СПАСАТЕЛЬНО-РАБОЧИЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ Российский патент 1997 года по МПК B63G8/00 

Описание патента на изобретение RU2082646C1

Изобретение относится к области подводного судостроения, в частности к спасательно-рабочим подводным аппаратам, предназначенным для подготовки к подъему затонувших судов и подводных лодок, эвакуации экипажей затонувших подводных лодок, эвакуации и смены вахт обитаемых подводных модулей, а также производства других подводно-технических и спасательных работ.

Известно много отечественных и зарубежных подводных аппаратов, в том числе и аналогичного назначения. Прототипом может быть глубоководный аппарат батискаф ФНРП-III. (Новые технические средства для изучения и освоения мирового океана. Л. Судостроение, 1967, с. 71 72.)
Недостатком всех известных аппаратов является необходимость перерывов в производстве работ, связанных с длительной (12 16 ч) зарядкой аккумуляторов, что в конечном итоге снижает эффективность выполнение работ особенно при производстве спасательных работ, где время является решающим фактором успешного спасения экипажей подводных лодок.

Конструкции известных аппаратов не позволяют исключить эти перерывы. Аккумуляторы на известных подводных аппаратах устанавливаются либо внутри прочного корпуса, либо вне прочного корпуса, в последнем случае для повышения электроизоляции они помещаются в легкую (с удельным весом менее удельного веса воды) диэлектрическую жидкость (трансформаторное масло, керосин и т.д. ).

При размещении аккумуляторов внутри прочного корпуса операция замены аккумуляторов, включающая "расшиновку", выгрузку, погрузку и "ошиновку" аккумуляторов по времени будет не менее зарядки аккумуляторов, но значительно более трудоемкой, так как невозможна без применения ручного труда.

При размещении аккумуляторов вне прочного корпуса в контейнерах, заполненных легким диэлектриком, контейнеры оборудуются системами с невозвратными автоматическими клапанами, обеспечивающими выпуск выделяющегося при разрядке аккумуляторов газа и препятствующих утечке из контейнера диэлектрика, сепараторами для сбора протечек электролита (невозвратный клапан не обеспечивает полной герметичности системы и в момент его открытия для выпуска газов частицы электролита выносятся из контейнеров вместе с газами), трубопроводов слива электролита из сепаратора в контейнер. Кроме того, контейнеры оборудуются системами выравнивания давления в контейнерах с заборным гидростатическим давлением. Таким образом, контейнер представляет собой довольно сложную конструкцию, связанную механически с конструкцией аппарата, помимо устройств для крепления, целым рядом трубопроводов. Разборка, последующая сборка и испытание трубопроводов на герметичность при замене контейнеров также довольно длительная и трудоемкая операция, делающая такую замену нецелесообразной.

Техническим результатом изобретения является конструкция подводного аппарата, позволяющая производить быструю замену контейнеров с разряженными аккумуляторами на запасные контейнеры с заряженными аккумуляторами, исключая длительные перерывы в проведении подводных работ для зарядки аккумуляторов.

Технический результат достигается тем, что в качестве аккумуляторов применяются аккумуляторы, имеющие индивидуальные компенсаторы давления. Такие аккумуляторы выпускаются промышленностью (например, аккумуляторы СП-200 М по ТУ 16 529, 902 74).

Аккумуляторы такого типа работоспособны в диэлектрической жидкости с удельным весом больше удельного веса электролита и морской воды. В этом случае контейнеры не требуют специального оборудования системами выпуска газов и выравнивания давления с заборным гидростатическим давлением. Достаточно, например, отверстия в крышке для выпуска газов и выравнивания давления. Единственной связью помимо крепления контейнера с аппаратом является кабель с электрическим разъемом, соединяющим аккумуляторы с системой электропитания аппарата. Расстыковка и состыковка электроразъема осуществляются в течение нескольких минут. Устройство погрузки(выгрузки) и крепления контейнеров для облегчения их замены выполнено в виде направляющих с роликами, заканчивающихся клиновыми пазами, в которые входят клинья, установленные на контейнерах для их фиксации на направляющих и предотвращения сдвига контейнеров в осевом направлении аппарата.

На фиг. 1 изображен общий вид подводного аппарата; на фиг. 2 вид А ПА; на фиг. 3 устройство контейнера с аккумуляторами, имеющими индивидуальные компенсаторы давления и установленными в диэлектрической жидкости с удельным весом больше удельного веса морской воды.

Подводный аппарат 1 содержит прочный и легкий корпуса, движительно-рулевой комплекс, а также контейнеры 2 с аккумуляторами 3, имеющими индивидуальные компенсаторы давления 4, заполненными диэлектрической жидкостью с удельным весом большим, чем удельный вес морской воды (например фтороуглеродная жидкость типа Б 1). Контейнеры установлены и закреплены на направляющих 5 с роликами 6. На корпусе контейнера установлены конусные клинья 7, входящие в пазы 8, выполненные на направляющих 5. В верхней части контейнера выполнено отверстие 9 для выпуска газов и выравнивания давления в контейнере с заборным гидростатическим давлением.

Технология использования подводного аппарата 1, без длительных перерывов на зарядку аккумуляторов заключается в следующем.

После разрядки аккумуляторов аппарата 1 поднимается на судноноситель, отделяются крепления контейнеров 2. Производится расстыковка электроразъемов (не показаны), подключающих аккумуляторы к системе электропитания аппарата. Контейнеры 2, свободно перемещаясь по направляющим 5 с роликами 6, снимаются с аппарата и устанавливаются на судно-носитель аппарата для зарядки.

