Изобретение относится к гидроэнергетике, в частности к устройствам для преобразования энергии водяных потоков и морских приливов и отливов в электрическую энергию.
Известна лопасть энергетической установки, содержащая две поворотные створки, шарнирно соединенные между собой и снабженные ограничителями поворота. Каждая створка выполнена в виде соединенного с оболочкой каркаса с системой пересекающихся струн, а ограничители поворота выполнены в виде гибких тяг, закрепленных концами на каркасах (авт. св. N 1255737, кл. F 03 D 3/00, 1986).
Недостатками известной установки являются следующие: 1). При складывании каркасов из двух створок гибкие оболочки при движении против ветра создают излишнюю парусность, что увеличивает аэродинамическое сопротивление при обратном ходе лопастей. Это приводит к снижению КПД. 2). Применение лопастей в водной среде невозможно. Это снижает функциональные возможности установки. 3). В процессе работы лопастей возможно механическое повреждение гибкой оболочки и ее неустойчивая работа, например при водных и снежных осадках, а также пылевых загрязнениях, особенно химически агрессивных, а в случае атмосферных осадков утяжеляется вес лопастей, так как гибкая оболочка будет забиваться снегом или водой.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является энергетическая установка, содержащая корпус, снабженный ротором, размещенным на валу и имеющим лопасти, выполненные в виде поворотных лопаток. Лопасти имеют держатель, прикрепленный к валу. Лопатки установлены с возможностью поворота относительно держателя вокруг осей поворота, направленных параллельно валу. Соответствующие лопаткам упоры расположены в плоскости лопасти и закреплены на держателе. При этом по меньшей мере одна из лопаток лопасти выполнена в виде по меньшей мере двух пластин, установленных с возможностью поворота одна относительно другой вокруг оси, и снабжена фиксаторами. По меньшей мере одна из лопаток каждой лопасти может быть выполнена в виде трех пластин, средняя из которых соединена с возможностью поворота с двумя соседними и снабжена одним фиксатором. Пластины снабжены ограничителями их взаимного поворота в направлении, противоположном направлению вращения вала. Кроме этого дополнительные лопасти разнесены вдоль вала, установлены парами и сгруппированы по меньшей мере в одну секцию, состоящую из "n" пар лопастей. Установка содержит элемент, соединяющий вал с энергопреобразующим устройством, который расположен на валу между двумя секциями пар лопастей (Патент СССР N 1362405, кл. F 03 D 3/00, F 03 B 17/06, 1987).
Недостатками известной энергетической установки являются: 1) сложность конструкции, так как лопасти выполнены из отдельных лопаток, состоящих по меньшей мере из двух пластин; 2) значительная металлоемкость установки из-за большого количества металла, затрачиваемого на ограничители взаимного поворота пластин каждой лопасти; 3) ограниченный диапазон применения из-за невозможности использования установки для преобразования энергии морских приливов и отливов в электрическую энергию.
Заявляемое изобретение направлено на решение технической задачи повышения КПД и улучшения энергетических показателей лопастей рабочего колеса при вращении в водяном потоке за счет снижения гидравлического сопротивления холостого хода лопастей.
Для решения указанной технической задачи в энергетической установке, содержащей корпус, снабженный ротором, размещенным на валу и имеющим лопасти, выполненные в виде поворотных пластин, снабженных фиксаторами и ограничителями, элемент, соединяющий вал с энергопреобразующим устройством, расположенный на валу (согласно изобретению) ротор выполнен в виде по меньшей мере двух рабочих колес, каждое из которых содержит ступицу и закрепленные на ней по меньшей мере три параллельных ряда радиальных спиц с установленными на них ободами, каждая лопасть рабочего колеса выполнена в виде по меньшей мере двух пластин, имеющих общую ось вращения с возможностью разворота пластин каждой лопасти на угол не более 90о в противоположные стороны перпендикулярно оси рабочего колеса во время рабочего хода и складывания навстречу друг другу во время холостого хода, корпус выполнен в виде понтонной платформы, при этом ротор размещен в нижней части корпуса. Кроме этого, спицы среднего обода каждого рабочего колеса служат осями вращения пластин лопастей. Спицы крайних ободов каждого рабочего колеса служат ограничителями поворота пластин каждой лопасти и упорами во время рабочего хода лопасти. Согласно изобретению средний обод каждого рабочего колеса снабжен ребром жесткости, в котором в местах верхних концов складывания пластин каждой лопасти установлен двухсторонний электромагнитный амортизатор-фиксатор, содержащий по меньшей мере два амортизационных башмака с ограничителями хода движения, внутри которых размещена пружина, и катушку соленоида, расположенную внутри ребра жесткости.
