Изобретение относится к области подводного судостроения, в частности к спасательно-рабочим подводным аппаратам, предназначенным для подготовки к подъему затонувших судов и подводных лодок, эвакуации экипажей затонувших подводных лодок, эвакуации и смены вахт обитаемых подводных модулей, а также производства других подводно-технических и спасательных работ.
Известно много отечественных и зарубежных подводных аппаратов, в том числе и аналогичного назначения. Прототипом может быть глубоководный аппарат батискаф ФНРП-III. (Новые технические средства для изучения и освоения мирового океана. Л. Судостроение, 1967, с. 71 72.)
Недостатком всех известных аппаратов является необходимость перерывов в производстве работ, связанных с длительной (12 16 ч) зарядкой аккумуляторов, что в конечном итоге снижает эффективность выполнение работ особенно при производстве спасательных работ, где время является решающим фактором успешного спасения экипажей подводных лодок.
Конструкции известных аппаратов не позволяют исключить эти перерывы. Аккумуляторы на известных подводных аппаратах устанавливаются либо внутри прочного корпуса, либо вне прочного корпуса, в последнем случае для повышения электроизоляции они помещаются в легкую (с удельным весом менее удельного веса воды) диэлектрическую жидкость (трансформаторное масло, керосин и т.д. ).
При размещении аккумуляторов внутри прочного корпуса операция замены аккумуляторов, включающая "расшиновку", выгрузку, погрузку и "ошиновку" аккумуляторов по времени будет не менее зарядки аккумуляторов, но значительно более трудоемкой, так как невозможна без применения ручного труда.
При размещении аккумуляторов вне прочного корпуса в контейнерах, заполненных легким диэлектриком, контейнеры оборудуются системами с невозвратными автоматическими клапанами, обеспечивающими выпуск выделяющегося при разрядке аккумуляторов газа и препятствующих утечке из контейнера диэлектрика, сепараторами для сбора протечек электролита (невозвратный клапан не обеспечивает полной герметичности системы и в момент его открытия для выпуска газов частицы электролита выносятся из контейнеров вместе с газами), трубопроводов слива электролита из сепаратора в контейнер. Кроме того, контейнеры оборудуются системами выравнивания давления в контейнерах с заборным гидростатическим давлением. Таким образом, контейнер представляет собой довольно сложную конструкцию, связанную механически с конструкцией аппарата, помимо устройств для крепления, целым рядом трубопроводов. Разборка, последующая сборка и испытание трубопроводов на герметичность при замене контейнеров также довольно длительная и трудоемкая операция, делающая такую замену нецелесообразной.
Техническим результатом изобретения является конструкция подводного аппарата, позволяющая производить быструю замену контейнеров с разряженными аккумуляторами на запасные контейнеры с заряженными аккумуляторами, исключая длительные перерывы в проведении подводных работ для зарядки аккумуляторов.
Технический результат достигается тем, что в качестве аккумуляторов применяются аккумуляторы, имеющие индивидуальные компенсаторы давления. Такие аккумуляторы выпускаются промышленностью (например, аккумуляторы СП-200 М по ТУ 16 529, 902 74).
Аккумуляторы такого типа работоспособны в диэлектрической жидкости с удельным весом больше удельного веса электролита и морской воды. В этом случае контейнеры не требуют специального оборудования системами выпуска газов и выравнивания давления с заборным гидростатическим давлением. Достаточно, например, отверстия в крышке для выпуска газов и выравнивания давления. Единственной связью помимо крепления контейнера с аппаратом является кабель с электрическим разъемом, соединяющим аккумуляторы с системой электропитания аппарата. Расстыковка и состыковка электроразъема осуществляются в течение нескольких минут. Устройство погрузки(выгрузки) и крепления контейнеров для облегчения их замены выполнено в виде направляющих с роликами, заканчивающихся клиновыми пазами, в которые входят клинья, установленные на контейнерах для их фиксации на направляющих и предотвращения сдвига контейнеров в осевом направлении аппарата.
