Изобретение относится к машиностроению преобразователям энергии: тепловой в гидравлическую или гидравлической в механическую. В первом назначении это гидронасос-двигатель внутреннего сгорания (гидро-ДВС), во втором компрессор или насос, приводимые гидромоторами гидропривода от энергетического двигателя.
Гидро-ДВС-генератор преобразует энергию сгорания топлива в передаваемую рабочей машине другой гидромашиной энергию потока рабочей жидкости. Второе назначение, передача гидравлической энергии компрессору или насосу, обеспечивается обратимостью установки.
Известна силовая установка, содержащая роторный агрегат в виде газовой турбины и турбокомпрессора, а также поршневую машину с механизмом преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное - вала. Этот механизм выполнен в виде коленчатого вала, опорного на вращаемые кривошипные опоры и имеющего малую шестерню, взаимодействующую с зубчатым колесом корпуса [1]
Она преобразует энергию сгорания топлива только в механическую энергию. В этой установке основные детали: коленчатый вал и шестерни передают крутящий момент двигателя одному потребителю от всех поршневых групп двигателя через шестерни в условиях маложестких опор и слабых шестерен. Установка является ненадежной и сложной. Другие установки также ненадежны [2]
Целью изобретения является придание многоцелевой силовой установке многофункциональности, повышение ее надежности, упрощение конструкции.
Указанная цель достигается тем, что механизм возвратно-поступательного движения и роторный механизм выполнены в виде одного агрегата с общими деталями. Механизм возвратно-поступательного движения поршней выполнен бесшатунным в виде коленчатого вала с роликовым барабаном кривошипной опоры, неподвижной шестерни с пазами. Роторный агрегат выполнен в виде обратимой планетарной гидромашины, имеющей цилиндрическую рабочую полость, вращающиеся замыкатели, установленные во вращающемся роторе, и взаимодействующие с лопастями корпуса.
Технические решения сводятся к обеспечению надежного взаимодействия этих обоих механизмов за счет использования свойств гипоциклоидального зацепления при соотношении диаметров взаимодействующих деталей 1:2.
При перпендикулярном к корпусу расположении поршней (фиг. 1) и двухпоршневой или однопоршневой секционности установки (не показаны) каждый замыкатель присоединен к своему коленчатому валу.
На фиг. 1 изображен продольный разрез двухпоршневой установки; на фиг. 2, 3, 4 поперечные разрезы установки А-А, Б-Б, В-В;
на фиг. 5 и 6 однопоршневая установка в продольном и поперечном Г-Г разрезах.
Многоцелевая силовая установка, например, генератор рабочей жидкости (гидро-ДВС), состоит из двигательной и насосной частей.
Гидро-ДВС имеет цилиндры 1, установленные перпендикулярно трубчатому корпусу 2. В цилиндрах, установленных по бокам насосной части имеются поршни 3 со штоками 4. Механизмы привода насоса выполнены в виде пары одноколенных коленчатых валов, противоположно установленных на кривошипных опорах 6 и роторе 7 насоса. Центральная шейка 5 коленчатого вала размещена в подшипнике 8 конца штока 4.
Коленчатый вал имеет щеки и опорные шейки: трубчатую шейку 9, установленную в подшипнике 10 кривошипной опоры 6, и цилиндрическую шейку 11, установленную в подшипнике 12 ротора 7. Шейка 9 щлицами 13 соединена с барабаном 14, имеющем продольные гнезда, в которых установлены ролики 15, ограниченные в пазах кольцами 16. Ролики последовательно входят в продольные разы 17 шестерни 18, находясь в контакте с их поверхностью при повороте барабана. Число роликов 15 вдвое меньше числа пазов шестерни 18.
Подшипник 10 установлен в кольце 19 эксцентрично, на размере радиуса кривошипа коленвала 5, установленного в опоре 6. Эксцентричная опора 6 и ротор 7 вращаются на подшипниках 20.
