УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТОКА УТЕЧКИ ДВИЖУЩЕГОСЯ ТРОЛЛЕЙБУСА Российский патент 1997 года по МПК B60L3/02 G01R31/02 G01R19/15 

Описание патента на изобретение RU2087337C1

Изобретение относится к устройствам для измерения параметров электрических транспортных средств, более конкретно для измерения тока утечки (ТУ) движущегося троллейбуса. Оно может быть использовано в других отраслях, применяющих аналогичный электротранспорт, например, на автоматизированных производствах.

Известно устройство для измерения ТУ троллейбуса, в котором один из выводов прибора ТУ соединен с кузовом троллейбуса, а другой с землей через заземлитель, имеющий контакт с землей через металлический лист, уложенный в зоне остановочного пункта [1]
Недостатками этого устройства является низкая надежность, дороговизна, ограниченность применения.

Известно устройство измерения ТУ движущегося троллейбуса (прототип), в котором один из выводов прибора ТУ соединен с кузовом (шасси) троллейбуса, а другой вывод соединен с гибкими росами, либо стальными щетками, контактирующими с дорожным покрытием. При этом в качестве прибора ТУ используется реле, которое срабатывает при превышении током заданного значения [2]
Существенными недостатками указанного устройства является малые надежность и точность измерения ТУ. Это связано с тем, что переходное сопротивление подвижного контакта с землей зависит от состояния дороги. Кроме того, сопротивление самого дорожного покрытия, особенно асфальтового, сравнительно велико и сильно зависит от погодных условий и состояния дорожного покрытия: оно меняется в большом интервале от 350 кОм (мокрый, грязный асфальт) до 100 тыс. кОм (сухой асфальт). Поэтому через токовое реле могут протекать токи на несколько порядков меньше действительных токов утечки, т.е. погрешность измерения ТУ устройством крайне высока [2] Это означает, что при токе срабатывания реле, например, 3 мА, оно не будет срабатывать даже при смертельно опасных для человека токах [2]
Основной задачей изобретения является повышение надежности и точности измерения ТУ.

Решение этой задачи достигается тем, что в известном по прототипу устройстве, включающем прибор ТУ, один из выводов которого соединен с кузовом троллейбуса, второй вывод прибора соединяет с электродом, расположенным на штанге троллейбуса и изолированным от нее, а другой, подвижный электрод, соединяемый с землей, располагают на элементах подвески контактных проводов таким образом, чтобы при движении троллейбуса оба электрода касались друг друга, обеспечивая при этом надежный электрический контакт.

Подвижный электрический контакт известен в технике. Он возникает, например, при движении башмака троллейбуса по проводу контактной электросети. Однако использование подвижного контакта в известном исполнении не обеспечивает решение поставленной задачи.

Существенность отличий предлагаемого решения подтверждается следующим:
расположением электрода, соединенного с прибором измерения ТУ, на изолятора с установкой последнего на штанге троллейбуса;
расположением другого, подвижного электрода, соединяемого с землей, на элементах подвески контактных проводов таким образом, чтобы при движении троллейбуса при этом надежный электрический контакт.

Таким образом, в момент касания электродов сопротивление между выводом прибора ТУ и землей у предлагаемого устройства минимально. Поэтому можно утверждать, что изобретение соответствует критерию существенных отличий.

Совокупность общих существенных признаков изобретения обеспечивает решение поставленной задачи.

Действительно, в отличие от прототипа, касание двух электродов во время движения троллейбуса обеспечивает минимальное сопротивление между электродом, установленным на штанге, и землей, т.е. прибором ТУ и землей. Это связано с тем, что подвижный электрод стационарно соединен с землей электрическим кабелем, сопротивление между ним и землей минимально и не зависит от внешних условий: состояние дорожного покрытия, погодных условий и т.д. Минимальная величина сопротивления, близкая к нулю, обеспечивает высокую точность измерения ТУ, так как дополнительная погрешность, связанная с изменением сопротивления "прибор ТУ землей", практически равна нулю и также не зависит от внешних факторов.

Таким образом, в момент измерения ТУ в движущийся троллейбус "передается" нулевой потенциал (потенциал земли) и тем самым повышается надежность и точность измерения ТУ.

Очевидно, что для выполнения вышеуказанных условий величины сопротивлений электрических кабелей, "электрод-электрод", заземлителя должны быть минимальными, близкими к нулю. Практическая реализация этих требований не вызывает трудностей и связана, в основном, с качеством выполнения основных элементов устройства, выбор материала электродов и т.п. Для исключения случайного электрического контакта между кузовом (шасси) троллейбуса и электродов последний устанавливается на изолятор.

Сущность работы предлагаемого устройства поясняется чертежом.

Троллейбус подключен к проводам контактной сети 1, которые закреплены на подвесных проводах 2. На штанге троллейбуса, например, правой 3, установлен изолятор 4, на котором закреплен электрод 5, соединяемый с выводом прибора тока утечки 6, другой вывод которого соединен с кузовом (шасси) троллейбуса. На подвесном проводе 2 установлен подвижный электрод 7, соединяемый электрическим кабелем 8 с зазмелителем 9, обеспечивающим электрический контакт с землей.

Устройство работает следующим образом.

