УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ НА УСТАЛОСТЬ УЗЛА РАМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1997 года по МПК G01N3/32 

Описание патента на изобретение RU2085898C1

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытаний на усталость при сложном нагружении тонкостенных рамных металлоконструкций, а именно узлов рам транспортных средств.

Известно, что усталостную долговечность рам транспортных средств лимитируют, как правило, их узлы, поэтому при испытаниях рам на усталость в качестве объектов используют узды, содержащие соединенные под прямым углом участки тонкостенных элементов лонжеронов и поперечин.

Известно устройство для испытаний на усталость при кручении и сжатии, содержащее силовозбудитель, соосные активный и пассивный захваты для крепления испытуемого образца и рычаг для передачи нагрузки на активный захват [1]
Известно также устройство для испытаний на усталость образцов и деталей при изгибе с кручением, содержащее станину, пассивный захват образца, соединенный со станиной через динамометр, активный захват и связанные с ним регулируемый кривошипный возбудитель для изгиба образца и устройства для нагружения образца циклическим крутящим моментом [2]
Общим недостатком известных устройств при использовании их для испытаний узлов рам транспортных средств является отсутствие возможности нагружения испытуемых узлов, адекватного эксплуатационному, которое включает в общем случае кроме кручения и изгиба поперечин изгибы лонжеронов в вертикальной и горизонтальной плоскостях и их растяжение-сжатие. Указанный недостаток приводит к некорректным результатам испытаний.

Наиболее близким к изобретению является устройство для испытаний на усталость узла рамы транспортного средства, включающего участки лонжерона и поперечин, содержащее захваты для закрепления участка лонжерона на основании в двух точках по длине участка, силовозбудитель, активный захват для приложения нагрузки к участку поперечины и средства для передачи нагрузки. Это устройство позволяет реализовать кручение поперечины и изгиб лонжерона в вертикальной и горизонтальной плоскостях (от депланации концевых сечений поперечины) [3]
Недостатком устройства является низкая точность воспроизведения эксплуатационного нагружения при испытаниях: отсутствует изгиб поперечины, невозможно депланацией получить достаточно большой горизонтальный изгиб лонжерона.

Цель изобретения создание такого устройства для испытания на усталость узла рамы транспортного средства, которое обеспечивало бы воспроизведение эксплуатационной нагрузки, характеризующейся кручением поперечины и ее изгибом в вертикальной плоскости, а также изгибом лонжерона в горизонтальной и вертикальной плоскостях и стесненным кручением.

Воспроизведение нагрузки достигается согласно изобретению благодаря тому, что в устройстве для испытания на усталость узла рамы транспортного средства, образованного участками лонжерона и поперечины, содержащем захваты для закрепления участка лонжерона на основании в двух точках по длине участка, силовозбудитель, активный захват для приложения нагрузки к участку поперечины и средства для передачи нагрузки, линия действия силовозбудителя расположена наклонно к оси участка поперечины в вертикальной плоскости, параллельной этой оси, а средства для передачи нагрузки включают закрепленный на захвате рычаг и установленный на нем подшипниковый узел, предназначенный для взаимодействия с силовозбудителем.

На фиг.1 изображено описываемое устройство; на фиг.2 разрез А-А на фиг. 1.

Испытанию подвергается узел рамы транспортного средства, образованный участками лонжерона 1 и поперечины 2. Устройство содержит захваты для закрепления участка лонжерона 1 на основании 3 в двух разнесенных по длине лонжерона 1 точках, включающие каждый, в частности болтовой зажим 4 и упор 5, силовозбудитель (не изображен; линия его действия показана стрелкой), например, гидравлический или кривошипный, активный захват для приложения нагрузки к участку поперечины 2, функцию которого (захвата) выполняют приваренный к последней фланец 6, и средства для передачи нагрузки, включающие закрепленный на фланце 6 с помощью болтовых соединений рычаг 7 и установленный на нем подшипниковый узел 8. Рычаг 7 выполнен с направляющими 9 для перемещения по ним подшипникового узла 8 вдоль рычага. Подшипниковый узел 8 соединен с силовозбудителем, линия действия которого расположена наклонно к оси участка поперечины 2 в вертикальной плоскости, параллельно этой оси.

Устройство работает следующим образом.

Нагруженный силой P испытуемого узла осуществляется либо гидроцилиндром, либо кривошипно-шатунным механизмом под углом к оси поперечины 2, благодаря чему возникает крутящий момент на поперечине и две составляющие нагружающей силы горизонтальная, параллельная оси поперечины, и вертикальная, перпендикулярная ей. Кроме того, закрепление участка лонжерона 1 двумя болтовыми зажимами 4 обеспечивает возможность его вертикального и горизонтального изгиба в пролете между точками закрепления. При таком способе закрепления испытуемого узла горизонтальный изгиб лонжерона создается горизонтальной составляющей нагружающей силы, а вертикальный изгиб и стесненное кручение ее вертикальной составляющей, приложенной в общем случае не в центре изгиба профиля лонжерона. При этом поперечина подвергается кручению и вертикальному изгибу, а лонжерон вертикальному и горизонтальному изгибу и стесненному кручению.

