Предлагаемое изобретение относится к электромашиностроению и касается охлаждения статоров жидкостно-заполненной электрической машины.
Известна электрическая машина с аксиальной воздушной вентиляцией. Электрическая машина содержит статор, в пакете которого выполнены аксиальные каналы.
Наиболее близкой к предлагаемой, взятой за прототип, является статор жидкостно-заполненной электрической машины, содержащей герметичный корпус и пакет с каналами для аксиальной вентиляции.
Недостатком данных конструкций является различие скорости охлаждающей среды на входе и выходе из аксиальных каналов. Особенно большое значение имеет изменение (уменьшение) скорости течения жидкости на входе и выходе для жидкостно-заполненных электрических машин при длине пакета l >> D из-за наличия шероховатости стенок канала. Для обеспечения необходимой скорости течения жидкости устанавливают на валу ротора более мощный вентилятор, установка которого приводит к большим потерям. Величина потерь, затрачиваемых на циркуляцию охлаждающей жидкости в жидкостно-заполненных электрических машинах, может составлять до 60% от общего числа потерь.
Цель изобретения состоит в повышении КПД за счет снижения потерь.
Поставленная цель достигается за счет того, что в статоре жидкостно-заполненной электрической машины, содержащей герметичный корпус и пакет с каналами для аксиальной вентиляции, аксиальные каналы выполнены под углом к горизонтальной оси, причем входное и выходное отверстия каждого канала расположены на разных диаметрах. Новизна данного технического решения состоит в новой совокупности известных признаков.
Существенность отличий подтверждается тем, что взаимодействие между собой признаков данной совокупности позволяет получить новое свойство, выраженное в том, что выполнение каналов для прохода жидкости в статор под наклоном, позволяет увеличить скорость прохождения жидкости без увеличения мощности вентилятора за счет использования веса жидкости, расположенной в верхней части аксиального канала по отношению к нижней части канала.
Новое свойство способствует получению сверхсуммарного положительного эффекта, выраженного в повышении КПД за счет снижения потерь путем использования вентилятора меньшей мощности.
На фиг. 1 изображен предлагаемый статор, разрез; на фиг.2 изображен вид по стрелке А на фиг.1.
Предлагаемый статор жидкостно-заполненной электрической машины содержит корпус 1, внутри которого размещен пакет 2, набранный из листов электротехнической стали с выштампованными пазами. В пазы уложена обмотка 3, закрепленная пазовыми клиньями 4. В пакете 2 статора выполнены аксиальные каналы 5 под углом к горизонтальной оси, при этом входное отверстие 6 каждого канала и выходное отверстие 7 размещены на разных диаметрах. Циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется вентилятором, установленным на роторе (на чертеже не показан) по направлению, указанному на чертеже стрелками.
В работающей машине охлаждающая жидкость нагнетается вентилятором в отверстия 6 каналов 5, затем под действием собственного веса жидкость "падает" вниз по каналам 5 и выходит через отверстие 7. Изменением угла α, под которым расположены каналы 5 по отношению к горизонтальной оси, можно получить разные скорости течения жидкости на выходе из аксиальных каналов. При значительных углах α можно отказаться от вентилятора на валу ротора и тем самым значительно повысить КПД.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЖИДКОСТНОЗАПОЛНЕННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1994 |
|
RU2080728C1 |
ЖИДКОСТНО-ЗАПОЛНЕННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2007819C1 |
СПОСОБ ГАЗОВОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2003 |
|
RU2258295C2 |
ЖИДКОСТНО-ЗАПОЛНЕННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2027281C1 |
СПОСОБ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ СЕКЦИОНИРОВАННОГО ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ И СЕКЦИОНИРОВАННЫЙ ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С СИСТЕМОЙ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ | 2008 |
|
RU2358371C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА | 2018 |
|
RU2687560C1 |
ЖИДКОСТНОЗАПОЛНЕННАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2025866C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ЗАКРЫТОГО ИСПОЛНЕНИЯ С ЖИДКОСТНОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ | 2019 |
|
RU2713195C1 |
Электрическая машина | 1991 |
|
SU1820978A3 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА | 2004 |
|
RU2283525C2 |
Сущность изобретения: статор жидкостно-заполненной электрической машины содердит корпус и пакет с каналами для аксиальной вентиляции. Аксиальные каналы 5 выполнены под углом к горизонтальной оси, причем входные 6 и выходное 7 отверстие каждого канала 5 расположены на разных диаметрах. 2 ил.
СТАТОР ЖИДКОСТНОЗАПОЛНЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий корпус и пакет с каналами для аксиальной вентиляции, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД за счет снижения потерь, аксиальные каналы расположены с наклоном к горизонтальной оси, причем входное и выходное отверстия каждого канала расположены на разных диаметрах.
Поспелов Л.И | |||
Конструкция авиационных электрических машин, 1982, с.41. |
Авторы
Даты
1995-10-27—Публикация
1990-12-17—Подача