Совокупность существенных признаков заявляемого изобретения позволяет достичь следующие технические результаты:
улучшение энергетических показателей лопастей рабочего колеса за счет придания им свойств "утиной лапы", имеющих рабочий и холостой ход с пониженным гидравлическим сопротивлением;
возможность создания автономных источников электроэнергии любой мощности за счет компоновки установки в виде батарейных агрегатов;
получение экологически чистым способом электроэнергии за счет использования энергии водных потоков, морских приливов и отливов, при этом в гидроэнергетике возможно освобождение затопленных земельных площадей, улучшение условий нереста для проходных рыб и естественная регенерация очистных свойств рек;
простота конструкции и возможность изготовления в любых производственных условиях.
На фиг. 1 изображена энергетическая установка при размещении на море, вид сверху; на фиг. 2 вид по стрелке А на фиг. 1 (якоря подняты); на фиг. 3 узел I на фиг. 2; на фиг. 4 и 5 принцип работы рабочего колеса на приливно-отливных течениях; на фиг. 6 энергетическая установка при размещении на реке (береговой вариант), стрелками показано направление течения реки.
Энергетическая установка смонтирована на понтонной платформе 1 (фиг. 1 и 2), которая содержит производственные и бытовые помещения. К производственным помещениям относятся: генераторная 2, колодцы 3 и камера 4. В генераторном помещении 2 находятся электрические генераторы (основной и резервный), аккумуляторы, лебедки подъема и травления якорей, отопительная система. Из генераторного помещения 2 имеются люки для доступа к подшипниковым узлам элемента, соединяющего вал с энергообразующим устройством.
Под понтонной платформой 1 (фиг. 2) ниже уровня воды и максимальной толщины промерзания воды в зимнее время расположен ротор, выполненный в виде по меньшей мере двух рабочих колес 5, установленных на общем валу 6, который вращается в четырех коренных подшипниках, два из которых располагаются в колодцах 3, а остальные два в камере 4, из которой идет цепная передача на редуктор вала электрического генератора.
Каждое рабочее колесо 5 содержит ступицу 7, (фиг. 4-6) к которой с помощью по меньшей мере трех параллельных рядов спиц крепятся три обода 8, 9 и 10. Спицы 11 (фиг. 3) среднего обода 9 каждого рабочего колеса 5 служат осями вращения лопастей, выполненных в виде по меньшей мере двух пластин 12 и 13. Пластины 12 и 13 каждой лопасти шарнирно закреплены на спицах с возможностью поворота на угол не более 90о в противоположные стороны перпендикулярно оси рабочего колеса 5. Спицы 14 (фиг. 4-6), крайних ободов 8 и 10 рабочего колеса 5 служат ограничителями поворота пластин 12 и 13 каждой лопасти и упорами во время рабочего хода лопасти.
На ребре жесткости 15 среднего обода 9 (фиг. 3) каждого рабочего колеса 5, в местах верхних концов складывания пластин 12 и 13 каждой лопасти, установлен двухсторонний электромагнитный амортизатор-фиксатор, предназначенный для фиксации складывания и удерживания пластин 12 и 13 лопасти по среднему ободу 9 при холостом ходе и отталкивания пластин 12 и 13 лопасти в начале рабочего хода для ускорения их разворота. Двухсторонний электромагнитный амортизатор-фиксатор состоит из двух амортизационных башмаков 16 с ограничителями хода движения, внутри которых размещена пружина 17 с гильзой 18. Внутри ребра жесткости 15 обода 9 смонтирована двухсекционная катушка соленоида 19 с разным направлением навивки обмотки, закрытая с обеих сторон крышками 20 с уплотнениями, защищающими обмотку от попадания влаги. Внутри среднего обода 9 проходит канал, в котором размещен питающий кабель 21 с отводами к катушкам соленоида (по числу лопастей). Удерживание пластин 12 и 13 лопастей в состоянии холостого хода автоматически регулируется до их перехода в рабочую зону (изменением полярности электромагнитов пластины 12 и 13 лопасти отталкиваются в разные стороны).
