ДАТЧИК БОКСОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ТЕПЛОВОЗА С ПАРАЛЛЕЛЬНО ВКЛЮЧЕННЫМИ ТЯГОВЫМИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ Российский патент 1997 года по МПК B60L3/10 

Описание патента на изобретение RU2093376C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам обнаружения боксования колесных пар транспортных средств.

Известен датчик боксования колесных пар тепловоза, содержащий диодный мост сравнения и выходное реле, катушка которого подключена к выходу моста. Его входные цепи подключены к общим точкам обмоток параллельно соединенных тяговых электродвигателей через блокировочные контакты контакторов, отключающих силовыми контактами электродвигатели от генератора. Устройство сохраняет работоспособное состояние после отключения от генератора одной или нескольких цепей электродвигателей, но имеет неудовлетворительную чувствительность из-за падения напряжения на диодах моста.

Недостатком известного датчика является низкая чувствительность.

Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является повышение чувствительности датчика, приводящее к тому, что датчик обнаруживает боксование на более ранней стадии при меньшей избыточной скорости боксующей колесной пары. При этом уменьшается износ бандажей колесных пар, снижается расход дизельного топлива и улучшаются тяговые свойства тепловоза.

Технический результат достигается тем, что датчик боксования, содержащий выходное реле и диодный мост сравнения, во входные цепи которого включены блокировочные замыкающие контакты контакторов, отключающих тяговые электродвигатели от тягового генератора, дополняют осветительными лампами, солнечными элементами, нагрузочными резисторами, транзисторно-резисторным мостом сравнения и источником постоянного напряжения, причем к обмоткам возбуждения электродвигателей подключены осветительные лампы, взаимодействующие с солнечными элементами, подключенными к крайним выводам нагрузочных резисторов, при этом транзисторно-резисторный мост сравнения выполнен из параллельно включенных цепей, образованных последовательно соединенными резисторами и эмиттерно-коллекторными переходами транзисторов, общие выводы резисторов и общие выводы эмиттеров транзисторов соответствующего моста сравнения подключены к соответствующим полюсам источника постоянного напряжения, выводы баз и эмиттеров транзисторов соединены со средними и соответствующими крайними выводами нагрузочных резисторов, а общие выводы коллекторов транзисторов и резисторов транзисторно-резисторного моста сравнения подключены к другим выводам блокированных замыкающих контактов контакторов.

На чертеже представлена принципиальная электрическая схема датчика боксования.

На схеме показаны тяговый генератор 1 постоянного тока, тяговые электродвигатели с якорными обмотками 2 и обмотками возбуждения 3, контакторы с силовыми замыкающими контактами 4.1, 5.1, 6.1 и блокировочными замыкающими контактами 4.2, 5.2, 6.2 и датчик боксования. Датчик содержит осветительные лампы 7, солнечные элементы 8, нагрузочные резисторы 9, источник постоянного напряжения 10, транзисторно-резисторный мост сравнения 11, состоящий из транзисторов 11.1 и резисторов 11.2, мост сравнения 12 на диодах 12.1 и выходное реле 13 с контактами (не показаны), которые включены в цепи управления устройством защиты от боксования (не показано).

Резисторы 11.2 имеют одинаковое сопротивление. Напряжение источника 10 значительно больше прямого падения напряжения на диодах 12.1, равного 1-2 B. В качестве источника 10 может быть использован вспомогательный генератора, напряжение которого на тепловозах составляет 75, 110, 140 В.

Датчик боксования работает следующим образом.

При движении тепловоза падение напряжения на обмотках 3 прикладывается к лампам 7, которые освещают солнечные элементы 8. Элементы 8 преобразуют энергию света в электрическую энергию, которая рассеивается в резисторах 9 и в эмиттерно-базовых переходах транзисторов 11.1. Напряжение резисторов 9 имеет показанную на схеме полярность, изменяется пропорционально напряжению обмоток 3 и обеспечивает изменение сопротивления эмиттерно-коллекторных переходов транзисторов 11.1. При уменьшении (увеличении) тока и напряжения обмоток 3 убивают (растут) световой поток ламп 7, напряжение резисторов 9 и увеличивается (уменьшается) сопротивление эмиттерно-коллекторных переходов транзисторов 11.1. Подвижные контакты резисторов 9, соединенные с их средними выводами, позволяют настроить датчик так, чтобы при отсутствии боксования, когда напряжение обмоток 3 имеет близкие значения, сопротивления эмиттерно-коллекторных переходов транзисторов 11.1 имели одинаковую величину. В этом случае при равенстве сопротивления резисторов 11.2 мост 11 находится в равновесии, напряжение на выходе моста 12 меньше уставки включения реле 13 и оно выключено.

При появлении боксующей колесной пары нарушается равенство токов в цепях 2 3. Токи тяговых электродвигателей, сочлененных с буксующими колесными парами, уменьшаются. Токи тяговых электродвигателей, вращающиех небуксующие колесные пары, изменяются в большую сторону. Такие изменения токов сопровождаются неодинаковыми изменениями напряжений обмоток 3, световых потоков ламп 7, напряжения резисторов 9 и сопротивления эмиттерно-коллекторных переходов транзисторов 11.1. При этом нарушается равновесие моста 11, напряжение на выходе моста 12 достигает значения, при котором реле 13 включается. Прямое падение напряжения на диодах 12.1 значительно меньше напряжения источника 10 и поэтому не оказывает существенного влияния на результаты сравнения напряжения элементов 11.1 и 11.2 моста 11. Включающееся реле 13 своими контактами воздействует на устройство защиты от боксования, боксование прекращается и реле 13 выключается.

