Изобретение относится к искусству графики и может быть использовано в оригинальном художественном творчестве, в художественных, декоративно-прикладных или иных целях.
Известные виды печати по классификации форм разбиты на три типа:
1. Высокая печать, или печать с рельефа, когда изображение на печатной форме рельефно, а пробелы между элементами изображения углублены. Краска при печати наносится на рельефные, высокие места формы и не попадает в углубления. Рисунок, таким образом, образует рельефные, а не углубленные места печатной формы. К формам высокой печати относят линогравюру, ксилографию, цинкографию.
2. Глубокая печать или печать с углубления, когда изображение прорезано в глубь печатной формы и краска забивается только в углубления, из которых при печати и передается на бумагу. С общей поверхности формы, т. е. с тех мест, которые на бумаге должны остаться белыми, краска снимается. К формам глубокой печати относятся: резцовая гравюра на меди и стали, офорт, меццо-тинто, гелиогpавюра, глубокая ракельная печать.
3. Плоская печать, когда рельеф и углубление на форме почти отсутствуют. Здесь печатающие части формы и не печатающие лежат в одной плоскости. К плоской печати относят, например, литографию.
Известные способы глубокой печати имеют ряд недостатков.
1. Для изготовления печатной формы используются дорогостоящие материалы: медные, цинковые или иные металлические пластины.
2. Печатание гравюр осуществляют дорогостоящей типографской или литографической краской, не поступающей в свободную продажу (в составе этой краски входит дефицитный пигмент, добываемый в Германии). Применяемые в офорте краски сильно пачкаются, с трудом и не всегда отмываются.
3. Технология изготовления печатной формы очень сложна. В одних случаях (например, офорт в технике "сухая игла") сказывается сопротивление материала. Извлечение металлической стружки, прорезывание углублений в металле дело очень трудоемкое. В других случаях возникает необходимость в осуществлении ряда операций по обеспечению химического процесса (например, офорт-травление).
4. Довольно сложен процесс подготовки печатной формы к печатанию оттисков. Сложность состоит в том, что краску с выпуклых элементов печатной формы (с участков, образующих пробельные элементы) приходится удалять, а это не просто. Печатная краска, обладающая высокой адгезионной прочностью, т. е. способностью "прилипать" к поверхности, удаляется с большим трудом и не до конца, вследствие чего печатная форма "тенит" и изображение в оттиске получается на сероватом фоне. Высокой адгезионной прочностью типографской (литографской) краски объясняется также невозможность применения линолеума, дерева или иных материалов в качестве формного материала для изготовления печатной формы в способах глубокой печати.
Прототипом предлагаемого способа является линогравюра (ксилография). Основным графическим средством в линогравюре, как и в ксилографии, является белая линия на общем черном фоне. Здесь линии, выбираемые резцовым инструментом, в оттиске получаются белыми. Эффект глубокой печати, т. е. темная линия на общем светлом фоне, эффект получения сложных штриховых пятен в виде темных многократно пересекающихся линий на общем белом фоне в линогравюре (ксилографии) практически невозможен. Ведь каждую линию, которую в оттиске хотят получить темной, приходится обрезать с двух сторон [1]
Изображение с линолеума печатают дорогостоящей типографской краской. Это ограничивает сферу применения линогравюры.
Целью предлагаемого способа является расширение изобразительных возможностей линогравюры (ксилографии), достижение в ней эффекта глубокой печати.
Цель осуществляется следующим образом. Гравюру на линолеуме или пластмассовых пластинах формируют не методом высокой печати, а методом глубокой печати (как, например, в офорте). Таким образом, линии, выбираемые резцовым инструментом, в оттиске должны получаться темными на общем светлом фоне, а не наоборот, как мы это имеем в традиционной линогравюре (ксилографии).
Для печатания гравюры применяют специальную пасту, состоящую из густого обойного клея в смеси с водным красителем. Рельефную пасту краситель приготавливают следующим образом. Обойный клей холодной водой замешивают до образования тестообразной массы. Например, одну часть сухого порошка заливают двумя-тремя частями холодной воды. Спустя примерно сутки, когда растворятся комки, в массу добавляют водный краситель, например чернила "Радуга", гуашь и т. д. Краситель добавляют в количестве, необходимом для получения желаемой цветовой интенсивности (цветовой насыщенности). Массу хорошо перемешивают с красителем и по мере необходимости добавляя воду, доводят до пастообразного состояния. Качественно приготовленная паста не должна содержать комков и должна легко удаляться с поверхности печатной формы с помощью, например, резинового шпателя.
