КОМБИНИРОВАННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С РЕГЕНЕРАТОРОМ Российский патент 1998 года по МПК F02B41/00 F02G5/02 F02C1/00 

Описание патента на изобретение RU2104400C1

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано как для стационарных, так и для передвижных установок.

Известны комбинированные двигатели, состоящие из поршневого ДВС, газовой турбины и компрессора. Отработавшие в ДВС газы приводят в действие газовую турбину и компрессор, подающий сжатый воздух в цилиндр поршневого двигателя [1,с.15].

Однако в таких двигателях температура газов, выходящих из газовой турбины в атмосферу, относительно велика (330-500oC), из-за чего значительны потери теплоты "с отработанными газами".

Наиболее близким к предлагаемому двигателю является комбинированный двигатель, содержащий поршневую часть, силовую турбину на одном валу с компрессором наддувочного воздуха и теплообменник-охладитель наддувочного воздуха. Отработанные газы из поршневой части поступают на вход силовой турбины, а затем выходят в окружающую среду. Атмосферный воздух поступает на вход компрессора, выходит из него с более высокой температурой, проходит через теплообменник-охладитель и охлажденный поступает в поршневую часть. На второй вход теплообменника-охладителя подается охлаждающий теплоноситель и подогретый в нем выходит в окружающую среду [1,с.17].

Недостатком этого двигателя тоже является высокая температура отработанных газов, выбрасываемых в окружающую среду из силовой турбины, а также потери теплоты в окружающую среду с охлаждающим теплоносителем, выходящим из теплообменника-охладителя, кроме того, необходимы затраты дополнительной энергии для подачи охлаждающего теплоносителя в теплообменник. Все это в совокупности понижает КПД двигателя.

Целью изобретения является повышение экономичности комбинированного двигателя путем уменьшения потерь теплоты с отработанными газами и с охлаждающим наддувочный воздух теплоносителем.

Цель достигается тем, что в комбинированном ДВС, содержащем поршневую часть, силовую турбину на одном валу с компрессором наддувочного воздуха и теплообменник, причем отработанные газы из поршневой части поступают на вход силовой турбины, а атмосферный воздух, пройдя через компрессор и через теплообменник, подается в поршневую часть, согласно изобретению теплообменник выполняет функцию регенератора, на второй вход которого подаются отработанные газы из выхода силовой турбины, и выбрасываются в атмосферу из второго выхода регенератора.

На фиг. 1 представлена схема предлагаемого комбинированного ДВС с регенератором, где 1 - поршневая часть; 2 - силовая турбина; 3 - компрессор; 4 - регенератор; 5 - вал, соединяющий силовую турбину и компрессор наддувочного воздуха.

Термодинамический цикл работы предлагаемого двигателя в координатах температура - энтропия (t-S) приведен на фиг.2, где 1-2 - адиабатное сжатие воздуха в компрессоре, 2-a - изобарный подогрев воздуха в регенераторе, a-c - адиабатное сжатие в цилиндре, поршневой части, c-z - изохорный подвод теплоты в цилиндре, z-b - адиабатное расширение в цилиндре, b-a - изохорное падение давления в цилиндре с превращением потенциальной энергии газа в кинетическую энергию его потока, a-3 - изобарное расширение газа в трубопроводе с превращением кинетической энергии потока в потенциальную перед турбиной постоянного давления, 3-4 - адиабатное расширение газа в турбине, 4-5 - изобарное охлаждение газа в регенераторе, при этом теплота отдается воздуху, вышедшему из компрессора, 5-1 - изобарный отвод теплоты в окружающую среду.

Параметры газа в крайних точках процессов цикла приведены в табл.1.

В других вариантах предлагаемого двигателя подвод теплоты в цилиндре поршневой части может быть изобарным или смешанным, а силовая турбина может быть и "импульсной".

Расчет всего цикла произведен для 1 кг воздуха, показатель адиабаты которого K=1,4, а газовая постоянная R=0,287 кДж/кг•К. Теплота в изобарных процессах расссчитывалась по формуле , а в изохорных , где t1 и t2 - температуры в начале и в конце процессов.

