СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ЛЕТНОГО СОСТАВА К ЗАЩИТЕ ОТ ПЕРЕГРУЗОК НАПРАВЛЕНИЯ ГОЛОВА-ТАЗ Российский патент 1997 года по МПК G09B9/10 

Описание патента на изобретение RU2097834C1

Изобретение относится к области учебно-тренировочного оборудования, в частности к способам физической тренировки мышечной системы летчиков и космонавтов для защиты от пилотажных перегрузок.

Известны способы физической тренировки летчиков и космонавтов, в которых использовано воздействие статическими и статодинамическими нагрузками на мышечную систему человека, направленные на повышение общей выносливости организма (Лавников А.А. Основы авиационной космической медицины, М. 1975).

Однако эти способы, во-первых, не обеспечивают целенаправленную тренировку мышц шеи, утомление которых при перегрузках больших величин может приводить к вывихам шейных позвонков, чему способствует большая масса защитного шлема. Во-вторых, тренировка сердечно-сосудистой системы динамическими физическими нагрузками в виде бега на длинные дистанции не только не повышает устойчивость к перегрузкам, но оказывается даже снижает ее. В-третьих, физическая нагрузка динамического характера, используемая при подготовке летчиков, не соответствует физической нагрузке, которую летчики испытывают при пилотажных перегрузках в полете, выполненная защитные противоперегрузочные мышечные приемы. В-четвертых, физиологические реакции организма на тренировочные физические нагрузки динамического характера не адекватны физиологическим реакциям при воздействии перегрузок направления голова-таз.

Техническая задача разработка способа, обеспечивающего целенаправленную тренировку мышечной системы летчика с учетом характера реакций физиологических систем организма, в частности сердечно-сосудистой и мышечной систем на действие пилотажных перегрузок направления голова-таз.

Задача решается тем, что величину статических нагрузок определяют по величине мышечного напряжения тренируемого при воздействии перегрузок направления голова-таз, и коррелируют ее соответственно с гемодинамическими показателями организма. Кроме того период циклов статических нагрузок задают в пределах 60 200 с, а статодинамический характер нагрузок обеспечивают в процессе набора или сбора нагрузки в течении 1 5 с, при этом циклы нагрузок изменяют в соответствии с программой по линейно ступенчатому закону. Циклы статических нагрузок повторяют непрерывно 3 5 раз с перерывами между циклом 30 90 с каждый день до достижении верхнего предела мышечного усилия не менее 280 кГс.

Получаемые показатели зависят от величины воздействующей перегрузки направления голова-таз, в (табл. 1).

В табл. 2 даны средние значения показателя реакций сердечно сосудистой системы у этих же летчиков при выполнении статической нагрузки на устройстве для тренировки мышц (статоэргометре).

Величина мышечного усилия задавалась близкой к величине мышечного усилия при вращении на центрифуге (табл. 1). Для удобства величины округлены до целых десятков.

Сопоставление данных табл. 1 и 2 показывает, что при статической нагрузке, величины соответствующей величине мышечного усилия при перегрузках голова-таз, физиологические реакции организма адекватны.

В процессе экспертных вращений на центрифуге у летчиков определяют предел переносимости по критериям принятым в практике врачебно-летной экспертизы.

После этого летчикам, которые не соответствуют определенным стандартам переносимости организуют и проводят тренировку мышечной системы на статоэргометре по предлагаемому способу.

Каждому летчику величину статических нагрузок определяют по величине мышечного напряжения, которое он развивает при воздействии перегрузок направления голова-таз, период циклов статических нагрузок задают в пределах 60 200 с, а стато-динамический характер нагрузок осуществляется в процессе набора или сброса нагрузки в течение 1 5 с.

Выбор времени соответствует временным характеристикам напряжения при пилотировании самолета. Для повышения эффекта тренировок цикла нагрузок линейно-ступенчатого возрастают по величине в соответствии с программой, которая рассчитывается на основании реальных циклов нагрузок, имеющихся при пилотировании самолета.

Проведенные испытания показали, что физическая тренировка на статоэргометре по данному способу позволяет повысить переносимость перегрузок направления голова-таз в условиях реальных полетов.

