Изобретение относится к гидротехнике, а именно к рыбопропускным и рыбоподъемным сооружениям на плотинах и гидроузлах.
Целью изобретения является повышение эффективности транспортирования рыбы из одного бьефа в другой через гидротехническое сооружение, универсализация устройства и снижение затрат на строительство.
На фиг. 1 изображено устройство в варианте транспортировки рыбы из нижнего бьефа в верхний, вид сбоку; на фиг. 2 то же, вид сверху; на фиг. 3 - это же устройство в варианте транспортировки рыбы из верхнего бьефа в нижний, вид сбоку; на фиг. 4 то же, вид сверху; на фиг. 5 -продольный разрез верхней части нижнего рыбонаправителя; на фиг. 6 продольный разрез транспортера в варианте контейнерного конвейера; на фиг. 7 устройство для перевода рыбы из одного бьефа в другой через высотное гидротехническое сооружение; на фиг. 8 транспортер в варианте контейнерного эскалатора, продольный разрез; на фиг. 9 то же, поперечный разрез.
Устройство может быть изготовлено как с стационарном, так и стационарно-мобильном исполнении. На графических материалах изображен вариант устройства в стационарном исполнении.
В любом случае наиболее предпочтительной является прямоточная конструкция, в которой нижний рыбонаправитель 1, транспортер 2, нижний 3 и верхний 4 водосливные желоба, выгрузной лоток 5 и верхний рыбонаправитель 6 расположены последовательно и соосно направлению водного потока реки.
Нижний рабонаправитель 1 содержит заходные открылки 7, днище 8, верхнее перекрытие 9 и поперечные перегородки 10 с рыбопропускными окнами 11 и струенаправляющими элементами 12. Относительно плотины он может быть закреплен как жестко, так и шарнирно /не показано/.
При упомянутом стационарном исполнении нижний рыбонаправитель 1 и транспортер 2 установлены на жестком, например, железобетонном фундаменте 13, соединенном с телом плотины 14, причем нижний рыбонаправитель 1 имеет моноблочную конструкцию основания, а его днище 8 расположено с наклоном относительно горизонта. Лишь на водоемах с малым уровнем воды в нижнем бьефе допустимо горизонтальное расположение днища 8 нижнего рыбнаправителя 1. Сечение рыбонапрваителя в направлении против течения воды сделаны постепенно уменьшающимися по ширине захвата. Лобовая часть 15 нижнего рыбонаправителя 1 и верхние части перегородок 10 покрыты эластичным материалом 16. Ширина транспортера 2 меньше ширины, граничащей с ним перегородки 10. На границе с транспортером 2 заходные открылки 7 и/или/ перегородки 10 оснащены правосторонним и левосторонним скатными лотками 17, расположенными с боков нижней части транспортера 2 и над его верхней ветвью. Углы атаки заходных открылков 7 нижнего рыбонаправителя 1 составляют 10-45o.
Во всех поперечных вертикальных перегородках 10 нижнего рыбонаправителя 1, кроме граничащей с транспортером 2, предусмотрено наличие нескольких ярусов рыбопропускных окон 11 со струенаправляющими элементами 12 для пропуска не только верховых, но также среднеглубинных и природных рыб 30. В граничащей с транспортером 2 перегородке 10 наличие нижних и средних рыбопропускных окон 11 не допускается /во избежание защемления рыб между окнами 11 и рыботранспортирующими элементами 21 транспортера 2 при переводе рыб из нижнего бьефа в верхний/. Кроме того, расположение верхних кромок у рыбопропускных окон последней перегородки нижнего рыбонаправителя относительно рыботранспортирующих элементов 21 также выбрано из соображений предотвращения защемления транспортируемых рыб между ними.
На крупных рыбопропускных сооружениях рыбопропускные окна расположены не менее, чем в три яруса: верхний ярус для верховых рыб, средний ярус для пелагических /среднеглубинных/, нижний ярус для придонных.
Ярусное расположение рыбопропускных окон 11 вызвано тем, что рыбы привыкли к обитанию в излюбленной толще воды с определенным течением и многие из них, особенно придонные, привыкли преодолевать препятствия не методом перепрыгивания по верху, а обходя стороной. Расположение рыбопропускных окон 11 в смежных поперечных перегородках 10 не должно быть симметричным для исключения образования высоконапорного потока воды, препятствующего продвижению медлительных придонных рыб.
На крупных рыбопропускных сооружениях количество рыбопропускных окон 11 в каждом ряду по фронту каждой поперечной перегородки 10 предусмотрено не менее трех:
среднее для пропуска наиболее энергичных и наиболее стремительных рыб / в местах с наиболее мощным водным потоком/,
крайние /справа и слева от средних/ для пропуска менее энергичных и менее стремительных рыб.
Габариты рыбопропускных окон 11 и размер ячеек 18 между поперечными перегородками 10 соответствует максимальным размерам пропускаемых рыб.
На крупных рыбопропускных сооружениях поперечные перегородки 10 в нижнем рыбонаправителе 1 могут быть предусмотрены регулируемой высоты для регулирования уровня и скорости течения воды в различных ячейках 18 и различных слоях потока на случай изменения уровня воды в нижнем бьефе.