Приготовленную пасту-краситель сплошным слоем наносят на печатную форму, покрывая как глубокие, так и выступающие участки печатной формы. Бумагу (несущий материал), не увлажняя, кладут на печатную форму и на офортном станке протаскивают под рейбером. Если печатание осуществляют вручную, то пользуются ручным рейбером (фиг. 1). Рейбер, перемещаясь по несущему материалу, выдавливают пасту с выпуклых участков печатной формы. Оставаясь в углублениях, паста оттискивается на несущий материал. При печатании вручную бумагу для оттисков следует брать не слишком толстую. Гравюру можно печатать и на ткани. Ткань при печатании накрывают листом бумаги. Если в процессе печатания гравюры на бумагу последняя в отдельных местах приклеивается к печатной форме и ее отделение от печатной формы затруднено, то к пасте добавляют немного машинного масла. Пастой можно покрывать не всю поверхность печатной формы, а лишь часть ее. В этом случае пасту рельефным слоем наносят, например, по всей длине поля печатной формы. Рейбер в процессе печатания разнесет пасту по всей поверхности печатной формы, заполняя все углубления и выдавливая пасту с выступающих участков печатной формы. Ясно, что печатающую пасту можно наносить и непосредственно на несущий материал.
Изображение изготовленного таким образом гравюрного оттиска, как и в традиционном офорте получается на сероватом фоне. Но если в оттиск, отпечатанный типографской краской уже не возможно вносить какие-либо изменения, то в офорте на линолеуме возможны как авторские дополнения, так и самая разнообразная корректура. Так, если в пасте содержится химически активный краситель (чернила "Радуга"), то с помощью полимерной кисти, либо иначе, каким-либо отбеливающим составом ("Белизна", "Тексанит") можно отбеливать те или иные участки в оттиске. Ясно, что отбеливание можно производить и дополнительной печатной формой, получая принципиально новые для офоpта художественные решения.
Если же теневой фон вообще нежелателен, т. е. в случае, когда изображение должно быть на совершенно белом листе бумаги (фиг. 2), поступают так: густо нанесенный на поверхность печатной формы слой пасты удаляют с помощью, например, резинового шпателя. Паста легко и полностью снимается с выступающих участков печатной формы вследствие слабой адгезийной прочности. Затем оттиск печатают в плоскопечатных машинах следующим образом. На печатную форму кладут несущий материал (бумагу, ткань), поверх кладут мягкий декель, применяя давление, снимают оттиск.
В качестве несущего материала (оконечного носителя) можно использовать гипс. Так как линии и штрихи получаются рельефными (достигается максимально черно-белый контраст), гравюра приобретает исключительную выразительность. Важно и другое обстоятельство: применение гипса дает возможность получать как эффект глубокой печати (офорт черный штрих на общем фоне), так и эффект высокой печати (линогравюра белый штрих на общем черном фоне). Способ состоит в том, что углубления печатной формы, выполненной методом глубокой печати, заполняют черным (белым) гипсовым раствором, остатки которого удаляют шпинделем с выпуклых участков, после чего печатную форму заливают белым (черным) гипсовым раствором. После "схватывания" растворов печатную форму за уголок отделяют от несущего материала. Гравюра на гипсе готова.
Офорт на линолеуме, а также гравюра на гипсе отличаются технологической простотой, а художественная выразительность их столь необычны, что можно смело утверждать: предложенная технология будет способствовать дальнейшему развитию искусства графики, позволит создавать принципиально новый художественный продукт.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГРАВЮРНЫХ ОТТИСКОВ | 1991 |
|
RU2011543C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МОНОТИПИИ | 1998 |
|
RU2148001C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКЕ | 2003 |
|
RU2246138C1 |
Способ изготовления гравюрных оттисков | 1990 |
|
SU1757912A1 |
Способ изготовления гравюрного оттиска | 2021 |
|
RU2796058C2 |
Способ изготовления гравюрных оттисков | 1984 |
|
SU1194696A1 |
Способ изготовления гравюрных оттисков | 1981 |
|
SU1050903A1 |
Способ воспроизведения авторских рисунков на металлографской доске методом углубленной гравюры и травильный раствор для его осуществления | 2019 |
|
RU2696576C1 |
ЦЕННЫЙ ДОКУМЕНТ | 2002 |
|
RU2324599C2 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ЦЕННЫХ БУМАГ | 1999 |
|
RU2177880C2 |
Использование: способ изготовления гравюрных оттисков используется в графике и может быть использован в художественном творчестве, а также в декоративно-прикладном искусстве. Сущность изобретения: способ изготовления гравюрных оттисков заключается в том, что изготавливают форму глубокой печати из линолеума, после чего снижают оттиск под давлением с помощью рельефной нанесенной на форму пасты, причем в качестве пасты используют густо замешанный обойный клей, смешанный с водным красителем. 2 ил.
Способ изготовления гравюрных оттисков, заключающийся в том, что изготавливают форму глубокой печати из линолеума, после чего снимают оттиск под давлением с помощью рельефной нанесенной на форму пасты, отличающийся тем, что в качестве пасты используют густозамешанный обойный клей, смешанный с водным красителем.
Юному художнику/ Под ред | |||
В.В | |||
Журавлева.- М.: Академия художеств СССР, 1963, с.264 - 272. |
Авторы
Даты
1996-11-20—Публикация
1992-03-03—Подача