Энтропия равна нулю при 0oC и 760 мм рт.ст. Степень регенерации в идеальном термодинамическом процессе равна единице.

Теплота, подведенная извне, qcz= 559 кДж/кг. Теплота, отведенная вовне, g5-1= 107 кДж/кг (q2-а=q5-1). Полезная работа l0=452 кДж/кг. Термический КПД ηt =0,809.

Сравнение циклов предлагаемого двигателя и прототипа произведено для 1 кг газа при одинаковых начальных параметрах атмосферного воздуха (точка 1), при одинаковом давлении наддува (0,3 МПа) и при одинаковой максимальной температуре в точке Z (2000oC).

Параметры газа в крайних точках процессов цикла двигателя прототипа представлены в табл.2.

Термодинамический цикл двигателя-прототипа состоит из следующих процессов: 1-2 - адиабатное сжатие воздуха в компрессоре, 2-a - изобарное охлаждение воздуха в теплообменнике-охладителе, a-c - адиабатное сжатие в цилиндре поршневой части, c-z - изохорный подвод теплоты в цилиндре, z-b - адиабатное расширение в цилиндре, b-a - изохорное падение давления в цилиндре с превращением потенциальной энергии газа в кинетическую энергию его потока, a-3 - изобарное расширение газа в трубопроводе с превращением кинетической энергии потока в потенциальную энергию перед турбиной постоянного давления, 3-4 - адиабатное расширение газа в турбине, 4-1 - изобарный отвод теплоты в окружающую среду.

Теплота, подведенная извне, qcz= 1090 кДж/кг. Теплота, отведенная вовне, q4-1+ a2-a= 352 кДж/кг. Полезная работа l0=736 кДж/кг. Термический КПД ηt = 0,677.

Температура газа, выбрасываемого в окружающую среду двигателем-прототипом, гораздо выше, чем в предлагаемом двигателе (300 >121oC), кроме того, в двигателе-прототипе имеется отвод теплоты в окружающую среду теплообменником-охладителем. Сравнение циклов показывает, что предлагаемый комбинированный двигатель экономичнее (по термическому КПД) на
[(0,809-0,677)/0,677]•100=19,5%.

При сравнении предлагаемого комбинированного ДВС и двигателя-прототипа были рассчитаны и проанализированы термодинамические циклы (идеализированные, как это принято в термодинамике). При учете необратимых потерь энергии, т. е. при переходе к действительным циклам, КПД двигателей уменьшится, однако качественное соотношение между сравниваемыми КПД сохранится.

К недостаткам предлагаемого комбинированного ДВС с регенератором следует отнести меньшую удельную полезную работу (452 < 736 кДж/кг газа). Чтобы увеличить полезную работу, довести ее до величины работы, получаемой в прототипе, следует увеличить расход воздуха в 736/452=1,63 раза. Это приведет к увеличению (при прочих равных условиях) высоты лопаток турбины и компрессора в =1,27 раза, а линейных размеров цилиндров поршневой части в = 1,18 раза. Такое увеличение можно считать относительно незначительным, особенно для стационарных двигателей, для которых важна не так удельная масса, как экономичность.