Рыбопропускные окна 11 в поперечных перегородках 10 снабжены струенаправляющими элементами 12, позволяющими управлять направлением и скоростью привлекающего потока воды в верхнем, среднеглубинном и придонном слое. Струенаправляющие элементы 12 могут быть выполнены плоскими или криволинейными с возможностью регулировки углов на расположениях.
Потолочное перекрытие 9 нижнего рыбонаправителя 1 расположено выше максимального уровня воды в нижнем бьефе и выше уровня водного потока, переливающегося через поперечные перегородки 10 /для предотвращения заполнения водой осветительных установок ближнего действия/.
Крайне важно, чтобы место расположения нижнего рыбонаправителя 1 было выбрано на естественных путях миграции рыб, на участках наибольшей их концентрации.
Транспортер 2 с активным приводом предназначен для перевода рыбы из нижнего рыбонаправителя 1 в верхней бьеф и из верхнего рыбонаправителя 6 в нижний бьеф.
На низких гидротехнических сооружениях в каждом рыботранспортирующем устройстве предусмотрено лишь по одному транспортеру 2. На высотных плотинах целесообразна установка не одного высотного транспортера 2, а нескольких транспортеров /от двух до десяти/, при этом потолочное перекрытие 19 для всех транспортеров 2 и нижнего рыбонаправителя 1 желательно изготовлять общим из нескольких составных частей. Угол наклона транспорта 2 к горизонту 10-90o выбирают в зависимости от транспортируемых рыб, рельефа местности и конструкции его, например, в случае использования контейнерного конвейера он находится в пределах 20-45o. Транспортер 2 с активным приводом может быть изготовлен в различном конвейерном исполнении.
Транспортер 2 в контейнером или ковшовом варианте содержит конвейер 20 с рыботранспортирующими элементами, например контейнерами или ковшами 21, наклонные пути 22, каркас с обшивкой 23 и привод 24. Пространство между передней /нижней/ стенкой 25 каркаса 23 и конвейером 20 представляет собой передний /нижний/ отсек 26, а пространство между конвейером 20 и задней стенкой 27 каркаса 23- задний /верхний/ отсек 28. Исполнение подъемных емкостей для рыб может быть различным, например:
при исполнении конвейера в форме эскалатора рыботранспортирующие емкости могут быть выполнены в форме контейнеров 21, имеющих в отличие от полотен эскалатора днища и боковины, но не имеющих реечных настилов, их верхние части открыты для доступа рыб, а внутренние пространства используются в качестве емкостей /ячеек 29/ для воды с рыбой /фиг. 8 и 9/
при исполнении конвейера пластинчатой конструкции грузонесущие органы могут быть выполнены металлическими, деревянными, пластмассовыми или керамическими из высокопрочной керамики, его настил-полотно целесообразно изготовлять в форме пластин с неподвижными бортами по периметру, то есть по типу кузовов с водонепроницаемыми днищами и станками;
при исполнении конвейера в форме нории грузонесущие элементы могут быть выполнены в виде водонепроницаемых ковшей.
Со стороны верхнего 4 и нижнего 3 водосливных желобов передняя /нижняя/ стенка 25 каркаса 23 снабжена вырезами по размерами желобов 3 и 4, а также затвора 40.
В варианте контейнерного конвейера 20 каждый контейнер 21 содержит емкость, желательно с прозрачными стенками, а также два основных /передних/ и два вспомогательных пластмассовых, керамических или стальных обрезиненных /бесшумных/ катка, посаженных на оси. Основные катки расставлены на несколько большую колею, чем вспомогательные. В отличие от полотен эскалатора контейнеры 21 транспортера 2 не имеют реечного настила, их верхние части открыты для доступа рыб, а внутренние пространства используются в качестве емкости /ячейки 29/ для воды с рыбой. Верхние кромки контейнеров 21 имеют по всему периметру плавно искривленную отбортовку и снабжены эластичными фартуками для предотвращения травмирования рыб, прыгающих в них после преодоления последней поперечной перегородки 10 нижнего рыбонаправителя 1. Кроме того, по периметру поперечного сечения контейнеры 21 снабжены эластичными уплотнителями для уменьшения зазоров между контейнерами и стенками рыбоспускного отсека 26 транспортера 2.
В качестве тягового привода контейнеров 21 использованы тяговые цепи - пластинчатые, втулочно-роликовые, закрепленные шарнирно на передних осях контейнеров 21. Эскалатор с двумя бесконечными тяговыми цепями огибает на верху натяжные, а внизу тяговые звездочки, при помощи контейнерных катков занимает положение в соответствии с профилем наклонных направляющих путей металлоконструкции /беговых дорожек/ 22. Привод 24 транспортер 2 может быть осуществлен с использованием различных источников энергии, например:
электромеханический /при размещении электродвигателя в нижней части транспортера 2/ с дополнительным использованием в качестве привода энергии воды, прошедшей либо через верхний /рыбоспускной/, либо через нижний /после гидротурбины/, либо через верхний и нижний водосливные желоба 3 и 4.
