Изобретение относится к лесному хозяйству, в частности к способам подготовки площадей для рубок ухода.
Известен способ лесозаготовок (I), при котором валочно-погрузочная машина совершает рабочий ход, транспортируя за собой транспортное средство, на которое укладывает срезанные деревья до полной загрузки. Загруженное прицепное транспортное средство транспортируется тягачом в направлении, обратном набору воза. Подача же порожнего транспортного средства осуществляется тягачом задним ходом, или валочно-погрузочная машина возвращается вхолостую к месту стоянки резервного транспортного средства и вместе с ним по прежней колее возвращается к месту валки.
Так как в основе организации движения транспорта в известном способе лежит система лесовозных усов, то машинно-тракторные агрегаты осуществляют многократный проход по одному и тому же следу, в том числе и задним ходом с прицепом, что существенно влияет на сохранность покрова, колееобразование, уплотнение почвы, а также снижает производительность работ.
Способ подготовки площадей для рубок ухода (2), принятый в качестве прототипа включает совокупность операций, включая подготовительные работы, разрубку трелевочных волоков, срезание (валка) подлежащих удалению из насаждений деревьев, обрубку сучьев на срубленных деревьях, подтаскивание к линии трелевки, укладку в пачки, трелевку и вывозку заготовленной древесины.
Основой почти всех схем проведения рубок ухода является разбивка территории рубок ухода системой трелевочных волоков на участки (пасеки).
Пасечные технологические коридоры (волока) прокладывают, как правило, перпендикулярно квартальной сети параллельно друг другу с учетом направления последующей вывозки заготовленного лесоматериала. Пасечные технологические коридоры соединяются с погрузочным пунктом (верхним складом) магистральными технологическими коридорами, являющимися, чаще всего, квартальными просеками. Технологическая сеть каждого участка создается таким образом, чтобы она являлась составной частью единой технологической сети квартала.
При заезде в место сбора древесины, сборе и вывозке ее подъемно-транспортными машинами (или валки-транспортировки валочно-транспортными машинами) агрегат движется прямым ходом, так как большая длина подъемно-транспортной (валочно-транспортной) машины, ограниченная ширина коридора не позволяют ей развернуться. По этой же причине, а также сложности маневра длинно-базовой машиной в условиях с наличием препятствий (пней, валежника и т.п.) затруднено движение задним ходом на расстояние более 15 20 м. Все это с точки зрения эксплуатации машинно-тракторных агрегатов приводит к нерациональной организации движения, неоправданным холостым пробегам, многократным проходам агрегата по одному следу, сказывается отрицательно на лесной среде и снижает производительность работ.
Целью изобретения является уменьшение техногенного воздействия на лесную среду, повышение производительности работ при рубках ухода.
Предлагаемым способом предусматривается подготовка погрузочных пунктов, пасечных и магистральных технологических коридоров, а также подготовка (вырубка) в пасеках перпендикулярно пасечному технологическому коридору трапецеидальных площадок для разворота подъемно-транспортной машины длиной (высотой), равной ее длине, с основаниями: прилегающим к пасечному коридору, равным двум ширинам; удаленному от него полуторной ширине машины, причем площадки располагаются друг от друга на расстоянии, определяемом по выражению
где lпл расстояние между площадками для разворота, м;
G грузоподъемность подъемно-транспортной машины, м3;
l длина стрелы манипулятора, м;
U интенсивность рубок ухода, м3га.
Перечисленные существенные признаки обеспечивают решение поставленной задачи и соответствие изобретательскому уровню.
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемый способ отличается подготовкой (вырубкой) перпендикулярно пасечному технологическому коридору трапецеидальных площадок для разворота подъемно-транспортной машины длиной (высотой), равной ее длине, с основаниями прилегающим к пасечному коридору, равным двум ширинам, удаленному от его полуторной ширине машины, причем площадки располагаются друг от друга на расстоянии, определяемом по предлагаемому выражению.
Предлагаемый способ является совершенствованием известных способов подготовки площадей для рубок ухода. Реализация его технически возможна, применение реально и экономически целесообразно. Этот способ позволит снизить техногенное воздействие на лесную среду, что особенно актуально в настоящее время.
Сущность предлагаемого способа поясняется чертежом, на котором изображена технологическая сеть участка и вырубаемые площадки для разворота машины.
