Изобретение относится к машиностроению и предназначено для понижения модуля нормальной упругости материала подшипника в интервале повышенных рабочих температур.
Наиболее близким аналогом является подшипник скольжения, содержащий полимерный вкладыш [1]
Техническим результатом является повышение износостойкости неметаллических подшипников при повышенных рабочих температурах. Это достигается тем, что подшипник скольжения, содержащий полимерный вкладыш, снабжен термоплавящимся термоэлектретным стержнем, радиально расположенным во вкладыше и взаимодействующим с рабочей поверхностью цапфы вала. Термоплавящийся термоэлектретный стержень выполнен из смеси плавящегося при повышенной рабочей температуре подшипника смазочноподобного вещества и термоэлектрета.
На чертеже изображен общий вид подшипника Лукашенко а разрезе с эпюрой распределения температуры в смазочном слое по окружности подшипника T = f(α°).
Подшипник скольжения Лукашенко состоит из термоплавящегося термоэлектретного стержня 1, радиально расположенного в полимерном вкладыше и взаимодействующего с рабочей поверхностью цапфы вала. Термоплавящийся термоэлектретный стержень 1 выполнен из смеси плавящегося при повышенной рабочей температуре подшипника смазочноподобного вещества и термоэлектрета.
При повышении температуры материала полимерных подшипников до 60-80oC происходит понижение в 1,5.2 раза модуля нормальной упругости в зоне трения. Например, при повышении температуры материала маслянистого подшипника до 70oC, модуль упругости слоев трения понизился на 61,8% При понижении модуля нормальной упругости имеет место пластическая деформация и выход полимерного или полимерно-композиционного подшипника из строя. Для понижения модуля нормальной упругости материала подшипника в зоне трения использовали электретное отталкивание. Электретное отталкивание понижает коэффициент трения и увеличивает теплоотвод в нагруженной зоне.
Электретное отталкивание поверхностей трения происходит при достижении температуры плавления смазочноподобного вещества термоплавящегося термоэлектретного стержня 1, расположенного по ходу движения смазки в материале вкладыша 2 и выхода термоэлектрета в рабочее пространство подшипника. Под действием температуры частицы термоэлектрета образуют на поверхностях трения двойной одноименно заряженный электрический слой. Поверхности вала и вкладыша электрически отталкиваются.
Для смазочноподобного вещества использовали воск (температура плавления 64oC).
В качестве термоэлектрета использовали политетрафторэтилен в мелкодисперсном состоянии с размерами частиц 50-200 мкм.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1992 |
|
RU2080498C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИОННОЙ ИМПЛАНТАЦИИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ В ПОДШИПНИКАХ СКОЛЬЖЕНИЯ | 1992 |
|
RU2061094C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ УПРУГО-СКОЛЬЗЯЩИХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ | 1993 |
|
RU2080951C1 |
ОПТОМАГНИТНЫЙ АППАРАТ | 1992 |
|
RU2016732C1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ МИКРОСТРУКТУРЫ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ АКУСТИЧЕСКИМИ И МАГНИТНЫМИ ПОЛЯМИ | 1993 |
|
RU2068315C1 |
Акустический преобразователь | 1990 |
|
SU1795368A1 |
Устройство для измерения модуля нормальной упругости | 1991 |
|
SU1797036A1 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ АППАРАТ | 1992 |
|
RU2045968C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ С НАНОСТРУКТУРНЫМ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАДИЕНТНЫМ АНТИФРИКЦИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ | 2014 |
|
RU2578840C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МАГНИТНО-ИМПУЛЬСНОЙ ОБРАБОТКИ | 1992 |
|
RU2068327C1 |
Использование: в машиностроении для понижения модуля нормальной упругости материала подшипника в интервале повышенных рабочих температур. Сущность: подшипник скольжения содержит полимерный вкладыш и радиально расположенный в нем термоэлектретный стержень. Электретное отталкивание поверхностей трения происходит при достижении температуры плавления смазочноподобного термоплавящегося термоэлектретного стержня, взаимодействующего с рабочей поверхностью цапфы вала. Под действием температуры частицы термоэлектрета образуют на поверхностях трения двойной одноименно заряженный электрический слой. Поверхности вала и подшипника взаимно отталкиваются. Такое выполнение обеспечивает повышение износостойкости неметаллических подшипников. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Полимеры в узлах трения машин и приборов | |||
- М.: Машиностроение, 1988, с | |||
Деревянный торцевой шкив | 1922 |
|
SU70A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1997-07-27—Публикация
1993-05-27—Подача