гидравлический с использованием в качестве самостоятельного привода энергии воды, прошедший либо через верхний, либо через верхний и нижний водосливные желоба 3 и 4.
Передний /относительно направления течения воды в реке/ отсек 26 транспортера 2 предназначен для выполнения нескольких функций, в частности:
для спуска крупной рыбы в рыбьей молоди из верхнего бьефа в нижней, являясь таким образом рыбоспускным /для размещения воды и рыбы используют пространство ячейки 31 между рыботранспортирующими элементами 21/,
для размещения из верхнего бьефа воды, используемой в качестве:
среды кратковременного обитания поднимаемых и спускаемых рыб,
привода конвейера 20,
создания в нижнем рыбонаправителе 1 побудительного потока, стимулирующего движения рыб против течения,
для размещения звуковых и ароматических рыбопривлекающих устройств с целью привлечения в нижней рыбонаправитель 1 и в ячейки 29 транспортера 2 рыб, движущихся против течения.
Задний /относительно направления течения воды в реке/ отсек 28 транспортера 2 предназначается для подъема рыбы из нижнего бьефа в верхний, являясь следовательно рыбоподъемным. Для размещения воды и рыбы используются, в частности, емкости /ячейки/ 29 в рыботранспортирующих элементах 21.
Для удобства технического и технологического обслуживания передняя 25 и задняя 27 стенки переднего 26 и заднего 28 отсеков транспортера 2 снабжены створками, открывающимися на шарнирах, и зигзагообразной лестницей с перилами /на схеме не показано/.
В зависимости от характеристики водоема транспортер 2 может быть закреплен не только к фундаменту 13, но и смонтирован на заякоренном судне, например барже /в плавучем или затопленном состоянии/. Независимо от способа монтажа каждый транспортер 2 устанавливают напротив нижнего рыбонаправителя 1.
В случае монтажа транспортера 2 на стационарном устройстве или затопленной /полузатопленной/ барже его закрепляют к плотине 14 со свободной перемещения верхней части в осевом направлении, /посредством колес, катков или роликов/ для исключения вредных температурных воздействий.
Лишь в случае монтажа транспортера 2 к барже, находящейся на плаву, не должно быть допущено касание транспортера 2 с телом плотины 14.
Выгрузной лоток 5 может быть в различном исполнении, например из скатанных досок /пластмассовых, деревянных или металлических, покрытых эластичным материалом/, либо в форме транспортера со свободным или принудительным перемещением гибкой ленты. Относительно верхнего конца транспортера 2 он имеет шарнирное крепление и снабжен гидроцилиндрами 32 с приводом для изменения угла наклона. Выгрузной лоток 5 имеет 4 стенки, верхняя должна быть прозрачной, допускается лишь наличие лотков и окон.
Верхний рыбонаправитель 6 устанавливают в верхнем слое воды верхнего бьефа. Его исполнение жесткого либо плавающего типа или шарнирное с опусканием подъемом на нужную высоту при помощи различного подъемног оборудования /не показано/. Ширина захвата рыбонаправителя 6 уменьшается в направлении течения воды. Необходимость в верхнем рыбонаправителе 6 имеется не на всех устройствах и не во всех случаях, а только при транспортировке рыб и покатной молоди из верхнего бьефа в нижний для самоконцентрации их перед транспортером 2 и для предотвращения попадания рыб при спуске и подъеме в турбинный водозабор. В остальных случаях необходимость в верхнем рыбонаправителе 6 отсутствует.
Верхний водосливной желоб 4, являющийся с сущности рыбоспускным, может быть также в различном исполнении /металлическом, железобетонном, упругом и т. п./, его сечение может быть круглым, эллипсовидным, прямоугольным. Высота верхнего желоба и его расположение должны соответствовать колебанию уровня воды в верхнем бьефе. Со стороны верхнего бьефа перед желобом установлена гидроуправляемая задвижка 33 и решетка 34.
Нижний водосливной желоб 3 в конструктивном исполнении подобен верхнему, а в отличие от него соединен не с верхним бьефом непосредственно, а с турбинным водосливным 35, имеет более прочную конструкцию /большую толщину стенок/ из-за большего напора воды, воздействующей на него.
В днище водосливного желоба 3 вблизи от тела плотины 14 сделан вырез, при необходимости перекрываемый гидроуправляемой задвижкой 36, а на выходе /перед вырезом в передней стенке 25 каркаса 23 транспортера 2/ предусмотрена гидроуправляемая задвижка 37. Наличие задвижек 36 и 37 необходимо только в случае установки рыбототранспортирующего устройства вблизи турбинного или шлюзового водовода 35 и только в случае использования энергии падающего потока воды на привод устройства либо в качестве побудительного потока для привлечения рыб.
