Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к роторам синхронных машин с бесщеточным возбуждением, а также к электромагнитным муфтам.
Известен ротор синхронной машины, например ротор синхронной неявнополюсной машины (авт. свидетельство СССР N 229667, кл. 21 d1, 49, кл.H 02 K от 26.09.69), где для повышения использования активных материалов выполняются чередующиеся пазы разной высоты. Известна cинхронная неявнополюсная машина (авт. свидетельство СССР N 758404, кл. H 02 K 19/00 от 28.08.80), где ротор выполняется с пазами, содержащими обмотку возбуждения синхронной машины и обмотку якоря бесщеточного возбудителя. Вышеназванные технические решения приняты за аналоги, им присущи существенные недостатки - большие массы и габариты.
Техническое решение, наиболее близко относящееся к предлагаемому изобретению, описано в патенте России "Электрическая машина", патент N 1794271 от 10.12.90 г, кл. H 02 K 19/38, 19/36, 16/04, которое принято за прототип.
В прототипе ротор синхронной машины содержит обмотку индуктора в виде полого немагнитного электропроводящего цилиндра, разделенного с одного торца вдоль образующей изоляционными промежутками на части числом, равным числу полюсов индуктора, электрически соединенные с якорем униполярного возбудителя, выполненным в виде ферромагнитного кольца с немагнитными электропроводящими стержнями, замкнутыми по торцам короткозамыкающими кольцами, установленным в герметичной кольцевой камере, заполненной жидким металлом, и закрепленной на роторе; магнитопровод индуктора с валом, магнитопровод униполярного возбудителя установлен на торцовом щите электрической машины и снабжен тороидальной униполярной обмоткой возбуждения.
Прототипу присущи следующие недостатки:
1. Пониженная мощность индуктора, так как немагнитный полый цилиндр приводит к большой величине расчетного значения воздушного зазора в расточке статора электрической машины, а следовательно, и к снижению индукции в зазоре, и к снижению мощности, коэффициента мощности cosΦ что ведет к увеличению массы и габаритов машины.
2. Большие потери трения о жидкий металл в герметичной камере якоря возбудителя при высоких скоростях ротора, а следовательно, снижаются энергетические характеристики (КПД).
Цель изобретения уменьшение массы и габаритов машины и повышение энергетических характеристик.
Указанная цель достигается тем, что, в отличие от прототипа, полый цилиндр выполнен с чередующимися по окружности немагнитными электропроводящими сегментами и ферромагнитными сегментами, разделенными по оси симметрии каждого ферромагнитного сегмента изоляционными промежутками, электропроводящие сегменты замкнуты с одного торца цилиндра между собой, образуя одновитковые катушки, с другого торца подключены к установленной первой паре короткозамыкающих колец двух полярностей. Герметичная камера образована другим ферромагнитным кольцом с немагнитными электропроводящими стержнями со второй парой короткозамыкающих колец, полым немагнитным цилиндром с третьей парой короткозамыкающих колец, установленными концентрично кольцам второй пары, ближайшие к индуктору два кольца второй и третьей пар разделены изоляцией, другие два кольца электрически и механически соединены между собой, кольца первой пары электрически и механически соединены с ближайшими к ним кольцами второй и третьей пар, магнитопровод возбудителя снабжен дополнительным магнитопроводом разноименно полюсной магнитной системы с другой обмоткой, его цилиндрическая поверхность соотносится с цилиндрической поверхностью немагнитного полого цилиндра; кроме того, другая обмотка разноименно полюсной магнитной системы выполнена многофазной, в виде концентрических катушек с питанием от постоянного тока.
Предложение соответствует критерию "существенные отличия", так как из известного перечня информации, установленного нормативным документом (п.2 "Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретения"), технические решения с признаками, подобными заявленным, не обнаружены.
На фиг. 1 изображено устройство ротора электрической машины (синхронной), продольное сечение, на фиг. 2 сечение А-А, на фиг. 3 сечение В-В. Фиг. 4 схема соединения электропроводящих сегментов индуктора.
Ротор электрической машины (фиг. 1) содержит обмотку индуктора 1 в виде полого цилиндра с чередующимся по окружности немагнитными электропроводящими сегментами 2 (фиг.2) и ферромагнитными сегментами 3, разделенными по оси симметрии каждого ферромагнитного сегмента изоляционными промежутками 4, магнитопровод 5 с изоляцией 6 и валом 7, якорь 8 униполярного возбудителя, установленный в герметичной кольцевой камере 9 (фиг.1 фиг. 3).
Электропроводящие сегменты 2 (фиг. 2) замкнуты с одного торца цилиндра 1 (фиг. 1), образуя одновитковые катушки, с другого торца электрически и механически присоединены к установленной первой паре 10, 10' короткозамыкающих колец двух полярностей (+, -).
