Изобретение относится к области машиностроения, в частности к поршневым двигателям внутреннего сгорания (ДВС).
Известен поршневой ДВС, содержащий цилиндры, расположенные вокруг и параллельно оси вала, поршни с шатунами, косую и качающуюся шайбы, установленные на центральном валу и связанные между собой при помощи механизма преобразования, снабженного направляющей в корпусе.
Качающаяся шайба установлена шарнирно относительно вала и косой шайбы и соединена с шатунами при помощи шаровых опор, а косая шайба жестко связана с валом [1]
Недостатками двигателя являются:
большой износ узла шарикового соединения качающейся шайбы и беговой дорожки корпуса вследствие значительного удельного давления по линии контакта между шариком и беговой дорожкой корпуса;
увеличенные габариты из-за наличия между цилиндрами опор вспомогательного вала.
Известен поршневой двигатель, содержащий размещенные в корпусе и расположенные параллельно оси вала поршни с шатунами, подвижную шайбу, соединенную с шатунами при помощи шаровых опор, косую шайбу и механизм газораспределения.
Корпусом, имеющим круглую цилиндрическую поверхность, и валом образованы несколько полостей некруглой цилиндрической формы, в которых размещены поршни с шатунами.
Подвижная шайба оперта на невращающуюся косую шайбу и шарнирно соединена с валом, имеющим две параллельные оси вала плоскости, при помощи шаровых или цилиндрических сегментов, зафиксированных в подвижной шайбе и опертых на указанные плоскости [2]
Недостатком двигателя является наличие больших центробежных сил от поршней на стенку корпуса, которые приводят к увеличению сил трения и, следовательно, к уменьшению механического КПД и ресурса двигателя.
Задачей изобретения является увеличение механического КПД и ресурса двигателя путем уменьшения центробежных сил от поршней на стенку корпуса.
Указанная задача достигается тем, что в известном поршневом двигателе, содержащем корпус круглой цилиндрической формы, образующий с валом несколько полостей некруглой цилиндрической формы, в которых размещены поршни с шатунами, подвижную шайбу, опертую на косую шайбу и соединенную с шатунами, и механизм газораспределения, содержащий впускное и выпускное окна, корпусом и валом образованы пять полостей некруглой цилиндрической формы, на косой шайбе, соединенной с корпусом через упорный и опорный подшипники, выполнена солнечная шестерня планетарной передачи с передаточным отношением, равным пяти, водило которой соединено с валом, а механизм газораспределения содержит два впускных и два выпускных окна.
Впускные и выпускные окна расположены соответственно в диаметрально противоположных направлениях.
Окна механизма газораспределения расположены вблизи верхней мертвой точки (ВМТ).
Одно из опор вала выполнена в косой шайбе в виде, например, подшипника скольжения.
На фиг. 1 дан общий вид предлагаемого двигателя; на фиг.2 сечение по А-А на фиг. 1; на фиг.3 сечение по В-В на фиг. 1 (корпус 2 не показан); на фиг.4 сечение по Г-Г на фиг.1; на фиг. 5 схема газораспределения (конец процесса сжатия полости 10); на фиг.6 сечение по Д-Д на фиг. 5; на фиг. 7 - схема газораспределения (конец процесса расширения полости 10); на фиг. 8 - сечение по Е-Е на фиг. 7; на фиг. 9 схема газораспределения (конец процесса выпуска полости 10); на фиг. 10 сечение по Ж-Ж на фиг. 9; на фиг. 11 схема газораспределения (конец процесса впуска полости 10); на фиг. 12 сечение по И-И на фиг. 11.
Двигатель содержит корпус, состоящий из двух частей 1 и 2 (фиг. 1), к которому присоединены головка 3 и крышка 4. Внутренняя поверхность корпуса 1 имеет круглую цилиндрическую форму. Внутри корпуса размещен вал 5, опирающийся на подшипники 6 и 7.
Вал, выполненный на участке 8 с пятью радиусными проточками 9 (фиг. 2), образует с корпусом пять полостей 10, 11, 12, 13, 14 некруглой цилиндрической формы, в которых размещены поршни 15 с шатунами 16. Шатуны 16 при помощи шаровых опор 17 соединены с подвижной шайбой 18, опирающейся на косую шайбу 19. Косая шайба 19 взаимодействует с корпусом через упорный 20 и опорный 21 подшипники. В ней также выполнен опорный подшипник 7 вала 5. Для предотвращения осевого смещения вала к нему крепится кольцо 22.
На участке 23 вала выполнены две параллельные плоскости, на которые опираются вкладыши 24 (фиг. 1, 3), зафиксированные в подвижной шайбе 18. Вкладыши имеют форму цилиндрических сегментов.
На торце вала 5 со стороны головки 3 выполнены уплотнительные элементы 25 (фиг. 2), которые замкнуты на уплотнительные элементы 26, идущие вдоль вала.
В стенке корпуса 1 выполнены два выпускных 27 и два впускных 28 окна, к которым присоединены соответственно выпускные 29 и впускные 30 патрубки. Окна могут располагаться также в головке 3.
