Изобретение относится к авиации и может быть использовано при разработке сверхлегких самолетов.
Известны микросамолеты, выполненные из несущего каркаса, содержащие гибкое крыло, мотоустановку и двигатель с несущим винтом (патент США кл. 244-48, N 3.361 и патент США кл. 244-46, N 3.817.478).
Эти устройства имеют значительную массу конструкции, большие габариты и требуют значительной мощности для осуществления полета с достаточной вертикальной скоростью.
Прототипом изобретения является микросамолет (патент США кл. 244-49, N 4.706.907) с геометрически преобразуемым отсеком фюзеляжа, формирующим рабочее место пилота.
Микросамолет состоит из крыла, балки с хвостовым оперением и мотоустановки с воздушным винтом.
Недостатками указанного устройства являются значительная масса летательного аппарата, сложная конструкция и невозможность использования стандартного кресла-коляски в качестве рабочего места пилота микросамолета.
Целью изобретения является снижение массы конструкции микросамолета и возможность применения стандартного кресла-коляски в качестве рабочего места пилота.
Цель достигается тем, что продольные балки центроплана, лонжерон крыла и поперечные стойки моторами образуют прямоугольную раму, в которую снизу крыла установлено кресло-коляска, причем на поперечных балках в местах крепления лонжерона крыла и вертикальных стоек моторами установлены кронштейны с отверстиями, в которые входят стержни, соединяющие кронштейны, расположенные на спинке и передней части коляски с кронштейнами центроплана.
На фиг. 1 показан микросамолет для инвалидов, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, с носовым обтекателем; на фиг. 3 - то же, вид сверху; на фиг. 4 - то же, вид спереди; на фиг. 5 - крепление кресла-коляски к центроплану; на фиг. 6 - система управления микросамолета; на фиг. 7 - стандартное кресло-коляска, установленное на микросамолете, вид сбоку; на фиг. 8 - то же, вид спереди; на фиг. 9 - кресло-коляска, закрепленное в нише крыла, вид сверху.
Микросамолет для инвалидов состоит из стандартного кресла-коляски 1, расположенного в нише 2 крыла малого удлинения 3. Центроплан крыла малого удлинения образован двумя продольными балками 4, расположенными параллельно. На конце продольных балок шарнирно установлен цельноповоротный стабилизатор 5. Сверху на балках 4 расположен киль 6 с рулем поворота. Снизу под балками закреплен костыль 7.
В передней части балки пристыкованы к передней кромке 8 и лонжерону крыла 9. Задняя кромка 10 крыла расположена в горизонтальной плоскости и в плоскости концевых хорд 11 крыла. К концевым хордам крыла пристыкованы концевые шайбы 12 с установленными на них элеронами 13.
На концевых хордах установлены подкрыльевые опоры 14.
К передней кромке крыла и к продольным балкам крепится носовой обтекатель 15.
На продольных балках на мотораме 16 установлен двигатель 17 с воздушным винтом 18 в кольцевом канале 19.
На лонжероне крыла установлен кронштейн 20, на котором расположена многоканальная ручка 21 управления самолетом. Многоканальная ручка имеет колонку 22, которой управляют как обычной ручкой (рулем высоты и элеронами; фиг. 6, левая часть) и штурвал 23, которым управляют рулем поворота (вместо педалей). Левая рукоятка штурвала имеет поворотную ручку 24, которая служит для управления оборотами двигателя.
На кронштейне 20 можно установить две раздельные ручки управления (второй вариант показан в средней части фиг. 6). Тогда ручка 25 является стандартной - самолетной ручкой управления, а левая ручка 26 служит для управления рулем поворота и двигателем поворотной рукояткой 27.
В нише крыла микросамолета кресло-коляска крепится с помощью шпилек 28, которые проходят через отверстия стыковочных узлов 29, закрепленных на продольных балках, и 30, закрепленных на кресле. Шпильки 28 фиксируются шплинтами 31.
Микросамолет имеет фонарь 32, который устанавливается с помощью замков на продольных балках (не показаны).
Полет микросамолета для инвалидов производится следующим образом.
