Изобретение относится к области альпинистского и туристского снаряжения, а более конкретно к страховочным устройствам и может быть использовано для организации страховки на различном горном рельефе.
Известны страховочные устройства так называемые тормоза второго рода (см. книгу Винокуров В.К. Левин А.С. и Мартынов И.А. М. 1983, с. 63, рис. 17), предназначенные для облегчения работы страхующего. Широко известны такие устройства как шайба Штихта и восьмерка, содержащие пластину с пазами (или отверстиями) для заправки веревки и отверстия для карабина. В обычной ситуации страхующий расправляет веревку и контролирует ее прохождение через тормозное устройство, в случае срыва страхуемого и при его задержании это устройство перераспределяет часть нагрузки со страхующего на первый страховочный крюк.
К причинам препятствующим достижению требуемого технического результата при использовании известного устройства является невозможность их применения на промежуточных точках опор в страховочной цепи из-за большого трения в этих устройствах при похождении веревки без помощи страхующего. Применение тормозов второго рода при осуществлении страховки требует большой осторожности и опыта, чтобы, учитывая полное трение в страховочной цепи, избежать недопустимо больших нагрузок, разрушающих страховочную цепь в случае срыва ведущего.
Известно также устройство типа механический захват (см. патент США N 4116305, кл. A 62 B 35/00, 1978), для задержания рабочего на спасательной веревке. Захват содержит асимметричный фланец, соединенный с каркасом, выполненным в виде двух ветвей расходящихся от точки соединения, причем центральная часть ветвей изогнута в одном направлении, а дальние концы также соединены. Зона сужения ветвей каркаса, примыкающих к фланцу, имеет форму клинового паза, где заклинивается спасательная веревка в случае аварийной ситуации.
К причинам, препятствующим достижению требуемого технического результата при использовании этого известного устройства является его крайне ограниченная сфера применения, т.е. только для выполнения высотных работ при перемещении вдоль предварительно закрепленной сверху спасательной веревки и работая в непосредственной близости от нее, чтобы избежать большого маятника при срыве. При этом задержание сорвавшегося обеспечивается не только за счет попадания веревки в клиновой паз, но и за счет ее двойного изгиба. Рывок из-за этого получается достаточно жестким, так как устройство практически не проскальзывает относительно веревки. Механический захват не может быть использован в условиях горовосхождений для организации промежуточных точек страховки, когда отсутствует предварительно натянутая веревка.
Наиболее близким по технической сущности заявляемому устройству и выбранным в качестве прототипа является карабин (см. авт. св. СССР N 1094613, кл. A 63 B 29/60, 1984), содержащий силовую скобу и защелку с муфтой, который используется как соединительное звено и для построения страховочной цепи на различном горном рельефе в качестве искусственной точки опоры совместно, например, с крючьями.
К причинам, препятствующим достижению технического результата при использовании известного устройства, принятого за прототип, относится то, что при осуществлении страховки альпинистской веревкой, в момент задержания страхуемого, на опору с карабином действует сила примерно в 1,5 раза превышающая усилие задержания со стороны страхуемого. Так как в ветви веревки, идущей от карабина к страхующему, создается усилие страховки, а в ветви, идущей от карабина к сорвавшемуся, действует усилие задержания, которое почти в 2 раза больше усилия страховки и направлено практически в ту же стороны. Сумма этих сил нагружает точку опоры. Кроме того, в момент задержания возможен прижим веревки, идущей через карабин, к поверхности склона, что может привести к повреждению веревки и снизить надежность страховки.
При осуществлении предлагаемого изобретения может быть достигнут следующий технический результат:
повышение эксплуатационных свойств устройства;
расширение функциональных возможностей страховочного устройства;
снижение усилия на точку закрепления устройства во время процесса задержания сорвавшегося.
Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в страховочном карабине, содержащем силовую скобу овальной формы и защелку с муфтой, одна из петель скобы отогнута в сторону с образованием клинового паза между плоскостью скобы и плоскостью петли с углом α не более 10o и высотой его широкой части H, равной не менее 1,5 диаметрам веревки, при этом радиус сопряжения петли со скобой меньшей половины радиуса веревки. Вместе с тем, отогнутая петля скобы может быть выполнена симметричной относительно продольной оси, и может быть выполнена в виде параболы. Кроме того подпружиненная защелка может быть расположена на отогнутой петле скобы.
На фиг. 1 и 2 показано предлагаемое устройство, на фиг. 3 и 4 - предлагаемое устройство с расположением подпружиненной защелки на отогнутой части, на фиг. 5 использование предлагаемого устройства в качестве обычного карабина, на фиг. 6 показано предлагаемое устройство в работе.
Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения с получением вышеуказанного технического результата, заключаются в следующем.
Предлагаемое устройство содержит (см. фиг. 1, 2, 5 и 6) силовую скобу 1, защелку 2 с муфтой 3, петлю силовой скобы 4, отогнутую в сторону с образованием клинового паза 5. Плоскость основной силовой скобы 1 и плоскость отогнутой петли 4, составляют угол a не более 10o. Страховочное устройство соединено, например, со скальным крюком 6 через отверстие 7. Через устройство проходит страховочная веревка 8, одна ветвь 8' которой идет к страхующему, а другая ветвь 9' к страхуемому при его движении вверх. В момент задержания после срыва ветвь 8 идет к страхующему, а ветвь 9 к страхуемому.
