Изобретение относится к транспорту и, в частности, касается конструирования амфибийных транспортных средств, предназначенных для перемещения как по снегу, так и по воде.
Известны аэросани-амфибия, содержащие корпус, на котором установлен моторный отсек совместно с движителем в виде воздушного винта, связанного с двигателем, расположенным в моторном отсеке, при этом корпус смонтирован на лыжном шасси посредством центрального носового амортизирующего элемента и двух бортовых кормовых амортизирующих элементов (патент США N 2331561, кл. B 62 M 27/00, опубл. 1943).
Однако известные аэросани обладают недостаточной проходимостью.
Технический результат от внедрения изобретения заключается в повышении проходимости аэросаней.
Это достигается тем, что аэросани-амфибия содержат корпус, на котором установлен моторный отсек совместно с движителем в виде воздушного винта, связанного с двигателем, расположенным в моторном отсеке, при этом корпус смонтирован на лыжном шасси посредством центрального носового амортизирующего элемента и двух бортовых кормовых амортизирующих элементов, лыжное шасси выполнено в виде единой лодки-лыжи, а бортовые кормовые амортизирующие элементы корпуса расположены на бортах этой лодки-лыжи.
Кроме того, каждый из амортизирующих элементов может включать в себя витую пружину и соосный с ней гидроамортизатор, который шарнирно закреплен концами соответственно на лодке-лыже и корпусе, при этом продольная ось носового амортизирующего элемента расположена под углом к вертикали и обращена своей верхней частью в сторону кормы лодки-лыжи, а продольные оси кормовых амортизирующих элементов расположены вертикально.
Кроме того, корпус присоединен к лодке-лыже также посредством одной продольной центральной тяги и двух поперечных тяг, которые расположены параллельно друг другу соответственно в передней и задней частях корпуса одна спереди, а другая сзади его центра масс, при этом один концы поперечных тяг шарнирно подсоединены к корпусу со стороны одного из бортов лодки-лыжи, а другие шарнирно связаны с лодкой лыжей со стороны ее противоположного борта, причем упомянутая продольная тяга шарнирно связана с корпусом и кормовой оконечностью лодки-лыжи.
Кроме того, днище лодки-лыжи может быть выполнено с малой килеватостью и с двумя продольными реданами, при этом центральная часть днища между реданами покрыта слоем пластика, преимущественно полиэтилена.
Кроме того, аэросани-амфибия могут быть снабжены установленными на лодке-лыже управляемыми поворотными рулем-коньком и транцевой плитой.
На фиг. 1 показаны аэросани-амфибия, вид сбоку; на фиг. 2 то же, вид сверху; на фиг. 3 разрез А-А на фиг.1
Аэросани-амфибия имеют лыжное шасси в виде лодки-лыжи 1, на которой посредством упругих амортизирующих элементов 2 установлен корпус 3 с салоном 4 и моторным отсеком 5. Моторный отсек 5 отделен от салона 4 силовым шпангоутом, выполненным в виде противопожарной перегородки 6.
На корпусе 3 также смонтирован движитель, представляющий собой воздушный винт 7, расположенный в кольце 8.
Лодка-лыжа 1 выполнена с замкнутыми герметичными отсеками, обеспечивающими непотопляемость аэросаней. Днище лодки-лыжи имеет малую килеватость и два продольных редана. Конструкция лодки-лыжи традиционна и состоит из продольного (стрингеры) и поперечного (шпангоуты) набора и обшивки. Центральная часть днища между реданами покрыта слоем пластика 9 (полиэтилена), обеспечивающим снижение трения при передвижении аэросаней по снегу или по болоту.
Корпус 3 установлен на лодке-лыже 1 посредством одного носового и двух бортовых кормовых амортизирующих элементов 2. Носовой амортизирующий элемент установлен в диаметральной плоскости лодки-лыжи, а два кормовых амортизирующих элементах на ее бортах. Каждый из упомянутых амортизирующих элементов представляет собой витую пружину 10 и соосный ей гидроамортизатор 11, шарнирно закрепленный концами соответственно на лодке-лыже 1 и корпусе 3. Продольная ось носового амортизирующего элемента 2 расположена под углом к вертикали и обращена верхней частью в сторону кормы лодки-лыжи 1, а продольные оси кормовых амортизирующих элементов 2 вертикальны.
Корпус 3 прикреплен к лодке-лыже 1 также и посредством двух поперечных тяг 12 и одной центральной продольной тяги 13.
Поперечные тяги 12 расположены параллельно друг другу соответственно в передней и задней частях корпуса, соответственно одна спереди, а другая сзади его центра масс. Одни концы поперечных тяг 12 шарнирно подсоединены к корпусу со стороны одного из бортов лодки-лыжи 1, а другие шарнирно связаны с лодкой-лыжей со стороны противоположного ее борта. Продольная тяга 13 шарнирно присоединена одним концом к задней части корпуса, а другая своим концом шарнирно связана с лодкой-лыжей 1 в ее кормовой оконечности. Шарнирные узлы крепления всех тяг представляют собой пространственные шарнирные соединения, имеющие резиновые вкладыши (не показаны) для компенсации пространственного перемещения тяги в результате перемещения корпуса относительно лодки-лыжи.
