АКТИВНАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ Российский патент 1997 года по МПК B64C9/20 F02K3/02 B64C23/06 

Описание патента на изобретение RU2086469C1

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к взлетно-посадочной механизации летательного аппарата.

Известна активная система регулирования подъемной силы, содержащая крыло, однозвенный или многозвенный закрылок, турбореактивный двигатель, расположенный под крылом, и отклоняемый щиток, установленный на нижней кромке сопла и снабженный приводом, обеспечивающим возможность его выдвижения в область выходного сечения сопла. Щиток работает как дефлектор, отклоняющий струю двигателя на некоторый угол по направлению к поверхности крыла, /см. Н. Ф. Краснов, В. Н. Кошевой, "Управление и стабилизация в аэродинамике", Москва, "Высшая школа", 1978, с. 380, рис. 5.3.15/
Недостатком такого устройства является значительный размер отклоняемого щитка /примерно равный диаметру сопла двигателя/, что приводит к большим усилиям при погружении щитка в струю двигателя и, как следствие, значительному весу системы привода и самого щитка, а также к увеличению сопротивления на крейсерском режиме, когда щиток выведен из струи.

Целью изобретения является увеличение подъемной силы на взлетно-посадочных режимах без ухудшения аэродинамических характеристик самолета на крейсерском режиме.

Задача решается тем, что в активной системе регулирования подъемной силы, содержащей крыло летательного аппарата, однозвенный или многозвенный закрылок, турбореактивный двигатель, преимущественно с круглым соплом, расположенный под крылом, и щиток, установленный на нижней кромке сопла, снабженный приводом, обеспечивающим возможность его выдвижения в область выходного сечения сопла, высота щитка 20-30% диаметра сопла.

Щиток, например, может быть выполнен в виде круглого сектора с углом раскрытия 60-120oC.

Предлагаемое устройство может использоваться для реактивных двигателей различных типов, но наиболее эффективным будет использование для двигателей большой степени двухконтурности, так как струи таких двигателей труднее отклонить закрылками из-за относительно большого диаметра этих струй, и в то же время для таких двигателей температура струй невысока и введение в эти струи предлагаемого щитка не вызовет затруднений.

На фиг. 1 представлена схема предлагаемого устройства на крейсерском режиме; на фиг.2 то же, на взлетно-посадочном режиме; на фиг.3 схема сопла со щитком влияющим на поперечное сечение струи.

Активная система увеличения подъемной силы содержит крыло 1, отклоняемый закрылок 2, турбореактивный двигатель 3, расположенный под крылом 1, на нижней кромке сопла 4 двигателя установлен щиток 5 и привод 6, обеспечивающий возможность выдвижения щитка в реактивную струю 7 двигателя. Высота щитка составляет 20-30% диаметра сопла. Щиток 5 может быть выполнен в виде кругового сектора с углом раскрытия 60-120oC.

При уменьшении размеров щитка /высоты или угла раскрытия сектора/ снижается эффективность системы, а при увеличении размеров загромождается входное сечение сопла, что приводит к снижению тяги двигателя. Угол между плоскостью щитка и плоскостью среза 4 изменяется с помощью привода 6 в зависимости от режима полета в пределах 0-100oC.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

На взлетно-посадочных режимах летательного аппарата с предлагаемой системой осуществляют отклонение закрылка 2 и выдвигают щиток 5 в струю 7 двигателя 3. При этом со щитка 5 сходят продольные вихри 8, распространяющиеся вниз по потоку струи 6, которые изменяют форму поперечного сечения струи из круглой в эллиптическую и отклоняют ось струи по направлению к крылу 1, что повышает эффективность отклонения струи 7 закрылком 2.

При регулировании направления вектора тяги изменяют угол отклонения закрылка 2 и угол между плоскостью щитка 5 и осью сопла, при этом для увеличения угла отклонения вектора тяги увеличивают угол наклона плоскости щитка.

На крейсерском режиме полета щиток полностью выводится из струи /фиг.1а/ и не влияет на аэродинамические характеристики летательного аппарата.

Для проверки эффективности предлагаемого устройства были проведены эксперименты в аэродинамической трубе на модели отсека крыла с имитатором двигателя и щитком в форме кругового сектора.

