдвоенную реверсивную муфту, выполненную с внутренним подпружиненным обратным шлицевым соединением и наружной подвижной спаренной вилкой с боковыми прижимными эксцентриками; двигатели размещены по бортам, каждый из них соединен с расположенными на соответствующем борту двумя движителями через одинарную реверсивную муфту, при этом носовые движители разных бортов выполнены с ведущими коническими шестернями, связанными между собой поперечным валом с нереверсивными муфтами; ледоразрушительные устройства выполнены в виде съемных сегментов, установленных на носовых стойках с возможностью поворота и соединенных штоком с гидроцилиндром.
На фиг. 1 изображен вид предлагаемого танкера с кормы; на фиг.2 то же, вид сбоку; на фиг.3 схема спаренной работы движителей при размещении двигателей в носовой и кормовой частях; на фиг.4 двойная реверсивная муфта; на фиг.5 вид сбоку на движитель с расположенным в нише корпуса тарельчатым редуктором; на фиг.6 схема спаренной работы движителей при боковом размещении двигателей, а также стрелками маневренные возможности танкера; на фиг.7 наклонные ледокольные сегменты, вид сбоку; на фиг.8 то же, вид сверху.
Танкер содержит подводный танк 1, стойки 2 и четыре циклоидных движителя 3. Танкер содержит в верхней части каждой из четырех полых стоек 2 грузовые люки 4.
На поперечных передней 5 и задней 6 платформах удерживается с помощью замковых соединений 7 судно 8. По боковым сторонам танка 1 предусмотрены по всей длине уступы, образующие горизонтальные площадки 9 и вертикальные стенки 10, в нишах 11 которых попарно размещены тарельчатые редукторы 12 движителей 3, лопасти 13 каждого из которых с внешней стороны посажены цапфами 14 на диске 15, установленном в нише 16 защитного фартука 17, в котором на подшипниках посажена ось 18 диска 15. Движители 3 попарно соединены с каждым из двигателей 19 с помощью двойных 20 (фиг.3 и 4 ) или одинарных 21 (фиг.6) реверсивных муфт.
Двойная муфта 20 помимо реверса с помощью штока 22 и спаренной вилки 23 дополнительно обеспечивает посредством поворота левого 24 или правого 25 эксцентриков одновременное (и тоже реверсивное) вращение тарельчатых редукторов 12 движителей 3 в противоположных направлениях путем размыкания внутреннего подпружиненного шлицевого соединения 26 и последующего зацепления с двух сторон конических шестерен 27 и 28 с конической шестерней 29 выходного вала редуктора двигателя, а также возможность передачи момента вращения только на один из движителей 3.
Для возможности продолжения хода (на пониженной скорости) танкера при остановленном одном из боковых двигателей (фиг.6) оси конических шестерен 30 носовых движителей 3 связаны нереверсивными муфтами 31 с поперечным валом 32.
В условиях ледового плавания перед носовыми стойками установлены наклонные ледокольные сегменты 33. Отсеки танка оборудованы верхними люками лацпортами 34.
Танкер работает следующим образом.
Основная загрузка отсеков танка 1 первоначально осуществляется (ориентировочно от уровня n-n') через открытые верхние люки лацпорты 34. При дальнейшей осадке танка 1 до водораздела лацпорты 34 задраиваются и последующая дозагрузка танка 1 осуществляется через грузовые люки 4 стоек 2 до ватерлинии, характеризующейся грузовыми марками шириной 2h, нанесенными на каждую из внешних сторон стоек 2, при этом легко определяется степень неравномерности загрузки отсеков танка 1 по крену и тангажу, и заблаговременно устраняется.
Выставление горизонтальной осадки танкера по уровню ватерлинии 2 может осуществляться дозагрузкой судна 8 при наличии или с учетом команды и пассажиров на его борту.
В случае аварийного повреждения корпуса танка 1 и начала его погружения ниже ветерлинии, экипаж поднимается наверх, дистанционно размыкаются замковые соединения 7, и судно 8 с экипажем, пассажирами, наиболее ценным грузом и судовыми запасами уходит к ближайшему порту или берегу, оставляя (при необходимости) на месте затопления танка аварийный радиобуй.
Так как воздействие энергии волн на подводный танк 1 и надводное судно 8 резко уменьшается, то экипаж и пассажиры имеют повышенный комфорт, независимо от состояния водной поверхности и погодных условий.
В ледовой обстановке наклонные сегменты 35, установленные поворотно на кронштейнах 36, совершают качательные движения с помощью гидросистемы 37 в пределах угла 2 α, облегчая подламывание нижней кромки льда.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОПЛАВКОВЫЙ ГРУЗОПАССАЖИРСКИЙ БУКСИР ПОДВОДНЫХ ПЛАВСРЕДСТВ | 1994 |
|
RU2094305C1 |
ПОПЛАВКОВОЕ СУДНО | 1993 |
|
RU2065370C1 |
ВОЛНОХОД | 1995 |
|
RU2089433C1 |
СДВОЕННАЯ БЕСПЛОТИННАЯ ГИДРОТУРБИНА ФЕДЧИШИНА В.Г. | 1993 |
|
RU2109165C1 |
ПОЛУПОГРУЖНОЕ ЛЕДОКОЛЬНО-ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО | 2011 |
|
RU2443596C1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ | 1994 |
|
RU2125524C1 |
СУДОВОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 1993 |
|
RU2048374C1 |
АРКТИЧЕСКОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ СУДНО С ЛЕДОСТОЙКИМ ПИЛОНОМ | 2008 |
|
RU2389640C1 |
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2286904C1 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПОЛУПОГРУЖНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО ДЛЯ ПЛАВАНИЯ В МОРЯХ С ЛЕДОВЫМ ПОКРОВОМ И НА ЧИСТОЙ ВОДЕ | 2015 |
|
RU2585199C1 |
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании крупномонтажных танкеров всепогодного ( в том числе ледового) плавания. Сущность изобретения: находящаяся ниже уровня волн танк снабжен в верхней надводной части полых стоек обтекаемой формы поперечными платформами, на которых размещено автономное судно, удерживаемое разъемными замковыми соединениями, а танк снабжен боковыми уступами, в нишах вертикальных стенок которых попарно размещены тарельчатые редукторы движителей, внешне оси лопастей каждого из которых поворотно соединены с диском, посаженным своей осью на подшипнике в нише защитного кожуха, при этом двойная реверсивная муфта, соединяющая поперечные валы отбора мощности, дополнительно содержит внутри подпружиненное шлицевое соединение, а снаружи подвижную спаренную вилку с подвижными боковыми эксцентриками. Оси конических шестерен носовых движителей связаны нереверсивными муфтами с поперечным валом. Для возможности плавания танкера в Арктических водах он снабжен в носовой части двумя наклонными качающимися ледокольными сегментами. Использование изобретения обеспечивает повышение безопасности и комфортабельности полупогруженного судна. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.
Патент США N 4350114, кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1995-09-10—Публикация
1992-06-23—Подача