В салоне 4 корпуса 3 в зависимости от компоновки могут быть установлены 2, 4 или 6 кресел (включая кресло водителя), а также возможна установка носилок.
Корпус 3 оснащен по обоим бортам входными дверьми 14 гильотинного типа.
Каждая дверь 14 закреплена на корпусе 3 посредством поперечного горизонтальной оси 15 с возможностью поворота относительно нее вверх при открывании.
Масса двери сбалансирована посредством пружины 16, которая закреплена одним своим концом на рычаге 17, неподвижно закрепленном на оси 15 двери, а другим концом прикреплена к основанию корпуса 3.
В моторном отсеке 5 расположены автомобильный двигатель 18 с редуктором, радиатор, топливный бак и выхлопная система. Двигатель 18 и все агрегаты моторного отсека установлены на моторной раме 19, крепящейся к корпусу 3. Моторный отсек закрыт легкосъемными капотами.
За моторным отсеком 5 на выходном валу редуктора насажан воздушный винт 7 с изменяющим шагом. Вокруг винта 7 расположено кольцо 8. Движитель крепится к моторной раме 19 посредством системы тяг 20.
Таким образом, масса корпуса вместе со смонтированными на ней агрегатами в 4-5 раз превышает массу лодки-лыжи, что обеспечивает высокую эффективность подрессоривания.
Кроме того, для обеспечения удобства использования аэросаней-амфибии все узлы крепления корпуса к лодке-лыже выполнены легкосъемными, что позволяет в случае повреждения лодки-лыжи быстро заменить последнюю на новую лодку-лыжу.
Система управления аэросанями амфибией включает в себя управление по курсу, управление продольным дифферентом на воде и торможением на воде, снегу и льду. Управление по курсу осуществляется воздушным рулем 21, установленным в кольце 8 сразу за воздушным винтом 7, а также посредством руля-конька 22, установленного на транце корпуса лодки-лыжи 1 и работающего как водяной руль при перемещении по водной поверхности или как поворотный конек при перемещении по снегу и льду.
Лодка-лыжа 1 оснащена также транцевой плитой 23, состоящей из левой и правой частей, установленных с возможностью поворота относительно поперечных осей, расположенных вдоль кромок, образованных сопряжением транца лодки-лыжи с ее днищем.
Управление рулевыми поверхностями обеспечено с рабочего места водителя с помощью рулевой колонки 24 по курсу и с помощью рычага транцевой плитой 23. Проводка управления смешенная тросовая внутри корпуса 3 и с помощью тяг вне корпуса.
Для торможения аэросаней отклоняют вниз транцевую плиту, а при движении по водной поверхности поворот транцевой плиты на угол до 5o обеспечивает облегчение выхода аэросаней-амфибии на глиссирование.
Данное конструктивное решение аэросаней-амфибии позволяет уменьшить в 3-5 раз ударные перегрузки и уровень низкочастотных вибраций корпуса, а также обеспечивает низкий уровень угловых колебаний корпуса.
При эксплуатации аэросаней-амфибии работает двигатель 18, вращающий в кольце 8 винт 7 изменяемого шага, который создает пропульсивную тягу при движении аэросаней-амфибии на лыжном шасси. При перемещении по воде используется плавучесть лодки-лыжи 1.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АЭРОСАНИ-АМФИБИЯ | 1995 |
|
RU2093407C1 |
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ ЛОДКА ПОЛЯ | 2019 |
|
RU2714378C1 |
АЭРОСАНИ-АМФИБИЯ | 1998 |
|
RU2154589C2 |
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ МОТОЛОДКА ПОЛЯ | 2013 |
|
RU2529042C1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ (СА) | 1997 |
|
RU2136544C1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ | 1997 |
|
RU2135394C1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ | 1994 |
|
RU2116226C1 |
АЭРОСАНИ | 2020 |
|
RU2730765C1 |
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЙ КОМПЛЕКС ЭКРАНОПЛАНА-АМФИБИИ С ПОДДУВОМ | 2016 |
|
RU2644498C1 |
АЭРОСАНИ-АМФИБИЯ | 2015 |
|
RU2585208C1 |
Использование: изобретение относится к транспорту и, в частности, касается конструирования амфибийных транспортных средств, предназначенных для перемещения как по снегу, так и по воде. Сущность изобретения заключается в том, что аэросани-амфибия содержат корпус, на котором установлен моторный отсек совместно с движителем в виде воздушного винта, связанного с двигателем, расположенным в моторном отсеке, при этом корпус смонтирован на лыжном шасси посредством центрального носового амортизирующего элемента и двух бортовых кормовых амортизирующих элементов, лыжное шасси выполнено в виде единой лодки-лыжи, а бортовые кормовые амортизирующие элементы корпуса расположены на бортах этой лодки-лыжи. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
ОДНОРАЗОВАЯ ЕМКОСТЬ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ НАПИТКОВ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ЭКСПРЕССНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ | 2005 |
|
RU2331561C2 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1997-06-27—Публикация
1995-07-11—Подача