В корпусе 2 размещается планетарная передача (фиг. 4) с передаточным отношением, равным пяти, состоящая из солнечной шестерни 31, выполненной заодно с косой шайбой 19, сателлитов 32, связанных через оси 33 с водилом 34, и шестерни 35, соединенной с корпусом 2. Водило 34 соединено с валом 5.
Двигатель работает следующим образом. При прокручивании вала 5 (от внешнего источника) он заставляет поршни 15 с шатунами 16 совершать вращательное движение. При этом, взаимодействуя с подвижной шайбой 18 через вкладыши 24, вал заставляет ее вращаться по поверхности косой шайбы 19. Вращаясь в наклонном положении, шайба 18 через шаровые опоры 17 придает поршням через шатуны 16 возвратно-поступательное движение вдоль оси двигателя.
Одновременно вал при помощи водила 34, сателлитов 32 и солнечной шестерни 31 планетарной зубчатой передачи вращает косую шайбу 19 с угловой скоростью, в пять раз превышающей угловую скорость вала 5; направления вращения вала 5 и косой шайбы 19 совпадают.
В результате сложения вращательных движений вала 5, подвижной шайбы 18 и косой шайбы 19 происходит продольно-вращательное движение поршней относительно оси двигателя, которое позволяет осуществлять четырехтактный цикл ДВС.
Рассмотрим рабочий цикл и схему газораспределения двигателя на примере одной полости, например полости 10 (фиг. 2).
На фиг. 5, 6 показан конец процесса сжатия рабочей смеси в полости 10.
Для наглядности верхняя точка косой шайбы 19, соответствующая положению поршня в ВМТ, обозначена буквой К. Угловые скорости вращения косой шайбы 19 и вала 5 обозначены через ω1 и ω2 соответственно.
После процесса расширения (конец рабочего хода) полость 10 повернется на 45o (фиг. 7, 8). Одновременно косая шайба 19 повернется на 225o, переведя поршень в полости 10 в НМТ. Приоткрывается выпускное окно 27.
После поворота вала еще на 45o (фиг. 9, 10) завершается процесс выпуска; поршень оказывается в ВМТ,поскольку косая шайба повернулась на 450o. Выпускное окно 27 закрывается, открывается впускное окно 28.
На фиг. 11, 12 показан процесс наполнения полости 10 рабочей смесью. Поршень находится в НМТ, впускное окно 28 закрывается. Еще через 45o поворота вала происходит сжатие смеси.
Таким образом, при повороте вала на 180o (фиг. 5-12) в полости 10 осуществляется рабочий цикл четырехтактного двигателя; при повороте вала на 360o в этой полости осуществляется два рабочих цикла.
Аналогичные рабочие циклы совершаются в полостях 11, 12, 13, 14 через 72o, 144, 216, 288o соответственно.
Очевидно, что при повороте вала на 360o всего в двигателе происходит 10 рабочих циклов. В прототипе при повороте вала на 360o число рабочих циклов равно числу полости, т.е. от 2 до 5. Большее число полостей приведет к резкому уменьшению рабочего объема двигателя.
В предлагаемом двигателе число рабочих циклов за оборот вала превышает количество циклов прототипа в 2-5 раз.
Если условно привести оба сравниваемых двигателя при одинаковом рабочем объеме к одной мощности, т.е. одинаковому количеству рабочих циклов в единицу времени, то представляется возможным в предложенном двигателе уменьшить число оборотов вала как минимум в 2 раза, уменьшив тем самым центробежные силы от поршней и силы трения поршней о стенку корпуса в 4 раза (квадратичная зависимость).
Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет за счет уменьшения центробежных сил и соответствующих сил трения поршней о стенку корпуса увеличить механический КПД и ресурс двигателя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1993 |
|
RU2087730C1 |
ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1990 |
|
RU2008477C1 |
ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2002 |
|
RU2244840C2 |
Аксиально-поршневой двигатель | 1989 |
|
SU1740699A1 |
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2134805C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1998 |
|
RU2157897C2 |
ДВИГАТЕЛЬ БАРАБАННОГО ТИПА С ГИЛЬЗОВЫМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕМ И РЕГУЛИРУЕМЫМИ ФАЗАМИ | 1991 |
|
RU2009345C1 |
ДВИГАТЕЛЬ | 1992 |
|
RU2013629C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ОЛЬШЕВСКОГО | 1992 |
|
RU2120555C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2128293C1 |
Использование: а области машиностроения. Сущность изобретения: содержит корпус круглой цилиндрической формы, образующей с валом пять полостей некруглой цилиндрической формы, в которых размещены поршни с шатунами. Подвижная шайба опирается на косую шайбу и соединена с шатунами. Косая шайба соединена с корпусом через упорный и опорный подшипники и на ней выполнена солнечная шестерня планетарной передачи с передаточным отношением,равным пяти, водило которой соединено с валом. Механизм газораспределения включает в себя два впускных и два выпускных окна, каждые из которых расположены диаметрально противоположно вблизи верхней мертвой точки. Одна из опор вала выполнена в косой шайбе в виде, например, подшипника скольжения. 3 з.п. ф-лы, 12 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
SU, авторское свидетельство, 1271986, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
SU, патент, 2008477, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1997-10-10—Публикация
1995-01-24—Подача