Защелка 2 может быть расположена на отогнутой части 4 силовой скобы (см. фиг. 3 и 4).
Предлагаемое устройство работает следующим образом. Во время движения вверх по горному рельефу страхуемый устанавливает и закрепляет предлагаемое устройство, например, с помощью скального крюка 6, для чего расфиксировав муфту 3 и отведя подпружиненную защелку 2, вставляется основная часть скобы 1 в отверстие 7 скального крюка 6. Затем через устройство пропускается страховочная альпинистская веревка 8' 9'. Далее страхуемый уходит вперед и тянет веревку 9', которая свободно проходит, а страхующий расправляет и выдает ветвь веревки 8'. В случае срыва страхуемого и его падении веревка попадает в клиновой паз 5, образуемый стороной основной части скобы 1 и соответствующей стороной отогнутой петли скобы 4, где создается повышенное трение и в ветви веревки 9 возникает усилие задержания P2, достаточное для торможения страхуемого, при этом в ветви 8 действует усилие страховки P1. Усилие на крюке определяется суммой сил:
Pкр P1 + P2
Экспериментально установлено, что для предлагаемого устройства за счет большого трения справедливо соотношение P2/P1 8.10, поэтому
Pкр (1/(8.10) + 1)•P2 (1,125.1,1)P2
Если страховка осуществляется с использованием известного страховочного карабина, то при той же глубине падения (см. книгу Винокуров В.К. Левин А.С. Мартынов И.А. Безопасность в альпинизме. М. ФИС, 1983, с. 57):
P2/P1 2; Pкр (1/2 + 1)•P2 1,5P2
Таким образом, предлагаемое устройство позволяет снизить усилие на точку закрепления страховочного устройства при сохранении тормозящего усилия на страхуемого.
Работоспособность устройства была проверена экспериментально с помощью его макета.
В процессе испытаний измерялась длина проскальзывания веревки в пазе. Остановка груза массой около 40 кг при величине силы со стороны страхующего порядка 50 Н начинала происходить для полного клина при угле 7o.
Длина проскальзывания веревки до остановки груза, естественно, уменьшалась по мере уменьшения угла клинового паза.
Предлагаемое устройство при необходимости может быть использовано и как известный карабин (см. фиг. 5).
Предлагаемое устройство (фиг. 3 и 4) позволяет повысить эксплуатационные свойства за счет расположения замыкающего звена 2 на отогнутой части скобы 4, в результате чего основная часть скобы 1, на которую приходится практически вся нагрузка при задержании, выполнена из целого прутка без ослабляющего звена.
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о выполнении при использовании заявленного изобретения следующей совокупности условий:
предлагаемый страховочный карабин при его осуществлении предназначен для использования в области альпинизма и туризма;
для заявленного изобретения, в том виде как оно охарактеризовано в независимом пункте нижеизложенной формулы изобретения, подтверждена возможность его осуществления с помощью вышеописанных средств и методов;
средство, воплощающее заявленное изобретение при его осуществлении, способно обеспечить достижение усматриваемого технического результата.
Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию "промышленная применимость".
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТРАХОВОЧНЫЙ КАРАБИН | 1991 |
|
RU2015709C1 |
Страховочное устройство для альпинистов "Буревестник | 1986 |
|
SU1373407A1 |
СТРАХОВОЧНЫЙ КАРАБИН | 1989 |
|
RU2092207C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТРАХОВКИ СКАЛОЛАЗА | 2012 |
|
RU2508927C2 |
Ледоруб "Буревестник | 1984 |
|
SU1223931A1 |
"Устройство для спасания "спасатель" | 1990 |
|
SU1796220A1 |
Страховочное устройство "Буревестник | 1988 |
|
SU1692600A1 |
Устройство для тренировки альпинистов приемам страховки | 1985 |
|
SU1319877A1 |
СТРАХОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2010 |
|
RU2541305C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМИТАЦИИ СТРАХОВКИ АЛЬПИНИСТОВ | 2000 |
|
RU2193431C2 |
Изобретение относится к области альпинистского страховочного снаряжения, расширяет функциональные возможности и повышает надежность страховки за счет снижения усилия на точку закрепления карабина при сохранении тормозящего усилия на страхуемого. Устройство содержит силовую скобу 1 овальной формы и подпружиненную защелку 2 с муфтой 3. Одна из петель скобы 4 отогнута в сторону скобы с образованием между их плоскостями клинового паза 5 с углом α не более 10o. Радиус сопряжения этих частей скобы меньше половины радиуса веревки. Подпружиненная защелка может быть расположена на отогнутой петле. При падении страхуемого веревка 9', 9 попадает в клиновой паз 5 и тормозится. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
Страховочный карабин | 1978 |
|
SU1094613A1 |
Авторы
Даты
1997-07-27—Публикация
1993-02-01—Подача