Предлагаемое изобретение относится к области промышленного машиностроения, в частности, к двигателям внутреннего сгорания.
Известен 4-тактный двигатель внутреннего сгорания 1, который содержит цилиндр, поршень с уплотнительными кольцами, запальную свечу, шатунно-кривошипный механизм и маховик. Полный цикл совершается за два оборота маховика, за первый оборот выполняются два такта (всасывание и сжатие рабочей смеси) и за второй оборот два следующих такта (рабочий ход и выхлоп отработанных газов).
Известен 2-тактный двигатель внутреннего сгорания 2, который имеет устройство такое же, как и 1, но полный цикл совершается за один оборот маховика, что достигается за счет того, что рабочая смесь всасывается в картер двигателя, где подвергается предварительному сжатию, а затем перепускается в цилиндр двигателя.
Также известен двигатель внутреннего сгорания (дизель) 3, который имеет устройство такое же, как и два первых, но отличие заключается в том, что всасывается и сжимается воздух, а горючее под давлением подается в цилиндр в конце сжатия, после чего и происходит самовоспламенение смеси.
Известен двигатель Ванкеля 4, который принципиально отличается от всех предыдущих, так как не имеет поршня, цилиндра и шатунно-кривошипного механизма. Двигатель имеет поршень-ротор с тремя выступами, поршень-ротор под воздействием специального эксцентрика совершает эпициклическое движение. Во время работы двигателя в объемах, ограниченных внутренней поверхностью статора и каждой стороной поршня-ротора, происходят процессы по четырехтактному циклу. Энергия горения рабочей смеси передается непосредственно на обод маховика двигателя.
Известен "Ротационный двигатель" 5, заявка ФРГ N 2910304, кл. F 02 B 53/08, публикация 25.09.80 г. который содержит цилиндр, поршень с шатунно-кривошипным механизмом и ротор с тремя полостями. Поршень двигателя через перепускное отверстие в статоре проталкивает сжатую рабочую смесь непосредственно в полость ротора. За счет поворота ротора перепускное отверстие закрывается, и рабочая смесь оказывается в замкнутом объеме, где она воспламеняется от запальной свечи и происходит ее горение. При дальнейшем повороте ротора, полость соединяется с выпускным отверстием и происходит выхлоп. Наиболее близким по техническому решению и принципу действия к предлагаемому изобретению (прототипом) является устройство 5.
Недостатки прототипа:
1. Горение рабочей смеси происходит в замкнутом объеме, при этом создается очень высокое избыточное давление, но вращательного момента в этот период не возникает.
2. Вращательный момент возникает только во время выхлопа, причем, для создания максимально возможного повышения коэффициента полезного действия выхлопное отверстие должно иметь достаточно большой диаметр.
С целью устранения указанных недостатков и повышения КПД двигателя предлагаемое изобретение выполнено так, что первая половина рабочего цикла (всасывается и сжатие рабочей смеси) происходит аналогично прототипу 5, а вторая половина рабочего цикла имеет принципиальное отличие, а именно: горение рабочей смеси происходит в специальной камере сгорания, расположенной на ободе статора, а продукты горения (газы) через направляющее сопло по траектории близкой к касательной устремляются в полость ротора.
Предлагаемое изобретение графически изображено на фиг.1 и фиг.2.
Здесь изображен двухцилиндровый двигатель, хотя в принципе число цилиндров может быть изменено в любую сторону в зависимости от мощности двигателя и условий его эксплуатации.
Двигатель содержит цилиндр 1, поршень 2 с шатунно-кривошипным механизмом 3. В головке цилиндра расположены впускной 4 и перепускной 5 клапана. Камера сгорания 6 расположена на ободе статора 14 имея сферическую форму с одной стороны через канал перепускного клапана 5 соединена с цилиндром двигателя 1, а с другой стороны через направляющее сопло 9 соединена с полостью статора. Направляющее сопло выполнено заподлицо с внутренней поверхностью статора 14. Причем цилиндр двигателя, камера сгорания и статор жестко соединены между собой. Полость статора имеет вид цилиндра с двумя крышками фиг. 2.1. В полости статора установлен ротор на подшипниках, закрепленных в крышках статора. Ротор одновременно выполняет и роль маховика. Ротор по периметру плотно прилегает к внутренней поверхности статора и по периметру имеет несколько полостей 10, в которые поочередно через направляющее сопло устремляются продукты горения рабочей смеси и приводят ротор во вращательное движение. В одной из крышек выполнено отверстие для вала отбора мощности фиг. 2.2. который через систему шестерен связанc шатунно-кривошипным механизмом поршня цилиндра.
Рассмотрим принцип действия предлагаемого изобретения фиг 1. Поршень 2, находясь в крайней верхней точке, начинает движение "вниз" при этом через открытый впускной клапан 4 происходит всасывание топливо-воздушной смеси. Достигнув крайней "нижней" точки, поршень, совершая возвратно-поступательное движение, начинает двигаться "вверх". Впускной клапан закрыт, происходит сжатие топливо-воздушной смеси и через открытый перепускной клапан 5 перекачка ее в камеру сгорания 6. Как только поршень достигает крайней "верхней" точки, перепускной клапан перекрывает канал, поршень идет вниз, повторяя тот же цикл, а в камере сгорания от запальной свечи 7 воспламеняется топливо-воздушная смесь. В этот момент ротор-маховик двигателя 8, совершая вращательное движение, открывает направляющее сопло 9, и газы под большим давлением попадает в полость ротора-маховика 10, ударяют в рабочую лопатку ротора-маховика 11, передавая ему накопленную энергию. За время рабочего хода под действием давления газов ротор-маховик совершает поворот на 60oC, (поршень за это время совершает движение от крайней "верхней" точки до крайней "нижней" точки), открывает выпускное сопло 12 и газы выходят в атмосферу. В этот момент камера сгорания через направляющее сопло и полость ротора-маховика соединена с выпускным соплом, происходит продув системы. Затем одновременно поршень начинает движение вверх (сжатие), а ротор-маховик выступом 13 перекрывает направляющее сопло и обеспечивает замкнутость камеры сгорания, необходимую для сжатия топливо-воздушной смеси. Этот цикл многократно повторяется.