Взаиморасположение нижнего рыбонаправителя 1 и транспортера 2 подчинено следующим требованиям:
ширина транспортера 2 меньше ширины, граничащей с ним поперечной перегородки 10 /для беспрепятственного приема всего потока воды и рыбы, спускаемых по рыбоспускному отсеку 26 транспортера 2/,
расстояние по длине устройства между верхней /задней/ ветвью конвейера 20 транспортера 2 и граничащей с ним поперечной перегородкой 10 в нижней части меньше, чем вверху /во избежание заклинивания между ними наиболее крупных экземпляров рыб, перепрыгнувших эту перегородку при переходе из нижнего бьефа в верхний);
правосторонние и левосторонние скаты лотки 17 расположены с боков нижней части транспортера 2, с наклоном в вертикально-поперечной плоскости и над верхней ветвью конвейера 20 транспортера 2 /задней в направлении против лечения воды/,
расстояние по ширине устройства между верхней /задней/ ветвью конвейера 20 транспортера 2 и граничащими с ним скатными лотками 17 в нижней части меньше, чем между верхними частями скатных лотков 17 вверху. Необходимо иметь ввиду, что для обеспечения работоспособности предложенного устройства не столь важна конструкция конвейера, сколько конструкция рыбонаправителей и стыковки их с конвейером, для самоконцентрации рыб перед конвейером и самозаполнения ими емкостей конвейера без какого-либо страха или настороженности.
Взаиморасположение верхнего водосливного /рыбопропускного/ желоба 4 и нижнего водосливного желоба 3 относительно транспортера 2 должно обеспечивать беспрепятственный пропуск всего потока воды и рыбы 30 из верхнего бьефа в нижней, при этом ширина желобов 3 и 4 меньше ширины транспортера 2.
Взаиморасположение транспортера 2 и плотины 14 должно обеспечивать беспрепятственное изменение длины транспортера 2 при температурных колебаниях.
Конструктивное исполнение плотины 14 преимущественно гравитационного типа. Турбинный водопровод /водослив/ 35 /с постепенно уменьшающимся сечением в направлении сверху вниз для исключения кавитации/ проложен в теле плотины 14 и проходит через гидротурбину, сообщаемую посредством вала с генератором электрического тока в здании ГЭС, а на выходе их плотины сообщается с рыботранспортирующим устройством через нижний водослив желоб 3, который расположен за пределами плотины 14.
Звуковое рыбопривлекающее устройство 38 представляет собой погруженный в воду гидродинамик для трансляции магнитофонных записей наиболее принятых для рыб в каждой конкретной ситуации звуков, соответствующих, например, нересту, кормлению и т.д.
Ароматическое рыбопривлекающее устройство 39 представляет собой погруженную в воду груз-кормушку для распространения в воде принятых для рыб запахов.
Для обеспечения простоты обслуживания целесообразен монтаж звуковых и ароматических рыбопривлекающих устройств и к одному и тому же элементу конструкции, например к передней стенке 25 переднего отсека 26 транспортера 2 при транспортировке рыбы из нижнего бьефа в верхний и к днищу рыбоспускного желоба 4 при транспортировке рыбы из верхнего бьефа в нижний. В каркасе 23 транспортера 2 и в каркасах обоих рыбонаправителей /1 и 6/ предусмотрены телекамеры и светопроницаемые люки /окна/ для наблюдения за пропуском рыб /на схемах не показано/.
На командном пункте устройства /не показан/ сосредоточены ЭВМ, магнитофонные записи звука мигрирующих рыб, телевизионные устройства для контроля уровня воды в межконтейнерных ячейках 31 транспортера 2 и за ходом передвижения рыб, а также программные устройства для включения в необходимом сочетании исполнительных механизмов /затворов, решеток, струенаправляющих элементов, конвейеров транспортера/ и рыбопривлекающих устройств /осветительных установок дальнего и близкого действия, звуковых и ароматических/.
Устройство работает следующим образом. В варианте рыбоподъемника для транспортировки рыб из нижнего бьефа в верхний вначале проводят подготовительные операции: устанавливают рыбозащитную решетку 34 перед верхним /рыбоспускным/ желобом 4, открывают рыбопропускные окна 11 в перегородках 10 нижнего рыбонаправителя 1, устанавливая струенаправляющие элементы 12 под средним углом атаки к продольной оси рыбонаправителя 1, включают привод 24 транспортера 2, открывают частично или полностью затворы /задвижки/ 33 и 37 в верхнем 4 и нижнем 3 водосливных желобах, включают рыбопривлекающие устройства, например осветительные установки, а также на основе использования звука 38 и запаха 39.
При включении транспортера 2 происходит перемещение рыботранспортирующих элементов его /ковшей 21 и т.п./ по наклонным путям 22.
При открывании затворов /задвижек/ 33 и 37 вода из верхних слоев верхнего бьефа по верхнему водосливному желобу 4 из более нижних слоев по нижнему водосливному желобу 3 поступает в передний отсек 26 транспортера 2, попутно создавая толкающее усилие для перемещения рыбоперемещающих частей 21 транспортера 2 / ковшей, контейнеров и т.п./.
В процессе перемещения рыбоперемещающих элементов 21 транспортера 2 проходит частичное перемешивание воды с воздухом, захваченным ковшами, контейнерами и т. п. рыбоперемещающимися частями 21 перед поступлением в передний отсек 26 транспортера 2.