На фиг. 1 изображен общий вид подводного аппарата; на фиг. 2 вид А ПА; на фиг. 3 устройство контейнера с аккумуляторами, имеющими индивидуальные компенсаторы давления и установленными в диэлектрической жидкости с удельным весом больше удельного веса морской воды.
Подводный аппарат 1 содержит прочный и легкий корпуса, движительно-рулевой комплекс, а также контейнеры 2 с аккумуляторами 3, имеющими индивидуальные компенсаторы давления 4, заполненными диэлектрической жидкостью с удельным весом большим, чем удельный вес морской воды (например фтороуглеродная жидкость типа Б 1). Контейнеры установлены и закреплены на направляющих 5 с роликами 6. На корпусе контейнера установлены конусные клинья 7, входящие в пазы 8, выполненные на направляющих 5. В верхней части контейнера выполнено отверстие 9 для выпуска газов и выравнивания давления в контейнере с заборным гидростатическим давлением.
Технология использования подводного аппарата 1, без длительных перерывов на зарядку аккумуляторов заключается в следующем.
После разрядки аккумуляторов аппарата 1 поднимается на судноноситель, отделяются крепления контейнеров 2. Производится расстыковка электроразъемов (не показаны), подключающих аккумуляторы к системе электропитания аппарата. Контейнеры 2, свободно перемещаясь по направляющим 5 с роликами 6, снимаются с аппарата и устанавливаются на судно-носитель аппарата для зарядки.
Запасные контейнеры с заряженными аккумуляторами устанавливаются на направляющие 5, перемещаются по ним до вхождения клиньев 7 в клиновые пазы 8, закрепляются от перемещения вдоль направляющих, электроразъемы контейнеров состыковываются с кабелями, подключающими аккумуляторы к системе электропитания аппарата, и аппарат готов для дальнейшей работы. Расчетное время замены четырех контейнеров на подводном аппарате такой конструкции, находящимся в настоящее время в постройке, силами экипажа из двух человек составляет не более 2 ч.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА ДЛЯ ВСПЛЫТИЯ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 1995 |
|
RU2085432C1 |
СИСТЕМА ОТВОДА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ И ОЧИСТКИ ГАЗОВ | 1997 |
|
RU2124456C1 |
СПОСОБ ПРОМЫСЛОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОДВОДНОЙ РАЗРАБОТКИ МОРСКИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 1991 |
|
RU2014243C1 |
СЪЕМНОЕ ДЕКОМПРЕССИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА | 1999 |
|
RU2173282C2 |
ПОГРУЖНАЯ АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ | 2002 |
|
RU2218632C1 |
СЪЕМНАЯ ТРАНСПОРТНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ НАДЕЛКА | 2012 |
|
RU2525188C2 |
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩАЯ СТАНЦИЯ | 1999 |
|
RU2154231C1 |
СПАСАТЕЛЬНАЯ КАМЕРА ПОДВОДНОГО ОБЪЕКТА | 1991 |
|
RU2066658C1 |
ПОДВОДНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС С ВЛОЖЕННЫМИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ КАПСУЛАМИ | 2012 |
|
RU2474511C1 |
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2151711C1 |
Назначение: изобретение относится к области подводного судостроения, в частности к спасательно- рабочим подводным аппаратам. Сущность изобретения: применение аккумуляторов с индивидуальными компенсаторами давления, установкой аккумуляторов внепрочного корпуса в контейнеры, заполненные диэлектрической жидкостью с удельным весом больше удельного веса морской воды и не требующие установки систем выпуска газов, выделяющихся при разрядке аккумуляторов и систем выравнивания давления с забортным, и установленные на направляющих с роликами, имеющими пазы для фиксации в них контейнеров с помощью клиньев, установленных на контейнерах, для обеспечения быстрой замены контейнеров на запасные с заряженными аккумуляторами. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Новые технические средства для изучения и освоения мирового океана | |||
- Л.: Судостроение, 1967, с | |||
Контрольный стрелочный замок | 1920 |
|
SU71A1 |
Авторы
Даты
1997-06-27—Публикация
1992-06-09—Подача