ТУРБОПРИВОД Российский патент 1997 года по МПК F01D15/08 

Описание патента на изобретение RU2094616C1

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при разработках приводов для стационарных механизмов.

Известны турбокомпрессорные двигатели, распространенные в авиации, состоящие из компрессора (вентилятора), системы подачи топлива, камеры сгорания, газовода и турбины, причем турбина и вентилятор соединены между собой кинематически, чаще всего единым валом.

Воздух из атмосферы засасывается вентилятором и подается под избыточным давлением в камеру сгорания, куда поступает и топливо. В процессе сгорания топлива образуются продукты сгорания, энтальпия которых выше исходной энтальпии воздуха, чем обеспечивается наличие у них располагаемого запаса энергии. В зависимости от назначения турбины на ней сбрасывается в одном случае только часть располагаемой энергии, в другом вся.

Недостатком известного устройства является то, что для начала его работы необходим дополнительный стартовый механизм, обеспечивающий предварительную раскрутку вала и создание избытка давления воздуха в топке.

Задача изобретения упрощение конструкции.

Это достигается тем, что в турбоприводе, включающем вентилятор, систему подачи топлива, камеру сгорания, газовод и турбину, вал последней расположен вертикально, а газовод и камера сгорания размещены ниже турбины.

На чертеже изображен предлагаемый турбопривод.

На общем валу 1, установленном вертикально, расположены турбина 2 в верхней части вала и вентилятор (компрессор) 3 в нижней части. Турбина и вентилятор размещены вдоль вала так, что между ними находятся камера сгорания 4 и газовод 5. В качестве устройства подачи топлива 6 используется система подачи сжиженного газа.

Турбопривод работает следующим образом.

Через устройство подачи топлива 6 в камеру сгорания 4 подается газ. Первоначальное горение в камере сгорания осуществляется в малом режиме. Благодаря тому что продукты сгорания легче атмосферного воздуха, они вытесняются вверх по газоводу 5 к турбине 2. В камеру сгорания на замену уходящих продуктов сгорания поступают через вентилятор 3 порции воздуха, образуя таким образом единый конвективный поток и обеспечивая непрерывность горения.

Конвективный поток, воздействуя на турбину 2, заставляет ее и вентилятор 3 вращаться. В свою очередь, вращение вентилятора приводит к увеличению количества и сжатию подаваемого им в камеру сгорания воздуха, чем обеспечивается начало работы двигателя. При этом в соответствии с потребностями процесса горения система подачи увеличивает и количество подаваемого топлива в камеру сгорания. Увеличение энтальпии продуктов сгорания на единицу их массы за счет повышения давления в камере сгорания, а также общего количества продуктов сгорания приводит к росту момента вращения на турбине и числа ее оборотов, что влечет за собой эскалацию процесса: раскрутку двигателя вплоть до выхода на рабочий режим.

Дополнительными условиями реализации процесса выхода на рабочий режим двигателя являются следующие.

Во-первых, начальный крутящий момент на турбине должен превышать момент трения покоя подвижных частей. Во-вторых, рабочие характеристики турбины и вентилятора должны быть таковыми, чтобы во время выхода двигателя на рабочий режим мощность турбины превышала мощность, потребляемую на вентиляторе и расходуемую на трение подвижных частей. В третьих, процесс горения должен быть устойчив во всем диапазоне изменения режима работы двигателя.

Заявляемое устройство позволяет обойтись без дополнительного стартового механизма для предварительной раскрутки двигателя и упрощает конструкцию турбопривода по сравнению с прототипом.