Похожие патенты RU2104400C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАБОТЫ ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Алексенцев Евгений Иванович
  • Кудинов Василий Александрович
  • Неклюдов Александр Афанасьевич
RU2432474C2
Поршневой двигатель двухцилиндровой конструкции 2022
  • Демидченко Иван Владимирович
  • Демидченко Владимир Иванович
  • Масляева Галина Николаевна
RU2800787C1
СПОСОБ РАБОТЫ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ С ПОРШНЕВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ЕГО ВАРИАНТЫ) И СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБОВ 2001
  • Стародетко Константин Евгеньевич
  • Стародетко Евгений Александрович
  • Стародетко Георгий Евгеньевич
RU2214525C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ДВУСТОРОННЕГО ДЕЙСТВИЯ С РЕГЕНЕРАЦИЕЙ ТЕПЛОТЫ 2016
  • Кудинов Василий Александрович
  • Алексенцев Евгений Иванович
  • Довгялло Александр Иванович
  • Неклюдов Александр Афанасьевич
  • Кудинов Игорь Васильевич
  • Ерёмин Антон Владимирович
  • Дедов Николай Иванович
  • Родионов Владимир Анатольевич
RU2663369C1
СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦИКЛА ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1994
  • Стародетко Евгений Александрович[By]
  • Стародетко Георгий Евгеньевич[By]
  • Стародетко Константин Евгеньевич[By]
  • Симон Симанд[Ca]
RU2075613C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СГОРАНИЕМ В ДВС С ТУРБОКОМПРЕССОРОМ 2018
  • Хрипач Николай Анатольевич
  • Лежнев Лев Юрьевич
  • Шустров Федор Андреевич
  • Татарников Алексей Павлович
  • Папкин Борис Аркадьевич
  • Неверов Всеволод Анатольевич
RU2715305C1
СПОСОБ РАБОТЫ ТЕПЛОВОГО ДВИГАТЕЛЯ С ВНЕШНИМ ПОДВОДОМ ТЕПЛА И ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Болычевский Юрий Михайлович
RU2082895C1
Силовая установка 1990
  • Алякринский Константин Александрович
  • Лебедев Владимир Африканович
SU1835460A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СГОРАНИЕМ В ДВС С ЭЛЕКТРОТУРБОКОМПРЕССОРОМ 2018
  • Хрипач Николай Анатольевич
  • Лежнев Лев Юрьевич
  • Шустров Федор Андреевич
  • Татарников Алексей Павлович
  • Коротков Виктор Сергеевич
  • Иванов Денис Алексеевич
RU2718098C1
Способ работы двигателя внутреннего сгорания с регенерацией тепла в цикле и двигатель для его осуществления 2016
  • Довгялло Александр Иванович
  • Кудинов Василий Александрович
  • Алексенцев Евгений Иванович
  • Карцев Александр Олегович
  • Шестакова Дарья Александровна
RU2641180C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 104 400 C1

Реферат патента 1998 года КОМБИНИРОВАННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С РЕГЕНЕРАТОРОМ

Использование: в двигателестроении, как в стационарных, так и в передвижных установках с комбинированными ДВС, например, в дизельных электростанциях. Сущность: комбинированный ДВС состоит из поршневой части, силовой турбины на одном валу с компрессором наддувочного воздуха и регенератора. Отработанные газы из цилиндра поршневой части поступают в силовую турбину, а затем, пройдя через регенератор и охладясь, выбрасываются в окружающую среду. Атмосферный воздух, пройдя через компрессор, нагревается в регенераторе и поступает в цилиндр поршневой части. Изобретение обеспечивает существенно увеличить экономичность комбинированных двигателей внутреннего сгорания. 2 табл., 2 ил.

Формула изобретения RU 2 104 400 C1

Комбинированный двигатель внутpеннего сгоpания с регенератором, содержащий поршневую часть, силовую турбину на одном валу с компрессором и теплообменник, причем выход отработанных газов поршневой части связан с входом силовой турбины, а компрессор соединен своим входом с атмосферой, а выходом
с первым входом теплообменника, первый выход которого соединен с входом поршневой части, а второй выход с атмосферой, отличающийся тем, что теплообменник, соединенный вторым входом с выходом силовой турбины, выполняет функцию регенератора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2104400C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
SU, авторское свидетельство, 11278, кл
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Двигатели внутреннего сгорания
Теория поршневых и комбинированных двигателей
/Под ред
Орлина А.С
и Круглова М.Г
- М.: Машиностроение, 1983, с
Печь для сжигания твердых и жидких нечистот 1920
  • Евсеев А.П.
SU17A1

RU 2 104 400 C1

Авторы

Магнитский Юрий Александрович

Жигулин Игорь Николаевич

Магнитский Ярослав Юрьевич

Даты

1998-02-10Публикация

1996-01-30Подача