Наличие контактов 4.2 6.2 в цепях датчика обеспечивает его функционирование при отключении одного или нескольких тяговых электродвигателей от генератора 1. При отключении, например, левого электродвигателя размыкаются контакты 4.1, 4.2 и из схемы сравнения исключается верхняя цепь 11.1 11.2, эмиттерно-коллекторный переход которой отличается по сопротивлению от средней и нижней цепей 11.1 11.2 моста 11. Мост 11, образованный из средней и нижней цепей 11.1 11.2, находится в равновесии при небоксующих колесных парах и выходит из равновесия при возникновении боксования.

Похожие патенты RU2093376C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ БОКСОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ТЕПЛОВОЗА С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО СОЕДИНЕННЫМИ ТЯГОВЫМИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ 1992
  • Новиков О.И.
RU2031010C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ СОЕДИНЕНИЯ С КОРПУСОМ ДВУХПРОВОДНЫХ СИЛОВЫХ ЦЕПЕЙ ТЕПЛОВОЗА С ТЯГОВЫМ ГЕНЕРАТОРОМ ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ 1992
  • Новиков О.И.
RU2068347C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1993
  • Новиков О.И.
RU2069628C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗРЯДНОГО ТОКА ДВУХСЕКЦИОННОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ПИТАНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1993
  • Новиков О.И.
RU2062715C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПИТАНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1993
  • Новиков О.И.
RU2067053C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОКА ВОЗБУЖДЕНИЯ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Новиков О.И.
RU2065364C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПИТАНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ КОМПРЕССОРА ТЕПЛОВОЗА 1992
  • Новиков О.И.
RU2067052C1
МОСТОВОЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН НАПРЯЖЕНИЯ ЗАРЯДНОГО УСТРОЙСТВА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ТЕПЛОВОЗА 1991
  • Новиков О.И.
RU2025308C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИЛЫ ТЯГИ МАНЕВРОВОГО ТЕПЛОВОЗА С ТЯГОВЫМ ГЕНЕРАТОРОМ ПОСТОЯННОГО ТОКА И ДВУМЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ ЦЕПЯМИ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ 1992
  • Новиков О.И.
RU2031012C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1994
  • Новиков О.И.
RU2090389C1

Реферат патента 1997 года ДАТЧИК БОКСОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ТЕПЛОВОЗА С ПАРАЛЛЕЛЬНО ВКЛЮЧЕННЫМИ ТЯГОВЫМИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ

Использование: на железнодорожном транспорте, в частности в устройствах обнаружения боксования колесных пар транспортных средств. Сущность изобретения: датчик содержит диодный мост сравнения, выходное реле, осветительные лампы, солнечные элементы, нагрузочные резисторы, транзисторно-резисторный мост сравнения и источник постоянного напряжения. Новыми элементами являются осветительные лампы, солнечные элементы, нагрузочные резисторы, транзисторно-резисторный мост сравнения и источник постоянного напряжения. Техническим результатом является повышение чувствительности датчика, способствующее уменьшению износа бандажей, снижению расхода топлива и улучшению тяговых свойств. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 093 376 C1

Датчик боксования колесных пар тепловоза с параллельно включенными тяговыми электродвигателями, подключенными через силовые замыкающие контакты контакторов к тяговому генератору постоянного тока, содержащий диодный мост сравнения, во входные цепи которого включены одними выводами блокировочные замыкающие контакты контакторов, и выходное реле, катушка которого подключена к выходу диодного моста, отличающийся тем, что он снабжен осветительными лампами, солнечными элементами, нагрузочными резисторами, транзисторно-резисторным мостом сравнения и источником постоянного напряжения, причем к обмоткам возбуждения электродвигателей подключены осветительные лампы с возможностью взаимодействия с соответствующими солнечными элементами, подключенными к крайним выводам нагрузочных резисторов, при этом транзисторно-резисторный мост сравнения выполнен из параллельно включенных цепей, образованных последовательно соединенными резисторами и эмиттерно-коллекторными переходами транзисторов, общие выводы резисторов и общие выводы эмиттеров транзисторов соответствующего моста сравнения подключены к соответствующим полюсам источника постоянного напряжения, выводы баз и эмиттеров транзисторов соединены со средними и соответствующими крайними выводами нагрузочных резисторов, а общие выводы коллекторов транзисторов и резисторов транзисторно-резисторного моста сравнения подключены к другим выводам блокировочных замыкающих контактов контакторов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2093376C1

Вилькевич Б.И
Автоматическое управление электрической передачей и электрической схемой тепловоза
- М.: Транспорт, 1987, с.219-220, рис.159.

RU 2 093 376 C1

Авторы

Новиков О.И.

Даты

1997-10-20Публикация

1994-12-14Подача