Изобретение относится к области учебно-тренировочного оборудования, в частности к способам физической тренировки мышечной системы летчиков и космонавтов для защиты от пилотажных перегрузок.
Известны способы физической тренировки летчиков и космонавтов, в которых использовано воздействие статическими и статодинамическими нагрузками на мышечную систему человека, направленные на повышение общей выносливости организма (Лавников А.А. Основы авиационной космической медицины, М. 1975).
Однако эти способы, во-первых, не обеспечивают целенаправленную тренировку мышц шеи, утомление которых при перегрузках больших величин может приводить к вывихам шейных позвонков, чему способствует большая масса защитного шлема. Во-вторых, тренировка сердечно-сосудистой системы динамическими физическими нагрузками в виде бега на длинные дистанции не только не повышает устойчивость к перегрузкам, но оказывается даже снижает ее. В-третьих, физическая нагрузка динамического характера, используемая при подготовке летчиков, не соответствует физической нагрузке, которую летчики испытывают при пилотажных перегрузках в полете, выполненная защитные противоперегрузочные мышечные приемы. В-четвертых, физиологические реакции организма на тренировочные физические нагрузки динамического характера не адекватны физиологическим реакциям при воздействии перегрузок направления голова-таз.
Техническая задача разработка способа, обеспечивающего целенаправленную тренировку мышечной системы летчика с учетом характера реакций физиологических систем организма, в частности сердечно-сосудистой и мышечной систем на действие пилотажных перегрузок направления голова-таз.
Задача решается тем, что величину статических нагрузок определяют по величине мышечного напряжения тренируемого при воздействии перегрузок направления голова-таз, и коррелируют ее соответственно с гемодинамическими показателями организма. Кроме того период циклов статических нагрузок задают в пределах 60 200 с, а статодинамический характер нагрузок обеспечивают в процессе набора или сбора нагрузки в течении 1 5 с, при этом циклы нагрузок изменяют в соответствии с программой по линейно ступенчатому закону. Циклы статических нагрузок повторяют непрерывно 3 5 раз с перерывами между циклом 30 90 с каждый день до достижении верхнего предела мышечного усилия не менее 280 кГс.
Получаемые показатели зависят от величины воздействующей перегрузки направления голова-таз, в (табл. 1).
В табл. 2 даны средние значения показателя реакций сердечно сосудистой системы у этих же летчиков при выполнении статической нагрузки на устройстве для тренировки мышц (статоэргометре).
Величина мышечного усилия задавалась близкой к величине мышечного усилия при вращении на центрифуге (табл. 1). Для удобства величины округлены до целых десятков.
Сопоставление данных табл. 1 и 2 показывает, что при статической нагрузке, величины соответствующей величине мышечного усилия при перегрузках голова-таз, физиологические реакции организма адекватны.
В процессе экспертных вращений на центрифуге у летчиков определяют предел переносимости по критериям принятым в практике врачебно-летной экспертизы.
После этого летчикам, которые не соответствуют определенным стандартам переносимости организуют и проводят тренировку мышечной системы на статоэргометре по предлагаемому способу.
Каждому летчику величину статических нагрузок определяют по величине мышечного напряжения, которое он развивает при воздействии перегрузок направления голова-таз, период циклов статических нагрузок задают в пределах 60 200 с, а стато-динамический характер нагрузок осуществляется в процессе набора или сброса нагрузки в течение 1 5 с.
Выбор времени соответствует временным характеристикам напряжения при пилотировании самолета. Для повышения эффекта тренировок цикла нагрузок линейно-ступенчатого возрастают по величине в соответствии с программой, которая рассчитывается на основании реальных циклов нагрузок, имеющихся при пилотировании самолета.
Проведенные испытания показали, что физическая тренировка на статоэргометре по данному способу позволяет повысить переносимость перегрузок направления голова-таз в условиях реальных полетов.
Использование: для физической тренировки мышечной системы летчиков и космонавтов, для защиты от пилотажных перегрузок. Сущность изобретения: способ тренировки летного состава к защите от перегрузок направления голова-газ, включает воздействие на мышечную систему статическими статодинамическими физическими нагрузками, количественные и временные характеристики которых задаются по величине; мышечного напряжения тренируемого при воздействии перегрузок направления голова газ и корреляцию величины указанного воздействия в соответствии с гемодинамическими показателями организма. 2 з. п. ф-лы, 2 табл.
Лавников А.А | |||
Основы авиационной космической медицины | |||
- М., 1975. |
Авторы
Даты
1997-11-27—Публикация
1994-02-15—Подача