В двухпоршневой установке между цилиндрами 1, установлена гидромашина-насос, замыкатели 21 которой соединены с шейками 11 шлицами. Ротор 7 (фиг. 2) составлен из двух дисков, соединенных воедино штифтами 22. Замыкатели вставлены в продольные отверстия ротора, отнесенные от центра вращения ротора на величину радиуса кривошипа коленчатого вала. Во внутренние отверстия замыкателей 21 вставлены консольные опоры 23 от дисков 24. В серединах консольных опор 23 выполнены проточки 25, с поверхностями контактирующими с поверхностями двух, входящих в рабочую полость 26, неподвижных лопастей 27, проходящих через окна трубчатых замыкателей 21, вращающихся вместе с ротором 7. Кроме того замыкатели 21 планетарно вращаются в гнездах ротора вместе с шейками 11 коленчатого вала. За один оборот ротора замыкатели совершают два оборота. Определяется огибание ими лопастей 27 и бесскользящая обкатка круговой наружной поверхности двух рабочих полостей 26.
Чтобы исключить проскок жидкости из напорной магистрали обратно в рабочую полость 26 по бокам лопастей 27 установлены ползунки 28, подымаемые к кромкам окон замыкателей пружинами 29. В лопастях 27 имеются распределительные каналы: с одной стороны всасывающие 30, с другой стороны нагнетательные 31.
Насос обеспечивает два независимых потока жидкости, являясь делителем мощности. Соединение одноименных каналов может дать единый поток. Привод вспомогательных агрегатов гидро-ДВС, как-то систем топливо-подачи, газораспределения, смазки и т.п. осуществляется от кулачков 32 с толкателями 33.
Однопоршневая установка (фиг. 5-6) имеет один одноколенный вал 5 и один замыкатель 34, служащий также опорой при передаче крутящего момента ротору 7 гидромашины.
Для этого в отверстиях трубчатого замыкателя 34 с боковыми буртами установлены ролики 35. В рабочей полости 26 размещена шестерня 36 с пазами 37. Имеется вал 38 для привода вспомогательных систем гидро-ДВС.
Как в варианте с отдельным опорным узлом (детали 14-19 на фиг. 1), так и с опорным узлом в виде замыкателей с роликами. Ролики помещены в гнезда барабана по посадке скольжения. Обеспечивается передача сил при напряжениях смятия поверхностей пазов корпусных шестерен. Усилия передаются через ролики, скользящими по поверхностям пазов барабанов.
В картере двигателя установлены направляющие 39 штока и поддон 40. Многоцелевые силовые установки в качестве компрессора, вакуум-насоса или многоцелевого насоса, приводимыми обратимыми гидромашинами-гидромоторами оснащаются соответствующими клапанами системами (не показаны).
Многоцелевая силовая установка работает следующим образом.
При поочередном сгорании топлива в силовых цилиндрах 1 поршни 3 заставляют штоки 4 двигаться возвратно-поступательно. Это приводит во вращение коленчатые валы 5, которые, в свою очередь, вращают жестко связанные с ними барабаны 14 с роликами 15, являющимися одновременно и приводами для замыкателей 21. При этом барабаны 14 опираются своими цапфами на подшипники кривошипных опор 6. Вращение шейки 11 вала, соединенной за одно целое с замыкателем 21, заставляет вращаться и ротор 7 насоса. Совершая планетарное движение вместе с ротором 7 на определенных участках оба замыкателя наружными поверхностями обкатываются по круговым поверхностям внутри корпуса насоса и двигаясь в полости 26, перешагивают выступающие в рабочую полость 26 лопасти 27, не прерывал при этом постоянного контакта с ползунками 28 и поверхностью круговой полости, создавая надежное уплотнение. Это позволяет при взаимодействии замыкателей 21 с вытеснительными лопастями 27 эффективно нагнетать рабочую жидкость в каналы лопастей 27, а из них в патрубки магистралей рабочих гидромоторов-потребителей (не показаны).