Пилот с ограниченными физическими возможностями подъезжает к микросамолету на кресле-коляске с расположенными на ней кронштейнами 30, после чего два помощника поднимают самолет и опускают его сверху таким образом, чтобы в нишу 2 крыла вошло кресло-коляска и чтобы совместились кронштейны на продольных балках и на коляске. Затем шпильками 28 пристыковывают кресло-коляску к продольным балкам и фиксируют шпильки шплинтами 31.
После этого пилот закрывает фонарь 32 и ставит его на замки. Затем пилот запускает двигатель и осуществляет руление. Кресло-коляска выполняет роль шасси самолета и рабочего места пилота.
Микросамолет взлетает и совершает полет обычным для самолета данного класса образом. При использовании кресла-коляски ножное управление самолета отсутствует. На микросамолет может быть установлена тележка дельтапланерного типа или кресло-коляска с ножным управлением. В этом случае может использоваться ручка только для одной руки.
Посадка самолета не отличается от посадки стандартных ультралегких самолетов. После посадки пилот открывает фонарь, отстыковывает кресло-коляску и самостоятельно или с помощью ассистента выкатывает коляску из ниши крыла.
Как известно, стандартное кресло-коляска типа "Профи" или "Спорт" (фирмы "Майра") имеет массу 9-12 кг и достаточную прочность конструкции. Коляски указанного типа совершают многотысячные пробеги во время спортивных гонок между городами.
Велосипедные колеса этих колясок имеют высокую надежность и прочность. В начале века самолеты "Ваузен", "Блерно", "Дамуазель" и др. имели шасси на велосипедных колесах, причем взлетный вес этих самолетов превышал 350 кг.
По сравнению с прототипом предлагаемый микросамолет имеет меньшую массу (около 25 кг без кресла-коляски), так как имеет крыло малого удлинения, обеспечивающее простейшую силовую схему и примитивный силовой набор.
Крыло малого удлинения обеспечивает, кроме того, малую посадочную скорость и безопасность полета вследствие хороших срывных характеристик.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МИКРОСАМОЛЕТ | 1993 |
|
RU2095284C1 |
ЛЕГКИЙ САМОЛЕТ | 1993 |
|
RU2095285C1 |
УЛЬТРАЛЕГКИЙ САМОЛЕТ | 1998 |
|
RU2198114C2 |
МОТОДЕЛЬТАПЛАН | 1998 |
|
RU2188144C2 |
МИКРОАВТОМОБИЛЬ | 1998 |
|
RU2185990C2 |
СВЕРХЛЕГКИЙ САМОЛЕТ | 2005 |
|
RU2336200C2 |
ЛЕГКИЙ ЭКРАНОПЛАН | 2006 |
|
RU2299822C1 |
ЭКРАНОЛЕТ | 1998 |
|
RU2185979C2 |
АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СУДНО | 1998 |
|
RU2178757C2 |
ЭКРАНОПЛАН | 2014 |
|
RU2581511C1 |
Использование: изобретение относится к области авиастроения и может быть использовано при разработке ультралегких самолетов. Сущность: микросамолет для инвалидов содержит кресло-коляску, которое расположено в нише крыла малого удлинения и пристыковано посредством шпилек к продольным балкам. 9 ил.
Микросамолет для инвалидов, состоящий из крыла, центроплана, преобразующего отсек фюзеляжа в рабочее место пилота, хвостового оперения и моторамы с двигателем и воздушным винтом, отличающийся тем, что, с целью снижения массы конструкции микросамолета и возможности применения стандартного кресла-коляски в качестве рабочего места пилота, продольные балки центроплана, лонжерон, крыла и поперечные стойки моторами образуют прямоугольную раму, в которую снизу крыла установлено кресло-коляска, причем на поперечных балках, в местах крепления лонжерона крыла и вертикальных стоек моторами установлены кронштейны с отверстиями, в которые входят стержни, соединяющие кронштейны, расположенные на спинке и передней части коляски с кронштейнами центроплана.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
US, патент, 3817478, кл | |||
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
US, патент, 4706907, кл | |||
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1998-02-10—Публикация
1993-05-05—Подача