Ротор-маховик двухцилиндрового двигателя имеет три полости с рабочими лопатками и три выступа делящих обод ротора-маховика на шесть равных частей, причем выступы ротора-маховика плотно прилегаютк внутренней поверхности статора и исключают возможность утечки топливо-воздушной смеси в момент сжатия.
Поршни двухцилиндрового двигателя жестко соединены между собой так, что когда первый поршень находится в крайней "верхней" точке, то второй поршень находится в крайней "нижней" точке. Это обеспечивает то, как только кончается горение топливо-воздушной смеси в камере сгорания первого цилиндра, сразу же начинается горение в камере сгорания второго цилиндра и воздействие газов на ротор-маховик происходит непрерывно.
За один полный поворот ротора-маховика каждый поршень успевает выполнить три цикла, а ротор-маховик испытывает шестиразовое воздействие газов. Ротор-маховик установлен в полости статора на подшипниках, закрепленных в крышках статора. В одной из крышек выполнено отверстие для вала отбора мощности, который через систему шестерен связан с шатунно-кривошипным механизмом.
Предлагаемое изобретение имеет ряд преимуществ перед прототипом:
1. Камера сгорания имеет форму, близкую к идеальной, а это обеспечивает более полное сгорание топливо-воздушной смеси и снизит токсичность выхлопных газов.
2. Поскольку в камере сгорания полностью отсутствуют трущиеся поверхности, внутреннюю поверхность ее можно выполнить из жаропрочной керамики.
3. Перепускной клапан изолирует камеру сгорания от полости цилиндра и это исключает возможность детонации, можно увеличить степень сжатия рабочей смеси, что в совокупности с п.1 повысит КПД двигателя.
4. Возможно создание двигателя, работающего по принципу дизеля.
5. за счет изоляции камеры сгорания двигатель становится менее критичным к октановому числу топлива, а это представляет возможность создать двигатель, работающий на различных видах топлива.
Предлагаемое изобретение может быть использовано во всех областях деятельности человека. Например, в лесной промышленности для создания легких переносных бензопил, в автомобильной промышленности, в железнодорожном и морском транспорте, в авиации и т.д.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РОТОРНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ АРУТЮНОВА | 2008 |
|
RU2406836C2 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2004 |
|
RU2297545C2 |
КОЛОВРАТНЫЙ ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ЛОПАСТНОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1993 |
|
RU2068105C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ПАРОГАЗОВОГО ТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ДВИГАТЕЛЬ | 2015 |
|
RU2583493C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2011 |
|
RU2516040C2 |
СПОСОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АДИАБАТНОГО ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСКОЛЬКИХ ВИДОВ РАБОЧЕГО ТЕЛА В УСТРОЙСТВАХ И АДИАБАТНЫЙ РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ "ЮРНИКВАСА" | 1992 |
|
RU2053396C1 |
РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС РОТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ПО СПОСОБУ АРУТЮНОВА И КОНСТРУКЦИЯ РОТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ АРУТЮНОВА | 2009 |
|
RU2413080C2 |
СИЛОВАЯ ГИБРИДНАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТЫ) | 2017 |
|
RU2705320C1 |
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2098644C1 |
РОТОРНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТИГУНЦЕВА | 2011 |
|
RU2484271C2 |
Использование: двигателестроение. Сущность изобретения: двигатель имеет цилиндр с шатунно-кривошипным механизмом, кинематически связанный с валом узла отбора мощности. В головке цилиндра имеются впускной и перепускной клапаны. Через перепускной клапан цилиндр связан с камерой сгорания, которая расположена на ободе статора, имеет сферическую форму, и с другой стороны через направляющее сопло соединена с полостью статора. Цилиндр двигателя, камера сгорания и статор двигателя жестко соединены между собой. Полость статора имеет вид цилиндра с двумя крышками. В полости статора установлен ротор на подшипниках, закрепленных в крышках статора. Ротор одновременно выполняет и роль маховика двигателя. Ротор по периметру плотно прилегает к внутренней поверхности статора и по периметру имеет несколько полостей, в которые поочередно через направляющее сопло устремляются продукты горения рабочей смеси и приводят ротор во вращательное движение. В одной из крышек выполнено отверстие для вала отбора мощности. 3 з.п.ф-лы, 2 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
В.Н | |||
Болтинский | |||
Теория, конструкция и расчет тракторных и автомобильных двигателей | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Под ред | |||
А | |||
С | |||
Орлина, М.Г | |||
Круглова | |||
Двигатели внутреннего сгорания | |||
Теория поршневых и комбинированных двигателей. |
Авторы
Даты
1997-03-10—Публикация
1994-02-18—Подача