Наряду с обозначением на нем расстояния lпл между площадками для разворота обозначены параметры площадки: lм длина (высота) площадки равна длине подъемно-транспортной машины; основания, равные двум и полуторной ширине машины Bм.
Технологическая сеть участка может подготавливаться любым известным способом, как с помощью бензопил, так и валочно-сучкорезно-раскряжевочных машин (харвестеров), при этом нет необходимости убирать лесоматериал с пути движения подъемно-транспортной машины. Подъемно-транспортная машина, двигаясь по пасечному коридору, с помощью манипулятора осуществляет сбор и погрузку заготовленной древесины как с коридора, так и с пасеки. Так как расстояние между площадками для разворота определено исходя из параметров машины и интенсивности рубок ухода, то к моменту подхода к площадке кузов подъемно-транспортной машины будет заполнен. Осуществив разворот машины на площадке, оператор направляет ее к погрузочному пункту, где осуществляется ее разгрузка. После разгрузки подъемно-транспортная машина возвращается по своим следам к месту сбора и погрузки древесины. Далее процесс повторяется. Благодаря движению преимущественно прямым ходом лесной среде наносится меньший вред, повышается рейсовая скорость, т.е. производительность.
Параметры трапецеидальных площадок длина (высота) и основания, равные двум и полуторной ширине машины, обусловлены минимально возможной площадью, необходимой для разворота машины.
При интенсивности рубок ухода 40 м3/га, длине стрелы манипулятора 5 м и грузоподъемности подъмно-транспортной машины 5 м3 расстояние между площадками для разворота составит 125 м. Как показывает расчет, площадь вырубаемых площадок для разворота на 1 га не превысит 0,3 поэтому существенно не скажется на запасе древесины.
Источники информации
Авторское свидетельство 965397, кл. A 01 G 23/08, 1982.
Гильц Н.Р. и др. Несложные рубки леса. М. Л.П. 186, с. 33-36.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИ УЧАСТКА ЛЕСА ДЛЯ МАШИННОЙ ТЕХНОЛОГИИ РУБОК УХОДА | 2003 |
|
RU2249942C2 |
СПОСОБ ЛЕСОВОДСТВА | 2003 |
|
RU2317701C2 |
СПОСОБ ЗАГОТОВКИ ДЕРЕВЬЕВ ПРИ РУБКАХ УХОДА ЗА ЛЕСОМ | 1997 |
|
RU2175187C2 |
ВАЛОЧНО-ТРАНСПОРТНАЯ МАШИНА | 1995 |
|
RU2120737C1 |
ЛЕСОТРАНСПОРТНАЯ МАШИНА | 1997 |
|
RU2150396C1 |
Способ формирования насаждений, выполняющиих защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции | 1986 |
|
SU1521383A1 |
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ НАСАЖДЕНИЙ | 1995 |
|
RU2105464C1 |
МАШИНА ДЛЯ РУБОК УХОДА ЗА ЛЕСОМ | 1996 |
|
RU2121265C1 |
СПОСОБ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ЛЕСА | 2003 |
|
RU2286667C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕЛЕВКИ ДРЕВЕСИНЫ | 1995 |
|
RU2074825C1 |
Использование: в лесном хозяйстве. Сущность изобретения: в пасеках перпендикулярно пасечному технологическому коридору вырубают площади в виде трапеций для разворота подъмно-транспортных машин. Большее основание каждой трапеции расположено на одной из сторон пасечного коридора и равно удвоенной ширине машины, меньшее основание трапеции равно полуторной ширине машины, а высота трапеции или длина площади равна длине машины. Площадки расположены друг от друга на расстоянии , где lпл - расстояние между площадками, м; G - грузоподъемность подъемно-транспортной машины, м3; l - длина стрелы манипулятора, м; И - интенсивность рубок ухода, м3/га. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
lп л G/2lU,
где lп л расстояние между площадками, м;
G грузоподъемность подъемно-транспортной машины, м3;
l длина стрелы манипулятора, м;
U интенсивность рубок ухода, м3/га.
Гильц Н.Р | |||
и др | |||
Несплошные рубки леса | |||
- М.: Лесная промышленность, 1986, с.33 - 36. |
Авторы
Даты
1997-04-27—Публикация
1995-08-21—Подача