При размещении энергетической установки на реке (фиг. 6) следует учитывать постоянное направление течения для подбора оптимальной глубины погружения рабочего колеса 5. Один из концов ведущего вала 6 находится в подшипнике ступицы 22, расположенной на стойке 23, установленной на фундамент 24, размещенный на дне реки. Другой конец ведущего вала 6 проходит через подшипниковый узел с сальником 25 в прибрежный колодец 26, имеет на конце ведущую звездочку и с помощью цепной передачи передает вращение на редуктор вала электрического генератора, установленного в генераторной на берегу реки.
Энергетическая установка крепится к речному или морскому дну четырьмя якорями 27, места установки которых обозначаются буерепами (фиг. 1). На палубе понтонной платформы 1 установлены причальные кнехты 28 (фиг. 1 и 2). Для якорей 27 имеются канатные ящики, куда лебедками убираются цепи во время транспортного положения при буксировке.
Энергетическая установка работает следующим образом.
При вращении рабочих колес 5 по направлению движения водяного потока, на одной половине пластины 12 и 13 лопастей полностью раскрыты (зона рабочего хода), при этом у другой половины лопастей пластины 12 и 13 сжаты и фиксированы относительно среднего обода 9 (зона холостого хода). По мере выхода каждой лопасти из зоны холостого хода пластины 12 и 13 отталкиваются друг от друга изменением полярности электромагнитов амортизаторов- фиксаторов и пружины 17, и под действием движущейся массы жидкости упираются в спицы крайних ободов 8 и 10 рабочего колеса 5, создавая крутящий момент передаваемый на общий вал 6, с которого механическое вращение передается на вал электрического генератора, вырабатывающего электрическую энергию.
Энергетическая установка (береговой вариант) может быть размещена на реках со скоростью течения воды не менее 3 км/ч, при этом рабочие колеса 5 должны быть размещены ниже уровня сезонного промерзания воды.
При размещении энергетической установки (или нескольких) вдоль морского побережья для использования приливно-отливных течений в зависимости от осадки, расположение ее выбирается с учетом наименьшей глубины при отливе. Вращение рабочих колес 5 осуществляется в одну сторону независимо от прилива или отлива, так как при этом изменяется положение зон холостого и рабочего хода на противоположные (фиг. 4 и 5).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ИЗ ВОЗДУХА | 1992 |
|
RU2062838C1 |
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ИЛИ РАССЕИВАНИЯ ОБЛАКОВ | 1992 |
|
RU2042318C1 |
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫЗЫВАНИЯ ДОЖДЯ | 1991 |
|
RU2017399C1 |
Способ очистки воды от взвешенных и растворенных примесей | 1990 |
|
SU1829964A3 |
Устройство для сбора питьевой воды из воздуха | 1990 |
|
SU1751608A1 |
Дымовая труба-градирня | 1988 |
|
SU1813869A1 |
Дымовая труба | 1983 |
|
SU1114857A1 |
БЕРЕГОВАЯ МНОГОЯРУСНАЯ ГИДРОТУРБИНА, РАБОТАЮЩАЯ В СВОБОДНОМ ПОТОКЕ РЕК | 1996 |
|
RU2138681C1 |
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 1994 |
|
RU2086465C1 |
УСТРОЙСТВО ОТБОРА ЭНЕРГИИ ТЕКУЧЕЙ СРЕДЫ | 2008 |
|
RU2388931C1 |
Сущность: корпус снабжен ротором, размещенным на валу и имеющим лопасти. Лопасти выполнены в виде поворотнных пластин, снабженных фиксаторами и ограничителями. Элемент соединяет вал с энергообразующим устройством. Ротор выполнен в виде рабочих колес, содержащих ступицу и закрепленные на ней параллельные ряды радиальных спиц с установленными на них ободами. Каждая лопасть выполнена в виде пластин, имеющих общую ось вращения с возможностью разворота пластин каждой лопасти на угол не более 90° в противоположные стороны перпендикулярно оси рабочего колеса во время рабочего хода и складывания навстречу друг другу во время холостого хода. Корпус выполнен в виде понтонной платформы. Ротор размещен в нижней части корпуса. Спицы среднего обода каждого колеса служат осями вращения пластин. Спицы крайних ободов служат ограничителями поворота пластин каждой лопасти и упорами во время рабочего хода лопасти 4 з. п. ф-лы, 6 ил.
SU, N 1362405, кл | |||
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Авторы
Даты
1995-11-10—Публикация
1992-07-14—Подача