При встрече с потоком воды из нижнего водосливного желоба 3 /с гораздо большей глубины, а потому имеющего более низкую температуру и иной кислородный режим/ происходит частичное перемешивание обоих потоков воды, суммарный поток получается с усредненной температурой и газовым составом. После выхода из переднего отсека 26 транспортера 2 частично аэрированный поток воды в дальнейшем распределяется на два потока, первый из которых расходуется на заполнение контейнеров 21 в заднем /рыбоподъемном/ отсеке 28 транспортера 2, а второй направляется в нижний рыбонаправитель 1 для создания побудительного потока.
Дополнительное формирование побудительного потока воды происходит благодаря устремлению стекающего вниз потока воды через верх перегородок 10 и в рыбопропускные окна 11. При этом происходит дополнительное перемешивание слоев воды между собой и с воздухом, то есть происходит дополнительная /повторная/ аэрация. Улучшению аэрации воды в нижнем рыбонаправителе 1 способствует также то обстоятельство, что транспортер 2 может быть размещен выше уровня воды в нижнем бьефе.
Став таким образом достаточно аэрированным, водяной поток дополнительно привлекает рыбу, которая подплывает к нижнему рыбонаправителю 1 со стороны нижнего бьефа.
Привлеченная на повышенную скорость аэрированного потока воды рыба 30 скапливается перед нижним рыбонаправителем 1 и, продвигаясь против течения, заходит в него, преодолевая одну за другой преграды в форме перегородок 10. Стремление рыб двигаться на встречу водного потока, самостоятельный переход их из нижерасположенных ячеек 18 в вышерасположенные стимулируется управляемым гидравлическим режимом потока.
Размещение рыб перед нижним рыбонаправителем 1 и в нем самом зависит в основном от степени освещенности, а также от направления, силы и скорости водного потока.
В процессе прохождения по нижнему рыбонаправлению 1 происходит самоконцентрация рыб перед транспортером 2 благодаря: постоянному уменьшению сечения рыбонаправителя 1 как по горизонтали, так и по вертикали, постоянному напору задних рядов рыб на передние, вызванному природным инстинктом совершать стайные миграции, постоянно усиливающемуся воздействию привлекающих факторов /побудительного потока, ароматических веществ, звуков, и т.д./ по мере продвижения.
При массовом преодолении перегородок 10 нижнего рыбонаправителя 1 рыбы выстраиваются в строгом порядке как относительно вертикальной, так и относительно горизонтальной плоскости. Так, в вертикальной плоскости /при виде сбоку/ рыбы занимают месторасположение в соответствии с их породным составом: верховые по верху, пеллагические в средних слоях, придонные около дна.
По горизонтали же /при виде сверху/ рыбы занимают месторасположение относительно продольной оси рыбонаправителя 1 /справа и слева/ на удалении, обратно пропорциональном их энергичности и стремительности, например, наиболее сильные, энергичные и стремительные рыбы преодолевают водный поток по его центральной оси с наибольшей скоростью течения воды, самые слабые на наибольшем удалении от оси потока /рядом с открылками/, а остальные в промежутках между ними.
Благодаря размещению рыбопропускных окон 11 по ярусам и по фронту, а также благодаря перетеканию воды сверху перегородок 10 обеспечивается перемещение рыбы в излюбленной толще воды, то есть верхнем, среднеглубинном, придонном или донном слоях водного потока /через верх перегородок, либо верхние, средние или нижние рыбопропускные окна/, только справо или только слева рыбьей стаи /в зависимости от состояния органов зрения и чувств/, методом преодоления препятствий наверху /перепрыгивая через верх перегородок 10 или через нижние горизонтальные кромки окон 11/ либо обходя стороной боковые вертикальные кромки рыбопропускных окон 11 /для тех рыб, которые привыкли обходить препятствия стороной, а не перепрыгивать через них/.
Так, самые быстрые верховые рыбы преодолевают перегородки 10 стремительным броском /рывком/ через верх, а менее энергичные из верховых - через рыбопропускные окна 11. Пеллагические рыбы преодолевают перегородки 10 через средние по высоте рыбопропускные окна 11 по струе с усредненным течением, а придонные через нижние, с небольшим по скорости водным потоком. При этом наиболее сильные из каждого вида рыб перемещаются в прямом направлении по струе с наиболее сильным течением, а самые медлительные в зигзагообразном направлении, по струям с наименьшими водными потоками, в максимальном удалении от наиболее мощного центрального потока.
Возрастающая по мере продвижения рыбы скорость воды и повышенная турбулентность потока вблизи каждой перегородки 10 быстро утомляет рыб. В поисках отдыха рыбы инстинктивно погружаются на дно одной из ячеек между перегородками 10, в стороне от рыбопропускных окон 11, где скорость потока понижена.
Лабиринт водопропускных окон 11 вблизи днищ 8 ячеек 18 снижает скорость встречного потока воды до сравнительно безопасного уровня, чем исключает дезориентацию медлительных придонных рыб и непроизвольное возвращение их в нижний бьеф, обеспечивает им отдых и преодоление лабиринта без необходимости перепрыгивания перегородок поверху, то есть без необходимости борьбы с сильным встречным течением. Рыба получает возможность отдыха, уходя от встречного потока не только в глубь ячейки 18, но и в сторону.