При помощи описанного устройства можно реализовать любое нагружение, встречающееся в эксплуатации, кроме растяжения-сжатия лонжерона, напряжение которого, как показывают исследования, не превышают 6-10% от величины суммарных напряжений. При этом деформации (напряжения), возникающие в испытуемом узле, определяются следующими параметрами: длиной рычага приложения и направлением действия нагрузки, ее величиной и длиной участка поперечины. При постоянном для испытательной установки пролете лонжерона между точками закрепления и выявленных тензометрированием в реальных условиях компонентах напряжений, действующих в элементах соответствующего узла, эти параметры можно рассчитать. Длина рычага приложения нагрузки реализуется перемещением подшипникового узла 8 по направляющим 9 рычага 7, угол передачи нагрузки по поперечину 2 испытуемого узла положением подшипникового узла 8, а величина нагрузки регулировкой силовозбудителя. Расчетная длина участка поперечины учитывается при изготовлении испытуемого узла.

Возможность варьирования компонентами нагрузки приближает условия испытаний к эксплуатационным, а возможность расчета повышает метрологический уровень исследований.

Похожие патенты RU2085898C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ НА УСТАЛОСТЬ УЗЛА РАМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Рассоха В.И.
  • Якунин Н.Н.
RU2188406C1
РАМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Фасхиев Х.А.
  • Павленко П.Д.
  • Валькова Г.Н.
RU2025371C1
Установка для испытания строительных плит 1982
  • Тимофеев Николай Иванович
  • Коренюк Александр Григорьевич
  • Волга Владимир Семенович
SU1067397A1
Способ усталостных испытаний лопастей воздушного винта и установка для его осуществления 2021
  • Щербань Константин Степанович
  • Федоров Денис Сергеевич
  • Син Владимир Михайлович
RU2767594C1
Устройство для испытания линейных конструкций на усталость при сложнонапряженном состоянии 1984
  • Эсаиашвили Джемал Варламович
  • Меладзе Нугзар Семенович
SU1201731A1
Установка для испытаний на усталость 1986
  • Журавель Александр Иванович
  • Журавель Сергей Александрович
  • Миркитанов Владимир Ильич
  • Малятин Владимир Васильевич
  • Шурин Константин Владимирович
SU1415139A1
Машина для испытаний на усталость образцов и деталей при изгибе с кручением 1982
  • Филатов Эдуард Яковлевич
  • Павловский Вадим Эдуардович
  • Белокуров Владимир Николаевич
SU1078277A2
Стенд для испытания конструкций на усталость 1990
  • Константинов Алексей Владимирович
  • Потапов Сергей Робертович
  • Якушина Людмила Владимировна
SU1730563A1
СТЕНД ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ ВОЗДУШНОГО ВИНТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1996
  • Шелковников П.С.
RU2102713C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1991
  • Игнашкин Иван Сергеевич[Ua]
  • Репетя Евгений Иванович[Ua]
RU2030727C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 085 898 C1

Реферат патента 1997 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ НА УСТАЛОСТЬ УЗЛА РАМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Сущность изобретения: участок лонжерона испытуемого узла с помощью захватов закрепляется на основании в двух точках, а к концу участка поперечины через активный захват прикладывается нагрузка. Нагрузка передается от силовозбудителя через подшипниковый узел и закрепленный на активном захвате рычаг, на котором установлен подшипниковый узел. Линия действия силовозбудителя расположена наклонно к оси участка поперечины в вертикальной плоскости, параллельной этой оси. Устройство обеспечивает нагружение поперечины кручением и изгибом в вертикальной плоскости, а лонжерона - изгибом в вертикальной и горизонтальной плоскостях и стесненным кручением. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 085 898 C1

Устройство для испытания на усталость узла рамы транспортного средства, образованного участками лонжерона и поперечины, содержащее захваты для закрепления участка лонжерона на основании в двух точках по длине участка, силовозбудитель, активный захват для приложения нагрузки к участку поперечины и средства для передачи нагрузки, отличающееся тем, что линия действия силовозбудителя расположена наклонно к оси участка поперечины в вертикальной плоскости, параллельной этой оси, а средство для передачи нагрузки включает закрепленный на активном захвате рычаг и установленный на нем подшипниковый узел, предназначенный для взаимодействия с силовозбудителем.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2085898C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Устройство для испытания на усталость 1986
  • Аносов Анатолий Петрович
  • Лаврушин Геннадий Алексеевич
SU1308874A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Машина для испытаний на усталость образцов и деталей при изгибе с кручением 1982
  • Филатов Эдуард Яковлевич
  • Павловский Вадим Эдуардович
  • Белокуров Владимир Николаевич
SU1078277A2
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Миркитанов В.И
и др
Расчетно-экспериментальная оценка долговечности несущих систем
Тракторы и сельскохозяйственные машины
Механическая топочная решетка с наклонными частью подвижными, частью неподвижными колосниковыми элементами 1917
  • Р.К. Каблиц
SU1988A1
Приспособление для плетения проволочного каркаса для железобетонных пустотелых камней 1920
  • Кутузов И.Н.
SU44A1

RU 2 085 898 C1

Авторы

Рассоха Владимир Иванович

Шурин Константин Владимирович

Даты

1997-07-27Публикация

1992-01-28Подача