При обратном действии установки, т.е. при подаче рабочей жидкости под давлением в гидромашину-гидромотор должно начаться возвратно-поступательное движение штоков 4 и поршней 3 в силовых цилиндрах 1, используемых для нагнетания газов или перекачиваемой жидкости. В таких условиях комбинированная силовая установка может служить компрессором или насосом загрязненных жидкостей.
Во всех случаях обеспечивается надежный безизносный контакт поверхностей роликов и поверхностей пазов шестерен в условиях хорошей смазки и охлаждения поверхностей деталей жидкостью, вытесняемой из пазов при неподвижном контакте поверхностей ролика с поверхностью пазов корпусных деталей и скольжения большой поверхности роликов по поверхности их пазов.
Основное преимущество предложенного технического решения повышение надежности тяжело нагруженных деталей, особенно зубчатых соединений. Упрощается конструкция многоцелевой силовой установки за счет исключения гидрораспределителей и специального преобразующего механизма. Расширяются технологические возможности такой установки, материальная часть которой используется в качестве не только генератора рабочей жидкости, но также и в виде компрессора, насоса или вакуум-насоса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМБИНИРОВАННАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА | 1992 |
|
RU2046970C1 |
РОТОРНАЯ ТРУБКОЛОПАСТНАЯ ГИДРОМАШИНА ПЕРЕМЕННОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ | 1996 |
|
RU2115806C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ТРУБКОЛОПАСТНАЯ ГИДРОМАШИНА | 1992 |
|
RU2085760C1 |
РОТОРНАЯ РОЛИКОЛОПАСТНАЯ ГИДРОМАШИНА | 1991 |
|
RU2030597C1 |
ГИДРОПУЛЬСАЦИОННЫЙ ПРЕСС | 1991 |
|
RU2010658C1 |
ДВУХСЕКЦИОННАЯ РОЛИКОЛОПАСТНАЯ ГИДРОМАШИНА | 1992 |
|
RU2049267C1 |
ГИДРОМОТОРНАЯ ЛЕБЕДКА БУРОВОЙ УСТАНОВКИ | 1993 |
|
RU2066731C1 |
СТУПЕНЧАТО-РЕГУЛИРУЕМАЯ РОЛИКОЛОПАСТНАЯ ГИДРОМАШИНА | 1993 |
|
RU2049268C1 |
РОТОРНЫЙ БЫСТРОХОДНЫЙ ГИДРОПУЛЬСАТОР | 1998 |
|
RU2135845C1 |
ТРУБКОЛОПАСТНАЯ ГИДРОМАШИНА | 1996 |
|
RU2103520C1 |
Многоцелевая силовая установка относится к машиностроению и может быть использована в качестве преобразователя энергии; тепловой в гидравлическую или гидравлической в механическую, т.е. в качестве гидро-ДВС, компрессора, вакуум-насоса, многоцелевого насоса и т.п. Установка содержит поршневую машину и обратимую роторную гидромашину. Применение гипоциклоидного внутреннего зацепления роликов и пазов шестерни корпуса при передаточном отношении, равном 1: 2, создает условия для такого планетарного движения замыкателей, при котором они перешагивают выступающие в рабочую полость лопасти насоса, закрепленные на его корпусе, не задевая их, и эффективно вытесняют рабочую жидкость в магистраль. В механизмах установки обеспечено взаимодействие силовых деталей в условиях качения. 1 з. п. ф-лы, 6 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Баландин С.С | |||
Бесшатунные двигатели внутреннего сгорания | |||
- М.: Машиностроение, 1972, с.27, рис.23, с.14, 17, рис.11б, 12 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Изобретатель и рационализатор, N 11, 1993, с.32. |
Авторы
Даты
1997-12-27—Публикация
1994-04-13—Подача