В то же время рыбопривлекающий поток, проходя через струенаправляющие элементы 12, изменяет свое направление движения в зависимости от угла наклона или угла атаки последних /его позднее выбирают из условия наиболее благоприятного режима в ячейках 18 между перегородками 10/.
Количество задействованных струенаправляющих элементов 12 и скорость перемещения контейнеров 21 выбирают таким образом, чтобы обеспечить эффективное управление водяным потоком /его направлением, силой и скоростью/, не затрудняя при этом доступ рыбы в нижний рыбонаправитель 1.
Благодаря созданию аэрированного потока воды с повышенным течением, а также применению вышеперечисленных регулировок обеспечиваются такие условия перевода рыбы из нижнего бьефа в верхний, которые приближаются к естественным.
После отдыха в ячейках 18 все виды рыб, подталкиваемые движущимся сзади косяком, движимые собственным приводным инстинктом и приманиваемые привлекающими устройствами на основе света, звука и запаха /38 и 39/, при отсутствии каких-либо настораживающих факторов перепрыгивают очередные перегородки 10. Таким образом процесс продолжается до тех пор, пока рыба не преодолевает последнюю /светонепроницаемую/ перегородку 10.
После преодоления последней перегородки 10 через верх или верхние окна 11 /наличие нижних и средних рыбопропускных окон 17 в ней в большинстве случаев во избежание травмирования рыб недопустимо/ рыбы неожиданно оказываются в одной из постоянно перемещающихся снизу вверх рыботранспортирующих ячеек 29 транспортера 2 или в зоне их действия. При этом наиболее энергичные рыбы всех видов /верховые, пеллагические и природные/ после преодоления последней перегородки 10 сразу же оказываются в одной из рыботранспортирующих ячеек 29 транспортера 2 или в зоне их действия, а менее энергичные рыбы, перемещающиеся по краям водного потока, после преодоления перегородки 10 вначале оказываются на направляющих /скатных/ лотках 17, по которым соскальзывают и скатываются в рыботранспортирующие ячейки 29 транспортера 2/ в случае изготовления верхней части нижнего рыбонаправителя 1 шире транспортера 2/.
Находясь в рыботранспортирующих ячейках 29 рыботранспортирующих элементов типа ковшей, контейнеров и т.п.21, рыба ведет себя достаточно спокойно по той причине, что получат возможность отдыха от борьбы с течением. Транспортер 2 при этом выполняет роль бесконечного ряда микробассейнов, перемещающих рыбу из нижнего бьефа в верхний. Из ячеек 29 рыба поступает на выгрузной лоток 5 и далее в верхний рыбонаправитель 6. Оказавшись в верхнем рыбонаправителе 6, рыба оказывается изолированной от турбинного водовода 35 посредством днища этого рыбонаправителя 6 и рыбозащитной решетки 34. Затем в соответствии с природным инстинктом рыба из верхнего рыбонаправителя уходит вверх против течения.
В процессе работы устройства по подъему рыбы из нижнего бьефа в верхний для достижения оптимальной пропускной способности и регулирования очередности перевода рыб регулируют величину побудительного потока путем изменения скорости и силы потока воды в нижнем рыбонаправителе 1 за счет регулирования величины открытия затворов 33 и 37 и скорости перемещения рыбоперемещающих элементов 21 транспортера 2, а также посредством изменения высоты перегородок 10 и расположения струенаправляющих элементов 12 в рыбопропускных окнах 11 перегородок 10.
Скорость перемещения рыботранспортирующих элементов 21 по наклонным путям 22 транспортера 2 выбирают в пределах 0,5-2,5 м/с в зависимости от количества и видов рыб, переводимых через гидротехническое сооружение. При этом нижний предел относится к переводу рыб в небольшом количестве и/или медлительных /придонных/, а верхний предел к переводу наиболее стремительных рыб /верховых/ и/или в большом количестве.
В зависимости от вида рыб, совершающих миграцию, включают привлекающую магнитофонную звуковую запись, которую после усиления воспроизводят в переднем отсеке 26 транспортера 2 с помощью подводных гидродинамиков 38, при кормовых звуки кормления; устройства для распространения привлекающих запахов 39, например, в переднем отсеке 26 транспортера и нижнем рыбонаправителе 1; заранее запрограммированные и наиболее щадящие для конкретного вида рыб электрические и магнитные поля соосно побудительному потоку /не показано/.
Регулируют газовый состав и температурный режим воды посредством регулирования затворами 33 и 37 соотношения воды, поступающей через верхний 4 и нижний 3 водосливные желоба, по которым течет вода разной температуры и с разным содержанием кислорода.
При транспортировке из нижнего бьефа в верхний на ГЭС в качестве кратковременной среды обитания и в качестве вспомогательного привода транспортера 2 в основном используют воду из верхнего бьефа, пропускаемую через верхний водосливной желоб 4.
Использование в качестве привода воды, прошедшей через гидротурбину и нижний водосливной желоб 3, целесообразно не по всей ширине плотины, а лишь напротив машинного зала ГЭС или рядом с ним.