Техническим результатом от использования изобретения является уменьшение веса и обеспечение большей скорости функционирования системы, а также снижение Cx на крейсерском режиме за счет уменьшения размеров отклоняемого щитка.

Похожие патенты RU2086469C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ НЕСУЩИХ СВОЙСТВ КРЫЛЬЕВ 1995
  • Жулев Ю.Г.
  • Иншаков С.И.
  • Кажан В.Г.
RU2104220C1
САМОЛЕТ КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 1996
  • Жулев Ю.Г.
  • Зарецкий С.А.
  • Кажан В.Г.
RU2103199C1
ЭКРАНОПЛАН 2005
  • Сергеев Виктор Георгиевич
  • Макаров Сергей Алексеевич
RU2297933C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСЛАБЛЕНИЯ ВИХРЕВОГО СЛЕДА МЕХАНИЗИРОВАННОГО КРЫЛА (ВАРИАНТЫ) 1998
  • Вождаев Е.С.
  • Головкин М.А.
  • Головкин В.А.
  • Горбань В.П.
  • Калявкин В.М.
RU2174483C2
ЭКРАНОПЛАН 2011
  • Волик Олег Алексеевич
  • Варакосов Юрий Геннадиевич
  • Сергеев Виктор Георгиевич
RU2471660C2
ОБТЕКАТЕЛЬ МЕХАНИЗМА ВЫПУСКА И УБОРКИ ВЫДВИЖНЫХ ЗАКРЫЛКОВ 1995
  • Фролищев Б.Н.
  • Воробьев Ю.В.
  • Джамгаров С.Г.
RU2085441C1
ШУМОГЛУШАЩЕЕ СОПЛО ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1993
  • Житенев В.К.
  • Павлюков Е.В.
  • Соколов В.Д.
RU2092708C1
Летательный аппарат с гибридной силовой установкой 2022
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Брагин Николай Николаевич
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Лепешенков Роман Григорьевич
  • Сорокин Олег Эдуардович
  • Чернышев Иван Леонидович
RU2789425C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОТСОСОМ ПОГРАНИЧНОГО СЛОЯ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВДУВОМ В ПОГРАНИЧНЫЙ СЛОЙ, УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ СХОДА ПОТОКА С ЗАДНЕЙ КРОМКИ ФЮЗЕЛЯЖА И ЕГО ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЕ УСТРОЙСТВО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 1992
  • Щукин Л.Н.
  • Савицкий А.И.
  • Щукин И.Л.
  • Масс А.М.
  • Карелин В.Г.
  • Шибанов А.П.
  • Собко А.П.
  • Ермишин А.В.
  • Хуцишвили В.Г.
  • Пушкин Р.М.
  • Фищенко С.В.
RU2033945C1
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ 2006
  • Бендер Клаус
  • Боэттгер Оле
RU2399553C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 086 469 C1

Реферат патента 1997 года АКТИВНАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ

Использование: в авиационной технике и может быть использовано при проектировании летательных аппаратов. Задача изобретения - увеличение подъемной силы на взлетно-посадочных режимах без ухудшения аэродинамических характеристик самолета на крейсерском режиме. Сущность изобретения: на нижней кромке сопла установлен вихреобразователь в виде щитка высотой 20-30% диаметра сопла. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 086 469 C1

1. Активная система регулирования подъемной силы, содержащая крыло летательного аппарата, однозвенный или многозвенный закрылок, турбореактивный двигатель преимущественно с круглым соплом, расположенный под крылом щиток, установленный на нижней кромке сопла и снабженный приводом, обеспечивающим возможность его выдвижения в область выходного сечения сопла, отличающаяся тем, что высота щитка составляет 20 30% диаметра сопла. 2. Система по п.1, отличающаяся тем, что щиток выполнен в виде кругового сектора с углом раскрытия 60 120o.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2086469C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Авторское свидетельство СССР N 1568628, кл
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Краснов Н.Ф., Кошевой В.Н
Управление и стабилизация в аэродинамике
М
Высшая школа, 1978, с
Велосипед, приводимый в движение силой тяжести едущего 1922
  • Кучеров И.Ф.
SU380A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1

RU 2 086 469 C1

Авторы

Власов В.А.

Ганич Г.А.

Жулев Ю.Г.

Даты

1997-08-10Публикация

1994-03-10Подача