Запасные контейнеры с заряженными аккумуляторами устанавливаются на направляющие 5, перемещаются по ним до вхождения клиньев 7 в клиновые пазы 8, закрепляются от перемещения вдоль направляющих, электроразъемы контейнеров состыковываются с кабелями, подключающими аккумуляторы к системе электропитания аппарата, и аппарат готов для дальнейшей работы. Расчетное время замены четырех контейнеров на подводном аппарате такой конструкции, находящимся в настоящее время в постройке, силами экипажа из двух человек составляет не более 2 ч.

Похожие патенты RU2082646C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА ДЛЯ ВСПЛЫТИЯ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 1995
  • Кормилицин Ю.Н.
  • Волосов Л.С.
  • Занд В.Е.
RU2085432C1
СИСТЕМА ОТВОДА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ И ОЧИСТКИ ГАЗОВ 1997
  • Болтунов Е.И.
  • Рябинин А.А.
  • Болтунов И.Е.
RU2124456C1
СПОСОБ ПРОМЫСЛОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОДВОДНОЙ РАЗРАБОТКИ МОРСКИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ 1991
  • Лещев А.Г.
  • Эделев О.К.
  • Шустиков Ю.К.
RU2014243C1
СЪЕМНОЕ ДЕКОМПРЕССИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА 1999
  • Агишев Е.Р.
  • Бискуп Р.П.
  • Ерпулев М.А.
  • Козлов А.К.
  • Коледов А.И.
  • Крылова В.Ф.
  • Устинов В.А.
RU2173282C2
ПОГРУЖНАЯ АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ 2002
  • Савенков М.В.
  • Кузнецов А.В.
  • Назаров С.Н.
  • Долгополов Л.П.
  • Разумихин Е.М.
RU2218632C1
СЪЕМНАЯ ТРАНСПОРТНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ НАДЕЛКА 2012
  • Вайнерман Михаил Ильич
  • Голдовский Борис Израилевич
  • Михайлов Александр Владимирович
  • Морозов Андрей Валерьевич
  • Смирнов Федор Александрович
  • Субботин Алексей Александрович
  • Умяров Сабит Хамзятович
  • Шкода Игорь Васильевич
RU2525188C2
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩАЯ СТАНЦИЯ 1999
  • Баранов И.Л.
  • Шалин П.П.
  • Шкомов Е.М.
RU2154231C1
СПАСАТЕЛЬНАЯ КАМЕРА ПОДВОДНОГО ОБЪЕКТА 1991
  • Самойлов Э.Н.
  • Табунов С.В.
  • Французов А.Н.
RU2066658C1
ПОДВОДНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС С ВЛОЖЕННЫМИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ КАПСУЛАМИ 2012
  • Цой Вячеслав Константинович
RU2474511C1
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА (ВАРИАНТЫ) 1999
  • Кормилицин Ю.Н.
  • Сердитов Г.Д.
  • Смирнов С.А.
RU2151711C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 082 646 C1

Реферат патента 1997 года СПАСАТЕЛЬНО-РАБОЧИЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ

Назначение: изобретение относится к области подводного судостроения, в частности к спасательно- рабочим подводным аппаратам. Сущность изобретения: применение аккумуляторов с индивидуальными компенсаторами давления, установкой аккумуляторов внепрочного корпуса в контейнеры, заполненные диэлектрической жидкостью с удельным весом больше удельного веса морской воды и не требующие установки систем выпуска газов, выделяющихся при разрядке аккумуляторов и систем выравнивания давления с забортным, и установленные на направляющих с роликами, имеющими пазы для фиксации в них контейнеров с помощью клиньев, установленных на контейнерах, для обеспечения быстрой замены контейнеров на запасные с заряженными аккумуляторами. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 082 646 C1

1. Спасательно-рабочий подводный аппарат, содержащий прочный и легкий корпуса, движительно-рулевой комплекс и аккумуляторные батареи, каждая из которых расположена вне прочного корпуса в соответствующем ей контейнере, заполненным диэлектрической жидкостью с удельным весом большим, чем у морской воды, отличающийся тем, что каждая аккумуляторная батарея снабжена компенсатором давления, а каждый контейнер выполнен с отверстиями, расположенными в его верхней части, для выпуска газов, выделяющихся при работе упомянутой аккумуляторной батареи. 2. Аппарат по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен направляющими, установленными на легком корпусе подводного аппарата, при этом каждая упомянутая направляющая выполнена с роликами и клиновыми конусными пазами, а каждый упомянутый контейнер выполнен с конусными клиньями и установлен на соответствующую ему направляющую с возможностью его перемещения в горизонтальной плоскости и фиксации его посредством взаимодействия упомянутых конусных клиньев с соответствующими им конусными пазами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2082646C1

Новые технические средства для изучения и освоения мирового океана
- Л.: Судостроение, 1967, с
Контрольный стрелочный замок 1920
  • Адамский Н.А.
SU71A1

RU 2 082 646 C1

Авторы

Доронин В.Д.

Крылов Е.В.

Дикарев Н.Ф.

Лафер Р.И.

Лавковский С.А.

Федяев В.А.

Козлов Ю.Г.

Жучков А.И.

Шитов Ю.Н.

Агишев Е.Р.

Голубев В.А.

Даты

1997-06-27Публикация

1992-06-09Подача