В случае использования падающего потока воды, прошедшей через гидротурбину, для привода рыботранспортирующего устройства полностью или частично закрывают задвижку 36 и полностью либо частично открывают задвижку 37.
Этим самым регулируется количество воды, поступающей на привод рыботранспортирующего устройства, и, следовательно скорость перемещения рыботранспортирующих элементов /контейнеров, ковшей и т.п./
В варианте рыбоспускного сооружения устройство может быть использовано также в режиме пропуска покатной молоди и отнерестившейся крупной рыбы 30 из верхнего бьефа в нижний. Для этой цели достаточно включить рыбоотпугивающее устройство у водосбросов и водозаборного канала турбины /не показано/, включить рыбопривлекающие устройства 38 и 39 в концевой части рыбоспускного желоба 4 /звуковые и ароматические/, частично приподнять выгрузной лоток 5 относительно верхнего рыбонаправителя 6, закрыть затвор 37 и открыть затвор 36 в нижнем водосливном желобе 3, открыть затвор 33 в верхнем водосливном /рыбоспускном/ желобе 4, отрегулировать скорость перемещения рыботранспортирующих элементов /ковшей, контейнеров и т.п./ транспортера 2 и струенаправляющие элементы 12 у перегородок 10 нижнего рыбонаправителя 1.
Кроме того, возможен выпуск рыб из переднего /нижнего/ отсева 26 транспортера 2 не в нижний рыбонаправитель 1, а минуя его, посредством направления рыбы на его лобовую часть 15 и по сторонам заходных открылков 7 нижнего рыбонаправителя 1. Эту работу выполняют посредством открывания гидроуправляемой задвижки /затвора/ 40 в нижней части транспортера 2.
При впуске рыбы в начале происходит самоконцентрация ее в верхнем рыбонаправителе 6 благодаря постепенно уменьшающему сечению его по ширине и высоте. Затем рыба вместе с водой скатывается в верхний водосливной /рыбоспускной/ желоб 4, после чего под напором воды и сзади движущегося косяка оказывается в ячейках 31 рыбоспускного отсека 26 транспортера 2, полностью или частично заполненных водой.
При закрытой задвижке /затворе/ 40 небольшое количество рыб /в основном из числа наиболее слабых/ подхватывается рыботранспортирующими элементами /контейнерами/ ковшами и т.п./ 21 и вновь переводится в верхний бьеф по рыбоподъемному отсеку 28 транспортера 2, подавляющее большинство рыб вместе с водным потоком устремляется в нижний рыбонаправитель 1 и далее в нижний бьеф.
При открытой задвижке /затворе/ 40 вся рыба из рыбоспускного отсека 26 транспортера 2 разгружается в нижний бьеф перед лобовой частью 15 нижнего рыбонаправителя 1 и далее скатывается вниз по течению с наружных сторон заходных открылков 7, минуя ячейки 18 рыбонаправителя 1.
В процессе перевода из верхнего бьефа в нижний автоматически исключается баротравмирование и механическое повреждение спускаемых рыб благодаря снижению давления и гашению скорости потока воды в ячейках 31 рыбоспускного отсека 26 транспортера 2.
Снижение давления воды и скорости потока ее до безопасного уровня обеспечивается несколькими факторами, влияющими на степень заполнения водой ячеек рыбоспускного отсека 26 транспортера 2, в частности:
регулированием общего количества воды, поступающего в транспортер 2, посредством регулирования величины открытия затвора 33,
разделением сплошного потока воды, поступающего в рыбоспускной отсек 26 транспортера 2, на множество микропотоков, изолированных между собой ковшами, контейнерами и т.п. рыботранспортирующими элементами 21.
регулированием скорости перемещения ковшей, контейнеров и т.п. рыботранспортирующих элементов 21, обеспечивающим заполнение межконтейнерных и межковшовых ячеек 31 транспортера 2 лишь до допустимого уровня /скорость их перемещения предусматривают больше скорости заполнения водой ячеек в рыбоспускном отсеке транспортера/,
достаточной надежностью уплотнений ковшей, контейнеров и т.п. рыботранспортирующих элементов 21, связанного с этим предотвращения перетекания воды из вышерасположенных ячеек 31 в нижерасположенные,
формой рыботранспортирующих элементов 21,
применением на высотных сооружениях не одного лишь крупного транспортера 2, а нескольких небольших, соединенных последовательно.
При надежно действующем уплотнении на рыботранспортирующих элементах 21 напор воды в ячейках / межковшовых, межконтейнерных и т.п./ меньше суммарного напора воды в верхнем бьефе как минимум во столько раз,сколько контейнеров или ковшей 21 размещено в рыбоспускном отсеке 26 транспортера 2.
В результате комплексного воздействия этих факторов в течение своего времени перевода из верхнего бьефа в нижний спускаемые рыбы находятся в благоприятных условиях, в частности:
перемещаются в межковшовых и межконтейнерных ячейках 31 при спокойной обстановке со скоростью движения этих рыботранспортирующих элементов 21,
на них действует лишь давление крайне небольшого столба воды одной межковшовой, межконтейнерной и т.п. ячейки 31.
