СТРЕЛОВИДНАЯ НЕСУЩАЯ ПОВЕРХНОСТЬ С ИЗМЕНЯЕМОЙ В ПОЛЕТЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ КРУТКОЙ Российский патент 1997 года по МПК B64C3/44 

Описание патента на изобретение RU2094310C1

Изобретение относится к конструкции самолетов. Оно может применяться в несущих поверхностях прямой стреловидности для смещения срыва потока на большие углы атаки, что особенно актуально при валете и посадке самолета.

Известно типовое стреловидное крыло типа крыла самолета Ту-154, у которого геометрическая крутка установочная и угол закручивания изменяется от 0 до -4o относительно корневой и концевой хорд. Наличие угла геометрической крутки у такого крыла влечет за собой на режиме крейсерского полета создание добавочного лобового сопротивления, что сказывается на необходимости увеличения тяги двигателя и, как следствие, на увеличении расхода топлива и уменьшении дальности полета.

Наиболее близким по технической сущности является изобретение Гимранова Р. З. "Вертикальное оперение самолета", Авторское свидетельство СССР N 1789809, МКИ B 64 C 9/00, 1974). Конструкция состоит из руля направления вертикального оперения, выполненного за одно целое с килем в виде паруса, на задней кромке которого установлен шарнирный узел крапления тросовой системы управления, размещенной в стабилизаторе. Силовым набором паруса служат продолжение обшивки киля и лучевые упругие стрингера, выполненные в виде стальных пластинок пружин, сходящихся в шарнирном узле, к которому крепится трос системы управления. Характерное отличие конструкции паруса от киля заключается в том, что лонжероны, обшивка и носок неподвижно закреплены на фюзеляже, тогда как нижний обрез паруса, неподвижно закрепленного на киле, образует с верхним батоксом фюзеляжа зазор. Управление рулем направления осуществляется при помощи симметрично замкнутой тросовой проводки, размещенной в стабилизаторе. По существу это получается геометрическая крутка части управляющей поверхности, выполненная механически.

Недостатками этой конструкции является только частичная геометрическая крутка поверхности, используемая на небольших самолетах.

Решаемой задачей является создание конструкции несущей поверхности прямой стреловидности, изменяющей в полете геометрическую крутку за счет ее прогиба. Решение поставленной задачи достигается тем, что нижняя панель и нижние пояса лонжеронов связаны с нагревательными устройствами.

На фиг. 1 представлено сечение стреловидного крыла с изменяемой геометрической круткой. Нижняя панель 1 связана с нагревателем 2, в качестве которого используется типовая электрическая противообледенительная система.

Устройство работает следующим образом. При повышении температуры с помощью нагревательного устройства 2 будет происходить нагрев панели 1, что вызовет прогиб конструкции крыла вверх и, как следствие, появление отрицательного угла эакручивания крыла. Для восстановления первоначальной формы необходимо отключить нагреватель 2 и под действием набегающего потока нижняя панель 1 охлаждается.

Рассмотрим гипотетический пример конструкции стреловидного крыла, представленного на фиг. 2. Сечение такого крыла соответствует фиг. 1. При нагреве нижней панели и нижних поясов лонжеронов произойдет прогиб крыла вверх. Прогиб вдоль набегающего потока в точках 2 и 1 будет различный, в точке 1 больше чем в точке 2. В результате рассматриваемое сечение закрутится относительно корневого.

На фиг. 3 представлены графики зависимости угла закручивания, полученные в результате исследования стреловидного крыла, представленного на фиг. 2. Как видно из графиков, с увеличением температуры нагрева нижней панели увеличивается прогиб и, как следствие, увеличивается угол закручивания, температуру нагрева следует брать не выше расчетной из условия получения нужного угла закручивания, т.к. увеличение температуры связано с существенными энергетическими затратами и опасностью снижения прочности конструкции.

Возвращение в исходное состояние происходит при отключении нагревательного элемента и за счет охлаждения набегающим потоком.

Сравнивая предлагаемое техническое решение с типовой конструкцией стреловидного крыла можно сделать вывод о том, что докрутка крыла только на режимах взлета и посадки и ее отсутствие на крейсерском режиме полета позволяет добиться снижения аэродинамического сопротивления и, как следствие, уменьшение расхода топлива. Как показали численные исследования, несмотря на затраты энергии для нагрева нижней поверхности, эффект для крыла самолета типа Ту-154, Ту-204 будет составлять 5% экономии топлива.

Похожие патенты RU2094310C1

название год авторы номер документа
САМОЛЕТ 1991
  • Алашеев О.Ю.
  • Андреев С.Ю.
  • Кощеев А.Б.
  • Осовский А.Е.
  • Свириденко Ю.Н.
SU1788688A1
САМОЛЕТ, СКОРОСТНОЕ СТРЕЛОВИДНОЕ КРЫЛО И ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА 2006
  • Субботин Виктор Владимирович
  • Ивашечкин Юрий Викторович
  • Курьянский Михаил Кириллович
  • Литвинов Максим Сергеевич
  • Светлов Максим Владимирович
  • Терехин Владимир Алексеевич
  • Скоморохов Сергей Иванович
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Кантемиров Дмитрий Викторович
RU2384472C2
РЕГИОНАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ 2003
  • Ермишин Александр Викторович
  • Климов Валентин Тихонович
  • Медведев Михаил Аркадьевич
  • Метелица Сергей Владимирович
  • Суринов Татевос Романович
RU2312792C2
МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ 2000
  • Карасев В.В.
  • Карасева А.Г.
RU2173659C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ТРАНСЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ-ВЕРТОЛЕТ 2018
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2711451C1
САМОЛЕТ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ С КРЫЛЬЯМИ 2002
  • Гайнутдинов В.Г.
RU2244662C2
СВЕРХЗВУКОВОЙ КОНВЕРТИРУЕМЫЙ САМОЛЕТ 2015
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2605587C1
ГИБРИДНЫЙ ЭЛЕКТРОСАМОЛЕТ КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2014
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2558168C1
СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ 1995
  • Кажан Вячеслав Геннадьевич[Ru]
  • Дунаевский Андрей Игоревич[Ru]
RU2100253C1
САМОЛЕТ "СОКОЛ" 1999
  • Дыненков В.С.
RU2146210C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 094 310 C1

Реферат патента 1997 года СТРЕЛОВИДНАЯ НЕСУЩАЯ ПОВЕРХНОСТЬ С ИЗМЕНЯЕМОЙ В ПОЛЕТЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ КРУТКОЙ

Использование: на самолетах со стреловидными крыльями прямой стреловидности для смещения начала срыва потока на больших углах атаки, техническая сущность изобретения заключается в том, что нижняя панель и нижние пояса лонжеронов крала оснащены нагревательными устройствами, обеспечивающими при повышении температуры деформацию крыла и геометрическую его крутку в полете. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 094 310 C1

Стреловидная несущая поверхность с изменяемой в полете геометрической круткой, состоящей из нескольких лонжеронов, связанных панелями обшивки, отличающаяся тем, что нижняя панель и нижние пояса лонжеронов оснащены нагревательными устройствами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2094310C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Уплотнение вала 1990
  • Ридченко Владимир Владимирович
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Черепов Леонид Владимирович
  • Морозов Владимир Николаевич
  • Сухиненко Владимир Евгеньевич
SU1789809A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Патент США N 3885758, кл.B 64C 3/44, 1975.

RU 2 094 310 C1

Авторы

Кретов А.С.

Белик Д.А.

Даты

1997-10-27Публикация

1993-07-23Подача