Якорь униполярного возбудителя выполнен в виде ферромагнитного кольца 8 с немагнитными электропроводящими стержнями 11, замкнутыми торцовыми короткозамыкающими кольцами 12 (фиг. 1, фиг. 3). Герметичная камера 9 (фиг. 1, фиг. 3) образована другим ферромагнитным кольцом 13 с немагнитными электропроводящими стержнями 14 со второй парой короткозамыкающих колец 15, 15', полым немагнитным цилиндром 16 с третьей парой короткозамыкающих колец 17, 17' и заполнена жидким металлом K Na (эвтектика). Третья пара колец 17, 17' установлена концентрично кольцам второй пары 15, 15' (фиг. 1), при этом ближайшие к индуктору 1 два кольца второй и третьей пар 15 и 17 разделены изоляцией 18, а другие два кольца этих пар 15' и 17' электрически и механически соединены между собой (фиг. 1). Кольцо 10 первой пары электрически и механически соединено с ближайшим к нему кольцом 15 второй пары (фиг. 1), а другое кольцо 10' первой пары электрически и механически соединено с ближайшим кольцом 17 третьей пары. Магнитопровод униполярного возбудителя 19 с тороидальной (униполярной) обмоткой возбуждения 20 прикреплен к торцовому щиту 21 электрической машины (фиг. 1) и снабжен дополнительным магнитопроводом 22 разноименно полюсной магнитной системы с другой обмоткой 23, его цилиндрическая поверхность соотносится с цилиндрической поверхностью немагнитного полого цилиндра 16 (фиг. 1, фиг. 3). Другая обмотка 23 разноименно полюсной магнитной системы может выполняться либо трехфазной и питаться переменным током неизменной частоты (f 50 Гц), либо в виде концентрических катушек для питания постоянным током с неподвижным в зазоре магнитным полем полюсов с чередующейся полярностью.
Устройство работает следующим образом.
1 вариант питания другой обмотки 23 разноименно полюсной магнитной системы переменным трехфазным током.
При подаче напряжения в обмотку 23 (фиг. 1) в "воздушном зазоре" цилиндрических поверхностей магнитопровода 22 и якоря униполярного возбудителя 8 создается вращающееся электромагнитное поле с числом пар полюсов, определяемым обмоткой 23. Вращающееся поле приведет во вращение ферромагнитное кольцо 8 со стержнями 11 (фиг. 3) и будет вращаться с частотой, близкой к частоте вращения электромагнитного поля (асинхронный двигатель с массивным ротором с короткозамыкающей клеткой). Влиянием экранирования полого цилиндра 16 можно пренебречь, если его выполнить из высокоомного немагнитного материала. При подаче постоянного тока в тороидальную (униполярную) обмотку возбуждения 20 (фиг.1) возбудится униполярный магнитный поток, замыкающийся по магнитопроводу 19, дополнительному магнитопроводу 22, ферромагнитным кольцам 8 и 13. Под действием униполярного магнитного потока во вращающемся кольце 8 наведется униполярная ЭДС. Поскольку ферромагнитное кольцо 13 с валом ротора 7 неподвижно (фиг. 1), то в нем величина униполярной ЭДС равна нулю. Под действием униполярной ЭДС вращающегося кольца 8 (якорь возбудителя) по замкнутой цепи, образованной кольцом 8, жидким металлом, третьей парой колец 17, 17', второй парой колец 15, 15', ферромагнитным кольцом 13, первой парой колец 10, 10', соединенных с двумя торцами электропроводящих сегментов 2 (фиг. 2, фиг.1), потечет постоянный ток, который возбудит магнитное поле в индукторе электрической машины с числом пар полюсов, равным числу одновитковых катушек, образованных электропроводящими сегментами 2 (фиг. 2, фиг. 4). Магнитодвижущая сила, создающая поле индуктора 1 (фиг. 1), регулируется током возбуждения в тороидальной катушке 20. Поскольку токи в стержнях 11, кольцах 8 и 14, кольце 13 равны и направлены встречно, то реакция якоря 8 униполярного возбудителя полностью компенсируется током кольца 13, что резко снижает нагрузку на тороидальную обмотку возбуждения 20. При вращении ротора индуктора с валом 7 тороидальный униполярный поток будет наводить униполярную ЭДС и в ферромагнитном кольце 13). В вышеназванной замкнутой цепи обмотки индуктора 1 и униполярного возбудителя будет действовать результирующее значение униполярной ЭДС от двух ферромагнитных колец 8 и 13 (фиг. 1). При этом результирующее значение равно сумме значений ЭДС колец 8 и 13 при их встречном вращении и равно их разности ЭДС при согласном вращении колец 8 и 13. Согласное направление вращения колец 8 и 13 ведет к снижению потерь трения в герметичной кольцевой камере 9 (фиг. 1 и фиг. 3), что целесообразно применять в установившемся синхронном режиме быстроходной электрической машины, а также в режимах гашения поля индуктора 1 электрической машины.