Решетка 34 предотвращает поступление в верхний водосливной /рыбоспускной/ желоб 4, транспортер 2 и рыбопропускные окна 11 травяной и древесной растительности, а также различного хлама крупных размеров, плывущих вниз по течению воды, тем самым предотвращаются частые технические и технологические отказы.
При спуске рыбы из верхнего бьефа в нижний целесообразнее использовать в качестве среды обитания и средства для вспомогательного привода транспортера 2 лишь воду, пропускаемую из верхних слоев верхнего бьефа через верхний водосливной желоб 4. Использовать для этих целей воду, прошедшую через гидротурбину и нижний водосливной желоб 3, нежелательно из-за режима, а также большего напора воды, способного повредить покрытую молодь.
В процессе спуска рыб из верхнего бьефа в нижний при сравнительно небольшой разнице в их уровнях, когда исключена опасность значительного повышения давления воды в нижних межковшовых, межконтейнерных и т.п. ячейках 31 до критического значения /при возможных утечках воды из вышерасположенных ячеек 31 в нижерасположенные/ и поэтому исключается вероятность баротравмирования рыб, затвор 33 открывают полностью, обеспечивая заполнение межковшовых, межконтейнерных и т.п. ячеек 31 транспортера 2 на полную высоту. При этом на рыботранспортирующие элементы 21 транспортера 2 в рыбоспускном отсеке 26 воздействует давление сплошного суммарного столба воды, находящегося, например, в контейнерах 21 и межконтейнерных пространствах 31, а противодействует ему суммарное давление воды, находящейся в контейнерах 21 на рыбоподъемном отсеке 28 транспортера 2, то есть на привод транспортера 2 действует разница в массах воды на рыбоспускном и рыбоподъемном отсеках транспортера 2. В подобном случае энергия воды может использоваться в качестве дополнительного привода транспортера 2.
В процессе спуска рыб из верхнего бьефа в нижний при значительной разнице в их уровнях, например на высотных сооружениях, затворы 33 нужно открывать не полностью с тем, чтобы заполнение водой межковшовых, межконтейнерных и т.п. ячеек 31 в рыбоспускном отсеке 26 транспортера 2 не на полную высоту, а лишь частично, во избежание случаев резкого повышения давления воды, возможных, например, при повреждении уплотнительных фартуков на контейнерах и утечках воды из вышерасположенных ячеек 31 в нижерасположенные для предотвращения баротравмирования рыб.
С этой же целью скорость перемещения контейнеров 21 должна быть несколько выше скорости заполнения водой межковшовых, межконтейнерных и т.п. ячеек 31.
В случае необходимости гидроизоляции рыботранспортирующего устройства от мощного потока воды, проходящего через гидротурбину, например, на случай ремонта, а также технического или технологического обслуживания его, полностью открывают задвижку 36 и полностью закрывают задвижку 37.
Транспортеры в виде конвейеров ленточного, ленточно-планчатого, люлечного и канатно- дискового типов в предлагаемом устройстве не всегда эффективно применять для спуска рыб из верхнего бьефа в нижний, но они с успехом могут быть использованы для перевода рыб из нижнего бьефа в верхний, особенно при невысоких плотинах и малых углах наклона конвейера к горизонту.
Предлагаемое устройство является универсальным, обладает высокой пропускной способностью, обеспечивает сохранность рыб и надежно в эксплуатации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РЫБОПРОПУСКНОЕ СООРУЖЕНИЕ | 2003 |
|
RU2250953C1 |
РЫБОХОДНО-НЕРЕСТОВЫЙ КАНАЛ | 2004 |
|
RU2269620C1 |
ГИДРОУЗЕЛ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2280732C1 |
Устройство для отпугивания рыб | 1984 |
|
SU1219029A2 |
ВХОДНОЙ ОГОЛОВОК РЫБОХОДА (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2280731C1 |
ВХОДНОЙ ОГОЛОВОК РЫБОХОДА (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2363807C1 |
Рыбоподъемник | 1982 |
|
SU1055816A1 |
ОГОЛОВОК РЫБОПРОПУСКНОГО СООРУЖЕНИЯ И СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РЫБЫ | 2003 |
|
RU2244064C2 |
Способ термической подготовки алюминиевых электролизеров к пуску | 1990 |
|
SU1767037A1 |
Способ привлечения рыб в рыбопропускное сооружение и оголовок рыбопропускного сооружения | 1990 |
|
SU1767081A1 |
Использование: в гидротехнике для пропуска рыбы из одного бьефа гидротехнического сооружения в другой. Сущность изобретения: устройство состоит из последовательно расположенных нижнего рыбонаправителя 1, транспортера 2, нижнего водосливного желоба 3, верхнего водосливного желоба 4, выгрузного лотка 5 и верхнего рыбонаправителя 6. Подъем рыбы из нижнего бьефа в верхний осуществляется транспортером 2, имеющем емкость для транспортирования рыбы. 12 з.п. ф-лы, 9 ил.
Рыбоход | 1989 |
|
SU1701806A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1997-08-10—Публикация
1992-04-20—Подача