При движении троллейбуса электрод 5 касается подвижного электрода 7 образом, чтобы между нами обеспечивался надежный электрический контакт. При этом вывод прибора через электрический кабель, электрод 5, электрод 7 и электрический кабель 8 соединяется заземлителем 9. В момент касания электродов происходит измерение ТУ. Очевидно, что измерение ТУ описанным устройством может производиться с необходимой частотой, определяемой частотой размещения электродов.

Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает повышение надежности и точности измерения ТУ, так как переходное сопротивление прибор земля не зависит от погодных условий, состояния дорожного покрытия, а его величина постоянна и практически равна нулю.

Похожие патенты RU2087337C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТОКОВ УТЕЧКИ НА ТРОЛЛЕЙБУСЕ И ЗАЩИТНОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ ТРОЛЛЕЙБУСА ОТ ПИТАЮЩЕЙ СЕТИ ПРИ ПРЕВЫШЕНИИ ЗАДАННЫХ ЗНАЧЕНИЙ ТОКОВ УТЕЧКИ 1992
  • Мотузко Ф.Я.
  • Салопаев В.А.
RU2017300C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УТЕЧКИ ТОКА НА КОРПУС ТРОЛЛЕЙБУСА 1997
  • Лебедь Л.Н.
RU2128348C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРУБОПРОВОДОВ СИСТЕМЫ НЕФТЕСБОРА И ПОДДЕРЖАНИЯ ПЛАСТОВОГО ДАВЛЕНИЯ НЕФТЯНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ 2015
  • Ибрагимов Наиль Габдулбариевич
  • Заббаров Руслан Габделракибович
  • Шевченко Андрей Алексеевич
  • Евсеев Александр Александрович
  • Салимуллин Рустэм Рашидович
  • Ибрагимов Ильгиз Замилович
RU2593855C1
БЕСКОНТАКТНЫЙ СПОСОБ ПИТАНИЯ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2011
  • Стребков Дмитрий Семенович
  • Некрасов Алексей Иосифович
  • Трубников Владимир Захарович
  • Королев Владимир Александрович
RU2505427C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТОКА УТЕЧКИ 2001
  • Лучкин С.Л.
RU2214612C2
Устройство для защиты электроустановки от тока утечки на корпус, который не может быть заземлен 1988
  • Косарев Борис Иванович
  • Низский Александр Владимирович
  • Тарнижевский Михаил Владимирович
  • Чубуков Вячеслав Иванович
SU1626305A2
БОРТОВОЙ СИГНАЛИЗАТОР ТОКА УТЕЧКИ ТРОЛЛЕЙБУСА 1996
  • Грубер Б.И.
  • Коровин В.А.
RU2099207C1
Устройство для защиты человека от поражения электрическим током в двухпроводной незаземленной линии постоянного тока "мангуст" 1976
  • Кузнецов Вячеслав Александрович
  • Глинка Александр Андреевич
  • Матюк Владимир Петрович
SU604073A1
СИГНАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 1992
  • Володарский Давыд Владимирович
  • Гугелев Лев Моисеевич
  • Каминский Ефим Давидович
RU2072561C1
УСТРОЙСТВО для СИГНАЛИЗАЦИИ ТОКОВ УТЕЧКИ НА ТРОЛЛЕЙБУСЕ 1969
SU235159A1

Реферат патента 1997 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТОКА УТЕЧКИ ДВИЖУЩЕГОСЯ ТРОЛЛЕЙБУСА

Использование: изобретение относится к области измерения электрических характеристик транспортных средств на электротяге и может быть использовано для измерения тока утечки движущегося троллейбуса. Задача изобретения состоит в повышении надежности и точности измерения тока утечки. Сущность изобретения: для этого на одной из штанг троллейбуса устанавливается электрод 5, электрически изолируемый от штанги и соединенный с прибором измерения тока утечки 6, а другой, подвижный электрод 7, соединяемый с заземлителем 9, устанавливается на элементах подвески контактных проводов (например, на подвесном проводе) таким образом, чтобы при движении троллейбуса оба электрода касались друг друга, обеспечивая при этом надежный электрический контакт. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 087 337 C1

Устройство для измерения тока утечки движущегося троллейбуса, состоящее из прибора измерения тока утечки, один из выводов которого соединен с кузовом (шасси) троллейбуса, отличающееся тем, что другой вывод прибора соединен с электродом, расположенным на троллейбусе, например его штанге, и электрически изолирован от кузова (шасси) троллейбуса, а другой электрод соединен с землей и установлен на элементах подвески контактных приборов таким образом, чтобы при движении троллейбуса оба электрода касались друг друга, обеспечивая при этом надежный электрический контакт.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2087337C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Коган Л.Я
Эксплуатация и ремонт трамваев и троллейбусов
- М.: Транспорт, 1979, с
Способ изготовления гибких труб для проведения жидкостей (пожарных рукавов и т.п.) 1921
  • Евсиков-Савельев П.А.
SU268A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Томлянович Д.К., Чубуков В.И
Защита устройств электроснабжения троллейбусов
- М.: Транспорт, 1980, с
Шланговое соединение 0
  • Борисов С.С.
SU88A1

RU 2 087 337 C1

Авторы

Володарский Давыд Владимирович

Даты

1997-08-20Публикация

1994-03-05Подача