Встречное направление вращения колец 8 и 13 целесообразно применять в режимах форсировки быстроходных синхронных машин, а также в установившихся режимах работы тихоходных электрических машин.
Питание дополнительной обмотки 23 (фиг. 1) переменным током делает возможным создавать магнитное поле индуктора электрической машины при неподвижном роторе, что важно для синхронных машин с частотным пуском, а также для электромагнитных муфт.
2 вариант питания другой обмотки 23 разноименно полюсной магнитной системы постоянным током.
При питании обмотки 23 (фиг. 1) постоянным током в зазоре создается магнитное поле с неподвижной системой чередующихся полюсов. При вращении ротора 7 электрической машины ферромагнитное кольцо 8 (фиг.1 и фиг. 3) будет вращаться с частотой скольжения, величина которой близка к нулю. В этом случае униполярная ЭДС будет наводиться только в ферромагнитном кольце 13 (фиг. 1 и фиг. 3). При неподвижном роторе 7 (фиг.1) электрической машины магнитное поле индуктора 1 равно нулю. Режимы гашения и форсировки магнитного поля электрической машины затягиваются при питании обмотки 23 постоянным током. Положительным моментом питания постоянным током в сравнении с питанием от переменного тока является меньшее значение полной мощности обмотки 23, а следовательно, и меньшее значение потерь в этой обмотке.
Преимущества предлагаемого технического решения по сравнению с прототипом заключаются в снижении массы, габаритов и повышении энергетических характеристик (уменьшении потерь в обмотке индуктора и потерь трения в возбудителе), так как полый немагнитный электропроводящий цилиндр (обмотка индуктора) выполнен с чередующимися немагнитными электропроводящими и ферромагнитными сегментами, герметичная камера выполнена с компенсацией реакции якоря униполярного возбудителя, дополнительная обмотка разноименно полюсной магнитной системы униполярного возбудителя увеличивает результирующее значение униполярной ЭДС возбудителя при его неизменных размерах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1996 |
|
RU2096896C1 |
УНИПОЛЯРНАЯ ВСТАВКА МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1996 |
|
RU2103789C1 |
АСИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1996 |
|
RU2096894C1 |
АСИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1996 |
|
RU2096895C1 |
ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ АГРЕГАТ | 1990 |
|
RU2040849C1 |
ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ АГРЕГАТ | 1993 |
|
RU2072615C1 |
ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ АГРЕГАТ | 1993 |
|
RU2066913C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2079952C1 |
АСИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1990 |
|
RU2069440C1 |
АСИНХРОННЫЙ РЕГУЛИРУЕМЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1990 |
|
RU2031516C1 |
Использование: в роторах синхронных машин с бесщеточным возбуждением, а также в электромагнитных муфтах. Сущность изобретения: ротор электрической машины содержит обмотку 1 индуктора в виде полого немагнитного электропроводящего цилиндра, который выполнен с чередующимися по окружности немагнитными электропроводящими и ферромагнитными сегментами. Электропроводящие сегменты замкнуты с одного торца цилиндра между собой, образуя одновитковые катушки. С другого торца они подключены к установленной первой паре короткозамыкающих колец 10 и 101 двух полярностей. Униполярный возбудитель выполнен в виде ферромагнитного кольца 8 с немагнитными электропроводящими стержнями, замкнутыми по торцам короткозамыкающими кольцами 12, и установлен в герметичной кольцевой камере 9, заполненной жидким металлом и закрепленной на роторе. Магнитопровод 19 униполярного возбудителя установлен на торцовом щите 21 электрической машины и снабжен тороидальной униполярной обмоткой возбуждения 20. Герметичная камера 9 образована другим ферромагнитным кольцом 13 с немагнитными электропроводящими стержнями с второй парой короткозамыкающих колец 15 и 151, полым немагнитным цилиндром 16 с третьей парой короткозамыкающих колец 17 и 171. Ближайшие к индуктору два кольца второй 15 и третьей 17 пар разделены изоляцией 18, а другие два 15 и 17 электрически и механически соединены между собой. Кольца 10 и 101 первой пары электрически и механически соединены соответственно с ближайшими к ним кольцами второй 15 и третьей 17 пар. Магнитопровод 19 возбудителя снабжен дополнительной магнитной системой 22, разноименно полюсной, с другой обмоткой 23. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
SU, авторское свидетельство, 758404, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
SU, авторское свидетельство, 1794271, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1997-11-20—Публикация
1996-08-20—Подача