Похожие патенты RU2094616C1

название год авторы номер документа
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1997
  • Воробьев Р.Н.
  • Субботин В.В.
  • Капин В.М.
  • Майоров О.Н.
RU2107012C1
АГРЕГАТИРОВАННАЯ ГОРЕЛКА 2012
  • Дерягин Юрий Александрович
  • Морозов Владимир Иванович
  • Середников Михаил Николаевич
  • Смирнов Игорь Александрович
RU2494312C1
ДВУХКОНТУРНЫЙ КОМБИНИРОВАННЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ВИНТОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2004
  • Агафонов Юрий Михайлович
  • Агафонов Николай Юрьевич
  • Аблаева Екатерина Яковлевна
  • Брусов Владимир Алексеевич
  • Брусова Татьяна Сергеевна
  • Беломестнов Эдуард Николаевич
  • Бурлаков Лев Иванович
  • Великанова Нина Петровна
  • Закиев Фарит Кивиевич
  • Кадыров Раиф Ясавеевич
  • Корноухов Александр Анатольевич
  • Кузнецов Николай Ильич
  • Кожин Виктор Георгиевич
  • Куринный Владимир Сергеевич
  • Мифтахов Ильгиз Инсарович
  • Мокшанов Александр Павлович
  • Семенова Тамара Анатольевна
  • Симкин Эдуард Львович
  • Хамитов Рафаэль Махмутович
  • Коробова Надежда Васильевна
  • Тонких Светлана Юрьевна
  • Ширяев Станислав Федорович
  • Хрунина Нина Ивановна
  • Гайфуллина Раиса Аглаевна
RU2271461C2
Двигатель внутреннего сгорания 1979
  • Кустарев Юрий Степанович
  • Азбель Александр Борисович
  • Взоров Борис Аркадьевич
SU823612A1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ГЛУЗДАКОВА Ю.С. 1993
  • Глуздаков Юрий Семенович
RU2078968C1
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2003
  • Агафонов Юрий Михайлович
  • Брусов Владимир Алексеевич
  • Брусова Татьяна Сергеевна
  • Агафонов Николай Юрьевич
  • Аблаева Екатерина Яковлевна
  • Балымов Александр Фёдорович
  • Бобров Рауф Каюмович
  • Беломестнов Эдуард Николаевич
  • Бурлаков Лев Иванович
  • Богданов Александр Иванович
  • Великанова Нина Петровна
  • Голущенко Анатолий Романович
  • Закиев Фарит Кавиевич
  • Зазерский Владимир Дмитриевич
  • Кадыров Раиф Ясавеевич
  • Корнаухов Александр Анатольевич
  • Коломыцева Елена Евгеньевна
  • Кузнецов Николай Ильич
  • Кожин Виктор Георгиевич
  • Ларюхин Сергей Анатольевич
  • Лысова Валентина Петровна
  • Маргулис Станислав Гершевич
  • Мальцева Татьяна Ивановна
  • Мифтахов Ильгиз Инсарович
  • Мокшанов Александр Павлович
  • Семёнова Тамара Анатольевна
  • Симкин Эдуард Львович
  • Шамсутдинов Марат Ильдарович
  • Шустов Виктор Алексеевич
  • Хамитов Рафаэль Махмутович
  • Ильюшкин Василий Васильевич
  • Коробова Надежда Васильевна
  • Тонких Светлана Юрьевна
RU2271460C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ТЯГИ И СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2017
  • Юриков Евгений Петрович
  • Андреев Владимир Иванович
RU2680214C1
Авиационная силовая установка 2017
  • Байков Алексей Витальевич
  • Аверьков Игорь Сергеевич
  • Олесова Наталья Ивановна
  • Яновский Леонид Самойлович
  • Ведешкин Георгий Константинович
  • Свердлов Евгений Давыдович
  • Лебедев Антон Витальевич
  • Варламова Наталья Ивановна
  • Попов Иван Михайлович
RU2652842C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1994
  • Чуркин Рудольф Кузмич
  • Чуркин Дмитрий Рудольфович
RU2064602C1
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2006
  • Агафонов Юрий Михайлович
  • Брусов Владимир Алексеевич
  • Брусова Татьяна Сергеевна
  • Агафонов Николай Юрьевич
  • Аблаева Екатерина Яковлевна
  • Беломестнов Эдуард Николаевич
  • Великанова Нина Петровна
  • Гайфуллина Раиса Аглиевна
  • Жильцов Евгений Изосимович
  • Жиляев Игорь Николаевич
  • Закиев Фарит Кавиевич
  • Кадыров Раиф Ясовиевич
  • Корноухов Александр Анатольевич
  • Кузнецов Николай Ильич
  • Кокорин Владимир Анатольевич
  • Куринный Владимир Сергеевич
  • Мокшанов Александр Павлович
  • Муртазин Габбас Зуферович
  • Семенова Тамара Анатольевна
  • Симкин Эдуард Львович
  • Тумреев Валерий Иванович
  • Тонких Светлана Юрьевна
  • Ширяев Станислав Федорович
  • Хрунина Нина Ивановна
  • Исаков Ренат Григорьевич
  • Исаков Динис Ренатович
RU2320885C2

Реферат патента 1997 года ТУРБОПРИВОД

Использование: в двигателестроении и может быть использовано при разработках приводов для стационарных механизмов. Сущность изобретения: в турбоприводе, включающем вентилятор и турбину, соединенные между собой кинематически, а также систему подачи топлива, камеру сгорания и газовод, вал турбины располагается вертикально, а газовод и камера сгорания размещены ниже турбины, что обеспечивает самораскрутку турбопривода без применения дополнительного стартового механизма. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 094 616 C1

Турбопривод, включающий в себя вентилятор, систему подачи топлива, камеру сгорания, газовод и турбину, причем турбина и вентилятор соединены между собой кинематически, отличающийся тем, что вал турбины установлен вертикально, а газовод и камера сгорания расположены ниже турбины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2094616C1

Абрамович Г.Н
Прикладная газовая динамика
- М.: Наука, 1969, с.824.

RU 2 094 616 C1

Авторы

Поландов Ю.Х.

Даты

1997-10-27Публикация

1994-10-04Подача