Настоящее изобретение относится к нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности, конкретно, к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания.
Известна топливная композиция для двигателей с искровым зажиганием на основе углеводородной фракции, содержащая 0,6-12 об. метил-трет-бутилового эфира, 0,1-2,1 об. монометиланилина, 0,8-36 об. метилового спирта, 0,3-8,2 об. смеси спиртов С2-С6, композиция также может содержать 0,001-0,2 об. металлоорганических соединений: нафтенат железа, ферроцен, нафтенат марганца или их смесь [1]
Однако содержащийся в этой композиции метиловый спирт за счет своей гигроскопичности приводит к коррозии топливной системы двигателей.
Для повышения октанового числа моторных топлив в их составах в качестве антидетонационной добавки используют циклопентадиенилтрикарбонил марганца (ЦТМ), а также его производные: метил-ЦТМ, хлорметил-ЦТМ, метоксиметил-ЦТМ и другие [2]
По эффективности эти соединения сопоставимы, а в некоторых случаях превосходят широко применявшуюся ранее антидетонационную добавку - тетраэтилсвинец.
Наиболее близкой к заявляемой является топливная композиция на основе базового топлива, которая в качестве антидетонационной добавки содержит органическое соединение марганца и смесь, состоящую из спиртов (например, метилового, изобутилового) и эфирных соединений (например, метил-, диметиловый эфир угольной кислоты) [3]
Недостатком известной топливной композиции являются неудовлетворительные антикоррозионные и антиокислительные свойства, а также увеличенное содержание альдегидов в составе отработавших газов автомобиля.
Задачей изобретения является разработка топливной композиции, соответствующей требованиям окружающей среды, расширение ассортимента товарных высокооктановых неэтилированных автомобильных топлив.
Для решения поставленной задачи предлагается топливная композиция, содержащая в качестве базового топлива смесь бензина прямой перегонки НК-180oС и бензина каталитического риформинга и добавку, включающую органическое соединение марганца и 99,97-99,4 мас. продукта этерификации метилового спирта бутиленами и/или трет-бутилового спирта при следующем соотношении компонентов в композиции, мас. бензин прямой перегонки НК-180oС 5-65; добавка 0,5-15; бензин каталитического риформинга остальное.
Причем топливная композиция может также содержать смесь бензина коксования и бензина термического крекинга и/или фракцию НК-160oС парафиновых углеводородов.
Топливная композиция может также содержать такие добавки, как N-монометиланилин и/или толуол.
Отличие заявляемого технического решения от известного состоит в использовании в качестве базового топлива смеси бензина прямой перегонки НК-180oС и бензина каталитического риформинга, содержание в добавке в качестве кислородсодержащего соединения продукта этерификации метилового спирта бутиленами и/или трет-бутилового спирта в количестве 99,97-99,4 мас. на добавку, а также заявленное соотношение компонентов в композиции.
Указанное отличие позволит вырабатывать широкий ассортимент экологически чистых автомобильных бензинов А-76, АИ-91, АИ-92, АИ-95, обладающих улучшенными эксплуатационными характеристиками вследствие пониженного содержания ароматических углеводородов и практически отсутствия олефиновых углеводородов.
Предлагаемую топливную композицию готовят путем смешения компонентов с последующим перемешиванием.
Характеристика компонентов, используемых в качестве базового топлива, приведена в табл.1.
В качестве продукта этерификации метилового спирта бутиленами используют присадку Фэтерол, представляющую собой смесь 50-85% метил-трет-бутилового эфира и 15-50% трет-бутилового спирта, выпускаемую по ТУ 301-03-008-94, или метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) ТУ 38.103704-90.
В качестве органического соединения марганца используют метилциклопентадиенилтрикарбонилмарганца (МЦТМ). Однако могут быть использованы: циклопентадиенилтрикарбонил марганца, дициклопентадиенил марганца и другие. При этом характеристики топливной композиции будут находиться на уровне заявляемой.
Для иллюстрации заявляемого технического решения было приготовлено 5 образцов топливной композиции, состав которых приведен в табл. 2.
Приготовленные образцы были испытаны стандартными методами на соответствие их техническим условиям на товарные бензины А-76, АИ-91, АИ-93 и АИ-95.
Результаты испытаний приведены в табл. 3. Данные, приведенные в табл. 3, показывают, что все приготовленные образцы соответствуют требованиям ТУ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Патент ПНР N 108076, С 10 L 1/10, 1980.
2. Сборник "Марганцевые антидетонаторы". М. Наука, 1971, с. 61-67.
3. Заявка ФРГ N 2447345, С 10 L 1/30, 1976 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1995 |
|
RU2077550C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1995 |
|
RU2092526C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2001 |
|
RU2203310C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1995 |
|
RU2092525C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1999 |
|
RU2137812C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1995 |
|
RU2069687C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1999 |
|
RU2137814C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1995 |
|
RU2092527C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1996 |
|
RU2092524C1 |
ДОБАВКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ | 1996 |
|
RU2102437C1 |
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности, конкретно, к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания. Предлагается топливная композиция, содержащая в качестве базового топлива смесь бензина прямой перегонки НК-180oС и бензина каталитического риформинга и добавку, включающую органическое соединение марганца и 99,4-99,97 мас.% на добавку продукта этерификации метилового спирта бутиленами и/или трет-бутилового спирта при следующем соотношении компонентов в композиции, мас.%: бензин прямой перегонки НК-180oС 5-65; добавка 0.5-15; бензин каталитического риформинга остальное. Причем топливная композиция может также содержать смесь бензина коксования и бензина термического крекинга и/или фракцию НК-160oС парафиновых углеводородов. Топливная композиция также может содержать такие добавки, как N-монометиланилин и/или толуол. Использование предлагаемой топливной композиции позволит вырабатывать товарные бензины А-76, АИ-91, АИ-92, АИ-93 и АИ-95. 2 з.п.ф-лы, 3 табл.
Бензин прямой перегонки, начало кипения 180o С 5,0 65,0
Добавка 0,5 15,0
Бензин каталитического риформинга Остальное
2. Композиция по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит смесь бензина коксования и бензина термического крекинга и/или фракцию парафиновых углеводородов, выкипающую в интервале начало кипения 160o С.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ извлечения золота из щелочных производственных цианистых растворов с применением ионитов | 1957 |
|
SU108076A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Сборник "Марганцевые антидетонаторы".- М.: Наука, 1971, с | |||
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
РЕГУЛИРУЮЩИЙ КЛАПАН | 2008 |
|
RU2447345C2 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Авторы
Даты
1997-10-10—Публикация
1996-06-26—Подача