Похожие патенты RU2097834C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ МЫШЦ 1994
  • Мигачев С.Д.
  • Хоменко М.Н.
RU2097835C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПЕРЕНОСИМОСТИ ЛЕТЧИКОМ ПЕРЕГРУЗОК ИНТЕНСИВНОГО МАНЕВРИРОВАНИЯ И ЕГО ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К ЭТОМУ ВИДУ ПОЛЕТОВ 1999
  • Лапа В.В.
  • Засядько К.И.
  • Ходяков Е.В.
RU2192159C2
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПЕРЕНОСИМОСТИ ЛЕТЧИКОМ ПИЛОТАЖНЫХ ПЕРЕГРУЗОК 1994
  • Хоменко М.Н.
  • Ступаков Г.П.
  • Мигачев С.Д.
  • Малащук Л.С.
  • Вартбаронов Р.А.
RU2129404C1
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЛЕТЧИКА В УСЛОВИЯХ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПИЛОТАЖНЫХ ПЕРЕГРУЗОК И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1996
  • Марасанов А.В.
  • Пономаренко В.А.
  • Вартбаронов Р.А.
  • Хоменко М.Н.
  • Кукушкин Ю.А.
  • Малащук Л.С.
  • Романов А.В.
  • Дуга М.К.
RU2111698C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РЕГУЛЯТОРНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА 1993
  • Баевский Р.М.
  • Кукушкин Ю.А.
  • Марасанов А.В.
  • Романов А.В.
  • Дуга М.К.
RU2103911C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ЛИЦ ОПАСНЫХ ПРОФЕССИЙ 2006
  • Сухолитко Валентин Афанасьевич
RU2325935C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ УРОВНЯ НАПРЯЖЕНИЯ МЫШЦ БРЮШНОГО ПРЕССА 2000
  • Вартбаронов Р.А.
  • Мигачев С.Д.
  • Хоменко М.Н.
  • Мухин В.А.
RU2220657C2
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ 2003
  • Литвинов А.М.
  • Медведев В.Р.
RU2264235C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОГО АНАЛИЗАТОРА В УСЛОВИЯХ МОДЕЛИРУЕМОЙ НЕВЕСОМОСТИ 1997
  • Григорьев А.И.
  • Мацнев Э.И.
  • Яковлева И.Я.
RU2114772C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА К ВОЗДЕЙСТВИЮ СТРЕСС-ФАКТОРОВ ПОЛЕТА 1995
  • Ушаков И.Б.
  • Черняков И.Н.
  • Шишов А.А.
  • Дворников М.В.
  • Степанов В.К.
  • Оленев Н.И.
RU2098867C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 097 834 C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ЛЕТНОГО СОСТАВА К ЗАЩИТЕ ОТ ПЕРЕГРУЗОК НАПРАВЛЕНИЯ ГОЛОВА-ТАЗ

Использование: для физической тренировки мышечной системы летчиков и космонавтов, для защиты от пилотажных перегрузок. Сущность изобретения: способ тренировки летного состава к защите от перегрузок направления голова-газ, включает воздействие на мышечную систему статическими статодинамическими физическими нагрузками, количественные и временные характеристики которых задаются по величине; мышечного напряжения тренируемого при воздействии перегрузок направления голова газ и корреляцию величины указанного воздействия в соответствии с гемодинамическими показателями организма. 2 з. п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения RU 2 097 834 C1

1. Способ тренировки летного состава к защите от перегрузок направления голова таз, включающий воздействие статическими и статодинамическими нагрузками на мышечную систему человека, отличающийся тем, что величину статических нагрузок определяют по величине мышечного напряжения тренируемого при воздействии перегрузок направления голова таз и коррелируют ее соответственно с гемодинамическими показателями организма. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что период циклов статических нагрузок задают в пределах 60 200 с, а статодинамический характер нагрузок обеспечивают в процессе набора или сброса нагрузки в течение 1 5 с, при этом циклы нагрузок изменяют в соответствии с программой по линейно-ступенчатому закону. 3. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что циклы статических нагрузок повторяют непрерывно 3 5 раз с перерывами между циклами 30 90 с каждый день до достижения верхнего предела мышечного усилия не менее 280 кГс.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2097834C1

Лавников А.А
Основы авиационной космической медицины
- М., 1975.

RU 2 097 834 C1

Авторы

Мигачев С.Д.

Ступаков Г.П.

Хоменко М.Н.

Даты

1997-11-27Публикация

1994-02-15Подача